ДЖОЙ

Валентина Бурлуцкая
               
   

   Джой – метис колли и лайки появился у нас в доме случайно. Дело в том, что у собаки моей приятельницы, красавицы колли по кличке Нора, случилась неплановая вязка. У породистых собак такие щенки подлежат выбраковке, чтобы не засорять породу. Но я, узнав о незапланированных щенках, попросила Нину, так звали мою приятельницу, оставить одного самого крупного щенка для меня. Чистота породы собаки для меня  ничего не значила, мы не собирались участвовать ни в каких собачьих выставках и соревнованиях. Мне нужна была собака для души, да и для Норы щенок был спасением от мастита. Так что моё предложение для Норы было выгодным во всех отношениях, а хозяйка, хоть и мучилась угрызениями совести, все же оставила одного щенка для меня. Таким вот образом  у  щенка появилось право на жизнь. Первый месяц жизни он, естественно, провел с Норой, а с месячного возраста  поселился у нас.

       Жили мы в то время в своем доме в городе Сургуте на севере Тюменской области. Джой, так мы назвали щенка, появился в нашем доме в начале ноября месяца. А на Севере - это уже настоящая зима. Так что первые свои прогулки на улице ему пришлось совершать в не особо комфортных условиях. Порой он устраивал на улице скандал – не хотел ходить по такому холодному снегу своими маленькими нежными лапками, и тогда мне приходилось брать его на руки. На руках Джой  тихо повизгивал и  норовил лизнуть в нос или в губы, в награду за понимание. До этого у нас перебывало много собак, в основном это были собаки охотничьих пород – спаниели, сеттер и еще овчарки. У собак этих пород широкие мощные лапы, а у Джоя  лапки были маленькие и какие-то трогательно тонкие. На память мне, почему-то, приходило сравнение с крысиными лапками. Собака с такими крошечными лапками - для нас это было непривычно. Но Джой  рос быстро и скоро лапки у него  выросли и окрепли и стали похожи на обыкновенные собачьи лапы.
 
   Окрас он унаследовал от своей матери – ярко рыжая шерсть, как у лисицы, большой белый нагрудник, белый кончик хвоста с черной отметиной в виде буквы «Т» и белые  концы лап. Шерсть пушистая, мягкая, правда, намного короче, чем у колли.  Голова Джоя была одновременно и похожа, и не похожа на голову колли.А вот продолговатые раскосые глаза были точно такими же, как у Норы. Вы можете представить себе прекрасный экземпляр ярко-рыжей пушистой лайки с головой и окрасом колли?  Вот именно таким и стал Джой, но это случилось не за день, и не за два. Прошло долгих семь или восемь месяцев, пока он стал таким.
 
           А пока он еще совсем малыш и только привыкает жить в нашем доме. Место для жилья ему отвели в свободной комнате со спальным местом на диване.  Те, у кого рос в доме щенок,  знают, какое это нелегкое и хлопотное занятие. Щенок наш рос,  помаленьку усваивая правила хорошего поведения,  и к полу-году мы успешно преодолели все трудности роста. К этому времени Джой  привел в полную негодность свой диван – он ему, почему - то,  не понравился с самого начала. Для начала он выгрыз несколько кусков обивки дивана, а потом  пошел на выброс и наполняющий сиденье поролон. Мы пытались различными способами спасти диван, но у нас ничего не получалось. Проплешина на сиденье дивана с каждым днем становилась все больше и больше. И вот, однажды, наш диван уехал на помойку в кузове мусоровоза. А спальным местом для собаки стал небольшой коврик на полу. Эта постель ему понравилась больше, коврик он грызть не стал.

           Джой очень не любил оставаться дома один, и, уходя на работу, мы слышали во дворе его жалобные, отчаянные  вопли. Постепенно он привык к необходимости оставаться  в доме за хозяина, и перестал так жалобно скулить, когда мы уходили, но провожал нас до порога таким тоскливым взглядом, что нам долго было не по себе после прощания с ним. Зато сколько любви и радости выказывал он при встрече! Джой высоко подпрыгивал, призывно лаял и норовил лизнуть в лицо, всем  видом давая понять свое совершеннейшее счастье от нашего появления в доме. Нрав у него был легкий и покладистый. Он хорошо поддавался дрессировке.  В возрасте семи – восьми месяцев он был  уже  не только красавцем псом, но и  благовоспитанным умницей.
 
        В нашей семье  все любят собак, я привязывалась душой ко всем  собакам, которые появлялись в нашем доме. Но эту собаку я любила особенно сильно. Это был единственный из всех наших псов, который мог улыбаться. Да, да, он действительно мог улыбаться настоящей улыбкой. Кроме Джоя, у нас в то время  была еще дворовая собака – овчарка Джек. Интересно было наблюдать за ними на улице. Джек не мог утерпеть, чтобы не подставить свою голову под руку, если в это время другая рука гладит голову Джоя. То же самое проделывал Джой, если гладили по голове Джека.  Так что собакам известно чувство ревности, и они испытывают его в полной мере в борьбе за внимание обожаемого ими человека.

    Из собственных  многолетних  наблюдений за собаками, я сделала вывод, что мы не до конца понимаем и оцениваем достойно умственные способности собак. Им присуще, также, и умение любить своих собратьев, и помогать им. У нас произошел такой случай: я стала находить во дворе морковку, у которой была целой ботва, но корнеплод был съеден почти до листьев. Я думала, что это кто-то из детей наших соседей наведывается ко мне в огород в наше отсутствие. Удивляло меня только то, что дети не боятся Джека. Но однажды я застала хулигана на месте преступления. Это был Джой. Оказывается, он перепрыгивал через ограду, дергал морковку для себя и не забывал угостить Джека. Вот почему я находила обгрызенную морковку не только во дворе, где бегал Джой, но и возле будки Джека.

    Конечно, он был наказан за такие действия, но иногда запрет, по-прежнему нарушался. Джой мог и любил высоко прыгать. Я думаю, прыжки доставляли ему настоящее удовольствие. Еще он очень любил играть мячом. Но не просто гоняться за ним, а чтобы кто-нибудь кидал ему мяч, а он носом отбивал его. И я не могу сказать с точностью, кто испытывал большее удовольствие от этой игры, человек, или собака. Он легко перепрыгивал препятствие при команде «Барьер». Он мог перепрыгивать даже через наши двухметровые ворота, но об этом позже.

               Однажды наша внучка Настя с племянницей Олей решили дрессировать Джоя. Они надели на него поводок,  и пошли за двор. Там стояли козлы, на которых мы пилили дрова. Вот девочки и решили учить собаку прыгать. Через некоторое время бегут ко мне со словами: « Бабушка, Джой не хочет брать барьер! Иди, помоги нам». Иду за двор, беру пса за поводок, командую: «Джой, барьер»! Джой спокойно перепрыгивает через козлы. И так повторяю несколько раз. Затем Настя берет у меня поводок, они бегут с Олей и собакой к козлам, Настя командует Джою: «Барьер»!  Девчушки перепрыгивают через козлы, а Джой, аккуратненько так, огибает козлы и бежит дальше. Так повторяется несколько раз. Возмущению Насти нет предела. Я снова беру поводок, даю команду - Джой  легко  и непринужденно перепрыгивает через козлы. После чего стоит и улыбается. Все повторяется сначала с тем же успехом. Начинаются увещевания: «Какой ты невоспитанный и неблагодарный! Мы,  для тебя всякие вкусности приносим, играем с тобой, а ты…»

   Потом девочкам надоедает это занятие, и они начинают просто бегать друг за другом. Тут уж Джоя не нужно уговаривать. Он носится с громким лаем то за Настей, то за Олей, и все трое счастливы. Набегавшись, просят есть. Моют руки, садятся  за стол и, несмотря на мои запреты, кормят Джоя с рук. Он сидит рядом, умильно поглядывая  на детей своими умными раскосыми глазами,  склоняя голову то вправо, то влево. Ну, какое сердце выдержит такой поток любви, чтобы не одарить этого  скромника каким-нибудь лакомым кусочком?! А Джою  только это и нужно. Получив очередную порцию вкуснятины, он перебирает лапами и начинает тихо – тихо так повизгивать, пока терпение моё  истощается,  и я прогоняю его на место. Хотя  я сама, на месте девочек, поступила бы точно так же.

   Джою это не нравится, но он  подчиняется, и уходит на место. Но как только я перестаю обращать на него внимание, он ползком, потихоньку, с остановками   приближается к нам,  и  мягкими ударами хвоста об пол возвещает, о своем присутствии. Наверное, он считает свое медленное приближение к нам совершенно незаметным. Взгляд у него при этом такой честный и преданный, что невозможно на него рассердиться. А дети, и вовсе, встречают его появление восторженными возгласами. И опять детские руки одаривают своего любимца лакомым кусочком. А он снова поглядывает на всех умильно и преданно, всем своим видом выказывая свою безграничную преданность и любовь к нам.

      В одно из воскресений, когда внучка была у нас, они с дедом поехали за продуктами. Привезли пакеты, а сами остались во дворе. И  когда я стала разбирать пакеты с покупками, обнаружила в пакете с яйцами много треснувших яиц. Я решила напечь гренок с молоком,  яйцом и сахаром. Настя в детстве очень любила сладкие гренки. Я напекла уже полную тарелку гренок, отнесла их в столовую и заканчивала печь оставшиеся , когда ко мне подошла Настюша, и попросила гренок. Я ей сказала, чтобы она взяла уже остывшие   с тарелки в столовой. Настя сбегала в столовую и подошла ко мне со словами: Бабушка, там, на столе, нет гренок, там только пустая тарелка стоит». Смотрю, а Джой идет следом за Настей и умильно улыбается. Ага, все ясно, куда делись гренки!

   Пришлось бить уже целые яйца и снова жарить гренки. На этот раз тарелку с гренками Настюша уже  не выпускала  из поля зрения.

 Обычно, Джой никогда не брал пищу без разрешения, тем более со стола. Настя, даже, устраивала ему некое испытание – положит что-нибудь вкусненькое возле Джоя на пол и даст команду «Фу». Джой сидит, судорожно глотает слюну, смотрит на еду  некоторое время заворожено, но не получив разрешения съесть, делает вид, что еда его вообще не интересует, даже отворачивается. Но как только услышит слово «Можно», мигом проглатывает пищу, и снова выжидающим взглядом смотрит на руки. "Мол, я готов съесть еще кусочек, может быть даже и не один".
Ел он буквально все, что ели мы. Очень любил, когда ему перепадало что-нибудь непосредственно от куска, который ел кто-нибудь из нас. Тут уж он выказывал своим видом совершеннейшее удовольствие. Очень любил арбузы, морковку и сладкий болгарский перец, но мясо и колбаска, конечно, были вне конкуренции.

       Джой очень чутко улавливал мое душевное состояние. Девяностые годы были для всех очень трудными. Частенько, бывало, разговариваю с ним, делюсь своими горестями, а он так внимательно и сочувственно смотрит, вот разве что не может высказать свои мысли и дать нужный совет....А уж если увидит, что я плачу, подойдет, сядет рядом, и  начинает сочувственно вздыхать.  Если этого ему покажется  мало, начинает лизать руки и норовит лизнуть в нос или щеку. Волей неволей отвлечешься  от горестных мыслей, а он и счастлив. Прыгает, радостно лает и, конечно же, лезет с поцелуями.

    Повозишься так с собакой, хоть немного, и отступают грустные мысли и не так уж тяжело становится на душе. Так что собаки – отличные психотерапевты. Просто люди не всё еще знают о возможностях  собак и не вполне достойно ценят их дружбу и безграничную любовь к нам, своим хозяевам.
 
       Лет, этак, с полутора Джой пристрастился к одиночным прогулкам. При этом он, естественно, уходил без разрешения. Попросту говоря, сбегал. Он запрыгивал на ворота, какое-то время, задержавшись наверху, спрыгивал уже на улицу и оказывался на желанной свободе. Сколько раз мы совершали  безрезультатные поиски сбежавшей собаки, уже и не припомнить. Появлялся он так же неожиданно, как и исчезал. Не всегда ему удавалось вернуться тем же способом, которым он сбегал. Иногда он буквально приползал к воротам, до такой степени он был обессилен. Весь в крови, с разорванными в кровь ушами, с глубокими ранами от зубов соперников.  Глядя на него, сердце кровью обливалось. В какой же ужасной  потасовке участвовал наш любимец?!

    Случалось такое несчастье с нашим псом много раз. Я, даже, держала дома запас перекиси водорода, сока каланхоэ, бинтов и ваты, чтобы делать перевязки этому гуляке. Лечение он переносил  стоически. Никогда не кусал за руки, а ведь ему  было  нестерпимо больно, когда я  обрабатывала его кровоточащие раны перекисью, а потом заливала  все это соком каланхоэ.  Бывало, усиленно лечим некоторое время, и,  когда поправится, садим на цепочку, чтобы не сбегал. Джой начинает жалобно скулить, выть. Не выдерживаем- отпускаем с поводка – опять все повторяется сначала. Однажды, ранней весной  Джой в очередной раз пропал. Не было его день или два. А в воскресенье Часов в одиннадцать дня мой муж – Юрий Михайлович, пошел к колодцу. За воротами он услышал лай Джоя. Открыл калитку,  и, правда, пришел Джой, да не один.  Юрий Михайлович позвал меня:
 « Иди, посмотри, твой любимец  целый гарем привел».
Выйдя из дома, я увидела такую картину – Джой гордо восседает на огромной куче  снега, а вокруг него по огороду, с обзорной экскурсией, носится целая свора собак. Конечно, непрошенные гости быстренько были выдворены со двора, а  гордый гуляка был посажен на цепь. Конечно, такие наши действия понимания у собаки не вызвали. Его это не только обидело, но и, порядком, рассердило. Он начал рваться с поводка, громко и требовательно лаять, но в тот день сбежать ему так и не удалось.
 
       Такая  жизнь Джоя у нас продолжалась больше четырёх лет. А однажды он ушел и больше не вернулся. Мы долго его искали. Я никак, поначалу, не могла смириться с его пропажей. Мне постоянно слышался его звонкий призывный лай, в каждой рыжей собаке я видела его, своего любимца  Джоя. Но он так  и не  нашелся...

       Неизвестно, что с ним случилось, то ли его так сильно подрали собаки, что он не смог дойти до дома и  где-то умер, то ли приключилась какая-то другая беда. Потому  что, если бы он был жив, обязательно бы вернулся домой, как не раз было раньше.

     Больше Джоя я никогда не видела, но в памяти остался мой любимый, веселый и ласковый красавец-пес, который мог так забавно улыбаться.