Домовой Барабашка?

Константин Царенко
     На рисунке: оберег барабашка

     Сборник новелл «Курьезы Монмартра»
     2002 –2011 год. Крым. Балаклава.

     Серия новелл «Курьезы Монмартра»
     НОВЕЛЛА НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

    
     Посвящается:
     Мастеру психологического романа японцу Кобо Абэ
     Александру Агафонову (Глянцеву). Русскому человеку с большой и интересной судьбой. Рожденному в 1920-м и умершему в 2010-м. Похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа (Париж, Франция). Участнику антифашистского сопротивления в Европе, герою Франции, Югославии, почетному гражданину Франкфурта на Майне (Германия), писателю и общественному деятелю, учителю и наставнику. Отсидевшему после 2-й мировой войны за недоверие в сталинских лагерях. Прожившему ровно 90 лет с 1920-го, с момента исхода русских офицеров, солдат, членов их семей, других сословий из России через Севастополь. Шедшему с родителями по миру мальчиком (в 8-м лет покинул Россию - СССР), а затем мужу и образовавшему вне России зарубежный русский мир XX века, как мир благородного заступничества. Получившему от Президента России Б. Ельцина письмо с предложением принять гражданство России. Коему Агафонову-Глянцеву)низкий поклон за время, которое он тратил на меня, рекрутируя в премудрости и тайны жизни.

     Эпиграф:
     May be we are recognizing our self?
     Может быть, мы узнаем себя?
                (Author Константин Царенко)
 
               
        НОВЕЛЛА 5    "Домовой"
                («Барабашка»)

Поместья мирного незримый покровитель,
   Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
   И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра поздного осенние набеги;
      Да в пору благотворны снеги
      Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
      И от недружеского взора
      Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
      И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
      Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
      Прохладу лип и кленов шумный кров —
      Они знакомы вдохновенью.
                А.С. Пушкин

     Да простит меня брат за то, что я поведал всему миру его и нашей семьи историю...
                Автор
     Предисловие.

     Это рассказ имеет давнее начало…
     В 1960-е года, когда брат был еще маленьким мальчиком, и не ходил в школу, с ним произошла удивительная история. Ночью он проснулся из-за того, что кто-то бегал по полу и по звуку, топоту было понятно, что это маленький человечек, как гномик. Братика это удивило, а через некоторое время удивление перешло в испуг, так как все необычное и не проходящее, становясь реальностью, пугает неизвестными последствиями. Он заплакал от осознанного испуга, тем самым разбудив отца, который спал рядом…
     Мы жили в бывшей коммунальной квартире, только недавно восстановленного города Севастополя, разрушенного войной дотла. Поэтому каждый практически дом и квартиры в нем были коммунальные. Каждой семье одна комната, в квартире несколько комнат, один на всех туалет с душем и маленькая на всех кухня.
     После войны прошло 15 лет. За эти годы город был восстановлен полностью, но новым жителям, прибывшим на восстановление города из других регионов СССР, еще негде было жить. Наша мама, родом из Воронежа, прошла войну и из Вены приехала в Севастополь, чтобы воссоединиться с семьей, с моей бабушкой и сестрами. Великое переселение народов великим диктатором и специалистом по национальной политике Сталиным ознаменовало вновь послевоенную эпоху. С оккупированных некогда фашистами территорий Украины все неугодные местные жители, в том числе и крымские татары, были выселены в жаркие и холодные регионы СССР. На их место из центральных областей Украины и России, на готовый скарб - хата, скотина и огород и даже бытовая утварь (татарам разрешали с собой увезти только один чемодан вещей) были присланы украинцы и русские. Наш папа прибыл на восстановление Севастополя из далекого Казахстана. На войну он не попал, так как родители были репрессированы из Полтавы и Польши в Казахстан за кулачество. Кулаками тогда называли тех, кто имел батраков (наемных крестьян) и имел крепкое, большое и богатое сельское хозяйство.
     Когда родился братик, то он уже не застал в нашей двухкомнатной квартире другую семью. Семью отселили в новый дом, в который она съехала, получив отдельную квартиру. Росло благосостояние советских людей.
     Поэтому на его рождение наш дом был уже расселен, и наша семья расположилась "по королевски" в двух комнатах на 32 метрах квадратных жилой площади. Мама, папа, брат, сестра, отец, я, а иногда приезжала родня на лето к морю или годами жила мама отца - все мы жили, спав, как нарисованы старшие карты в карточной колоде. Поэтому этот способ расположения множества людей на кровати называли "валетиком".

     1.

     В тот день, о котором повествуется, братик спал с отцом в отдельной комнате, мама со старшей сестрой в другой комнате, а я - старший брат, спал в пристроенном к квартире балконе.
     Комната, в которой был братик и отец, была маленькая, около 12 метров квадратных. В нее помещался один шкаф, стол и одна кровать.
     На полу было мало пространства, и как мог бегать так быстро и громко топать маленький человечек, братик не понимал!
     Братик плакал от страха, а отец его успокаивал. В голосе отца не было уверенности, и успокоительный для маленького ребенка тембр отсутствовал. Отца самого взволновала неизвестность. Это заставляло братика плакать еще сильнее, переходя на крик. Отец опустил с кровати руку на пол и стал кулаком и пальцами стучать по полу…
     Через некоторое время топот маленьких ножек прекратился, но затем вновь возобновился…
     Братик опять заплакал, и отец вновь проснулся, и снова стал прогонять топтуна…
     Утром мама всем объяснила, что это был домовой, которого в Воронеже зовут "барабашка". Наш барабашка, со слов мамы, жил в этой комнате на шкафу. Кто такой барабашка и как он выглядит, мы не знали. Мама нас уверяла, что мы, то есть старшие дети все его видели. Мама нас успокоила и сказала, что он не опасный. Наоборот он охраняет нашу квартиру от напастей.

     2.

     Когда братик вырос и стал ходить в школу в старшие классы, тогда с ним вновь произошла история, которая заставила говорить о барабашке…
     Это произошло после того, как брат взял в руки карты и начал гадать. Гадать он научился от мамы. Садился рядом в тот момент, когда она гадала себе или сестре и учился...
     Наша мама часто гадала себе, сестре и знакомым. Обычно люди обращаются к гаданию, когда не были уверены в завтрашнем дне, когда будущее пугает своей неизвестностью. Настоящее, после только прошедшей войны, также казалось еще по инерции трагическим и темным, не верилось в мир и отсутствие голода. Надежды не было на то, что Хрущев и Брежнев (тогда правители, как сейчас Путин или Медведев) уберегут страну от войны, когда один за другим возникали конфликты в Венгрии, во Вьетнаме, в дружественной Африке и Латинской Америке и т.п.  В такие моменты у любого советского человека, прошедшего ужасную войну и тяжелые послевоенные годы, большое желание заглянуть в будущее. Вдруг в будущем просвет или уж снова мрак, то хотя бы к нему подготовиться морально, чтобы не ждать чудес «незрячим». Любая радостная весточка с другого мира, из будущего несла надежду и веру в настоящее, облегчало жизнь надеждой. Мама часто болела, отца за его пьянки, гулянки выгнала, на руках трое детей, которых необходимо поднять – вырастить и дать им будущее. Работала мама за четверых – за себя, меня, брата и сестру. Мама успевала быть швей на фабрике и шить на дому. При этом маму несколько раз вызывали в милицию и предупреждали о не законном шитье дома. Но маме некуда было идти работать на вторую официальную работу, так как дома необходимо вести хозяйство и воспитывать нас троих. Мама очень сильно боялась милиции и что ее накажут, даже посадят в тюрьму, но не прекращала обшивать округу. Мама с 1942 года прошла всю войну от Воронежа до Вены, и угрозы милиции ей как фронтовику, были по сравнению с фашистской пулей не так страшны. 
     У старшей сестры личная жизнь не складывалась, на женихов не везло. О том, что сестра пойдет дальше учиться и речи не могло быть, так как надо было зарабатывать и тянуть жизнь еще двух пацанов. Сестра, также как и мама на фронт, пошла с 16 лет на швейную фабрику. Вот мама и гадала на себя, на сестру, да на таких же горемычных соседей по их просьбе. Люди жили боясь вновь или вдруг возможной войны, мужья традиционно пили, работы были тяжелые, а зарплаты не высокие, магазины пустые. Нельзя сказать, что все так трагично и не весело... нет... мрачности не было, но стержень напряженности, как сжатая пружина с оглядкой на великие трагедии и смерти недавно прошедшей войны, великие переселения и голод, недоедания, постоянная настороженность там, где-то в глубине сердца и ума всегда присутствовала в наших родителях. Это напряженность передалась нам, уже послевоенным детям через умение слушать и сострадать к прошлому, к песням и книгам, к словам и стихам... эта напряженность передалась нашим детям, правнукам наших родителей через умение закатывать консервацию, делать дома запасы продуктов и переполнять балконы, сараи, подвалы барахлом и накапливать все подряд по принципу "на всякий случай"...

     3.

     И вот в эти времена, брат без спроса мамы, взял в руки ее гадальные карты попробовал гадать. Он видел не раз, как гадает мама, и сам решил повторить ее гадание. Им были нарушены заповеди. Первая – это нельзя брать в чужие руки не свои гадальные карты. Вторая – это нельзя гадать до шестнадцати лет. Третья – это нельзя гадать после 12-ти часов ночи. Пятая – это нельзя гадать вообще, так как прогадываешь, сокращаешь свою жизнь. Нарушив все заповеди, брат заснул.
     Дальше я повествую от его имени:
     "Ночью я проснулся из-за того, что кто-то небольшой сидит на моих ногах и говорит мне: «Нельзя гадать!» и так много раз: «Нельзя гадать, нельзя гадать, нельзя гадать...!». Я хотел рассмотреть кто у меня сидит на ногах и говорит эти слова. Слова звучали у меня в голове и я не могу сказать, что я слышал голос. Голову в сторону сидящего и говорящего я не смог повернуть. Голова, шея были как в параличе и не слушались меня. Не слушалось меня и все тело, руки и ноги не шевелились по моей команде. В этой момент нечто взяло меня за две ноги и начало стаскивать с кровати. Некто или нечто тащило меня, но не в сторону, в которую я вставал с кровати. Меня тянули в сторону стены. С этой стороны была отопительная батарея, трубы. Трубы, батарея образовывали узкую щель между кроватью и стеной, в которую не мог залезть, при всем желании ни один подросток. Боли я не чувствовал, но страх заполонил меня, так как меня тащили в эту щель, в которую по определению меня втянуть нельзя. В то же время тело уже так глубоко заползло в эту щель, что само неестественное положение тела было для осознания пугающим. У меня наконец-то вырвался крик с призывом о помощи. Я кричал: «Мама помоги!».
     Мама и старшая сестра спали в другой комнате, там, где я когда-то впервые услышал барабашку. Сейчас же я спал на балконе, где некогда спал брат, который был в этот момент уже взрослым человеком и ушел из семьи. Меня и маму с сестрой разделяла еще одна большая комната, которую мы называли "залом", в ней уже никто не жил. Эта комната была для приема гостей, там стоял черно-белый воронежский телевизор «Рекорд» и мебель, которую называли модным словом "стенка".
     Стены квартиры были толстые, каменные и не проницаемые для звука – не то, что нынешние бетонные дома. Двери в квартире были из массивной сосны, так как раньше не умели делать фанерную или филенчатую из древесно-стружечной плиты халтуру. Все было надежным в доме 54-го года постройки".
     Крик моего брата был такой силы, что проник через все толстые двери и стены, в раз разбудив маму и сестру, которые через секунду-другую прибежали на крик и включили свет. То, что увидели они было достойно великого иллюзиониста Гудини или сложного гимнастического трюка. Тело брата до половины было втащено в щель и перекручено, ноги сплетены накрест, а кровать даже не сдвинута.
     Освободившись, он рассказал, покаявшись, о грехе допущенным им. Мама его пожурила и похвалила барабашку, который проучил непутевого.
      Мама напомнила брату и сестре о том, что они некогда видели барабашку и об этом рассказывали ей. Мама со слов нас описала барабашку так: "Маленький дедушка и весь рыжий, волохатый".
     Брат был удивлен, так как не помнил того, чтобы видел барабашку. Он сказал маме и сестре, что не помнит такого и рассказал историю о гномике. Мама была удивлена, что брат историю, как топал барабашка помнил и разъяснила, что многие маленькие дети, если в доме живет барабашка, всегда его видят, но затем барабашка стирает им память о себе, когда они взрослеют.
    - «Очень странно», сказала мама каверзную фразу, «что ты помнишь, как он бегал и не странно, что не помнишь, как видел его».
     После этого вся семья проделала ритуал…
     Мама выложила карты на стол, налила молока, положила кусочек белого хлеба и все легли спать. Так мама задобрила барабашку, а брат осознал свою вину и заснул. В эту ночь больше ничего не происходило.
     Утром мама поведала историю, как надо защищаться от напастей барабашки и тогда брату - комсомольцу стало известно слово «Бог», и как надо обращаться к Нему. Мама вновь рассказала, что барабашка – это охранник домашнего очага и защитник от воров, пожаров и несчастей. Мама сказала, что необходимо переселяясь из дома в другой дом звать его с собой, упрашивая перейти в новое жилье. Попросила брата, когда ее не будет в живых, забрать барабашку с собой.
     Наша мама была необычный человек, она имела дар предчувствовать события и порой, когда к ней приходили гадать, она точно указывала, что делает в этот момент тот или иной человек. Я был свидетелем того, что люди к ней приходили и говорили: «Сима, ты точно все рассказала, так все и было - все так и наступило в будущем».

     Послесловие.

     Прошли годы…
     Мамы не стало в живых. Брат по ее просьбе, когда образовал семью и уходил с отчего дома позвал на съемную квартиру пожить с ним барабашку. У него в новой семье появилась дочка. Барабашка вел себя смирно и жил на кухне. По ночам он там вошкался, кряхтел и если как-то и проявлял себя так только в мелочах. То украдет золотишко, то вновь подкинет его на видное место – это любимое его занятие, то попугает кота в доме, заставит его бояться, шипеть и убегать. В общем шалости. Дочка брата его видела пару раз и описывала его так же, как со слов уже покойной мамы, описывали все мы, будучи детьми. Что не удивительно, дочь брата, когда выросла, не помнила об этих встречах с барабашкой.
     Годы шли…
     Брат купил квартиру и вновь позвал барабашку на новое место.
     У брата родилась еще одна дочка и с ней повторилась история – она тоже видела барабашку, но уже в пять лет забыла его. Вот только когда младшая дочь брата была маленькой, барабашка показал всю свою силу и мощь.
     Работа брата была связана с командировками по всей России - Матушке. Колесил он во Владивосток, Находку, Мурманск, Архангельск. Зарабатывал он хорошо и деньги текли рекой. В этот момент жизни от блажи и халявы его жена пристрастилась к спиртному. Женский алкоголизм, говорят, не излечивается, но...
     Но, не в этом случае...
     Его жену начал лечить барабашка! Всей семье было весело наблюдать, как он это делал и брат был рад такому союзу, а жену обуял ужас. В очередной раз, когда жена пришла с гулянки ночью, пьяная в дупель и легла в постель рядом с братом, то в темноте к его лекции о том, какая она мерзость к нему присоединился барабашка. Он использовал знакомый уже метод. Взяв жену брата за ноги, он начал стаскивать ее с постели. Не смотря на то, что брат и жена не спали, а скандалили друг с другом, барабашка, продолжал тащить женщину за две ноги вниз с кровати. Она истерично визжала и уже не огрызалась на брань брата. Протрезвела гулена моментально. Или же барабашка ее сделал трезвой для устрашения.
     Через полгода история повторилась с пьянкой-гулянкой и стаскиванием с постели пьяного и бранящегося тела. Затем барабашка начал к ней и днем касаться, напоминая о своем присутствии.
     Старшая дочь брата была уже более мене взрослая, и брат с ней смеялись над мамой, что  доктор у нее из потустороннего мира. Жена задумалась о последствиях, стала меньше пить, но не бросила окончательно.
     Жена брата все меньше и меньше прикладывалась к спиртному, но вдруг снова сорвалась и тогда барабашка применил нечто запрещенное.
     Как рассказывал брат: "…Она тыкала пальцам в пустой угол, ее сковал ужас, но я ничего в этом углу он не видел. Пальцем она тыкала в нечто, что находилось выше моей головы, а я 1 м. 82 см. Это нечто было выше меня. Что видела жена, я не знаю, так как ее обуял ужас, после этого она перестала пить..."
      Через несколько лет жена брата нам рассказала, что видела ужасного человека, который вселил в нее неимоверный ужас и страшнее этого человека, от которого исходило нечто смертельно потустороннее, она не видела. Этот некто, привлеченный барабашкой в союз для устрашения, заставил ее прийти к решению о том, что больше нельзя так жить.
     Сейчас барабашка по-прежнему живет в доме брата. Опять кряхтит на кухне, вошкается, удобно располагаясь на супер современном, большом холодильнике. Подворовывает, но и возвращает заигранные вещи.
     Как-то барабашка спас самого брата от пожара и его квартиру. Брат заснул перед едой, прейдя поздно ночью, забыв снять с горящей плиты подогреваемый им соус. Все выкепило в кастрюле и метал стал плавиться. Вот вот огонь мог затухнуть и газ бы пошел в квартиру неся удушение всей семье и в первую очередь брату. Барабашка разбудил его хмельного очень странным способом. Он (барабашка) ударил по ногам не его, а его жену (вечно она уже в ответе), да так что она подлетела от знакомого злодеяния "доктора" и такого задала в отместку брату, что он и сам бросил пить.
     Вот так и живет брата семья - не ссорясь с потусторонним миром и уважая его - домового, которого называют по доброму и с любовью "наш барабашка"…
    
     *****

     За окном 2000-е годы. Говорят, что барабашки живут по 300 лет. Сколько «нашему» барабашке лет не знаю, но надеюсь, что дети брата заберут его с собой, чтобы он помогал им хранить очаг. А может к тому моменту барабашка уже будет со своей женой и детьми, как оно обычно бывает.