Прыжок над пропастью

Дарья Небараковская
Я никогда не считала себя экстремалкой. Конечно, вырасти в глухом сибирском поселке в компании ватаги мальчишек и  не облазить все заборы, деревья и обрывы над речкой - это невозможно. Но разве это можно считать экстримом? Детские забавы! А будучи единственной  девочкой в подобном обществе, невольно оказываешься перед жестким выбором: или ты "свой пацан", и,  будь добра безобразничай  наравне со всеми, или слабая девчонка, а в таком случае немедленно предаёшься остракизму, и ступай играть в свои куклы. Разумеется, второй вариант - это был не наш метод, а потому ободранные коленки, синяки и прочие прелести  вольно-таежного детства были непременными атрибутами моего взросления лет как минимум до тринадцати.

Потом мы всей семьей переехали в районный центр, а по окончании школы и вовсе в Город, где я, наконец, смогла почувствовать себя в полной мере представительницей слабой половины человечества, которой не нужно всё время быть "выше, быстрее, сильнее" и постоянно кому-то что-то доказывать. Постепенно  я привыкла   к этому и мне стало  казаться  вполне естественным, когда мне подавали руку при выходе из машины и предлагали помочь надеть пальто, я вполне могла себе позволить наморщить носик, услышав грубое слово и  даже иногда украдкой смахнуть слезу при просмотре какого-нибудь душещипательного кино. Нет, я не хочу сказать, что развернулась на сто восемьдесят градусов  и превратилась из сорванца в кисейную барышню, но, по крайней мере, мой детский пыл и юношеский максимализм в вопросах доказывания собственного превосходства несколько поутих и не толкал меня больше на необдуманные выходки.

Как-то одним на удивление жарким и погожим летом мы с друзьями совершенно спонтанно собрались и поехали на неделю отдыхать на Алтай.  Ехать решили "дикарями" - зачем нам базы отдыха  с комфортабельными номерами, горячий душ и  широкая кровать - невелика диковинка, такого добра и в городе хватает. А мы собрались на природу и очень хотели  ощутить себя её частью по-настоящему. Ни у кого из нас тогда не было машин, а потому добирались на автобусах, с двумя пересадками, таская на себе  рюкзаки с вещами, стратегическими запасами консервов и прочих совершенно необходимых настоящему туристу предметов.

Нашим пунктом назначения был Чемал. Это относительно небольшой населенный пункт, расположенный неподалеку от места впадения одноименной реки в бурную и стремительную Катунь.  Река Чемал славилась расположенной на ней единственной в Горном Алтае ГЭС, которую мы твердо намеревались посетить. Мы благополучно добрались до базы, заселились в маленькие  деревянные домики, и, хорошенько выспавшись, на следующий же день отправились исследовать окрестности. Алтайская природа поражает своей какой-то почти хрустальной чистотой и нетронутостью. Несмотря на бурное развитие туризма в последние годы, в большинстве приспособленных  (и не очень) для отдыха мест следов обычного пребывания человека сравнительно мало. Невероятно вкусный и свежий воздух, которым дышишь и не можешь надышаться, и кристальная ледяная вода горных рек и ручейков пьянят привычного к выхлопным газам, пыли и дыму городского жителя и заставляют задуматься о богатстве и красоте окружающего мира, которые порой не замечаешь за привычной будничной суетой. И вполне естественно, что большинство развлекательных туристических мероприятий этих краев  неизбежно  происходит на свежем воздухе и нередко связано с определенной степенью риска. Так, например, одно из любимых занятий туристов - это сплав по горным рекам на специальных лодках, так называемый рафтинг. Катунь изобилует порогами различной степени сложности, а потому  привлекает как новичков, желающих впервые  хлебнуть адреналина на часовом сплаве, преодолевая относительно несложные препятствия, так и профессионалов, уходящих в двухдневные походы по реке с покорением самых сложных порогов, опасных даже для  самых бесстрашных и умелых рафтеров. Ещё одно распространенное  развлечение здесь - это верховые прогулки на лошадях по красивейшим местам, с заездом  в таинственное "ущелье духов" и  стремительным галопом по открытой поляне, покрытой яркими полевыми цветами. 

Но нас манил другой способ пощекотать нервы. Ещё по дороге из Томска в Барнаул в автобусе мы познакомились с ребятами, которые ехали отдыхать в эти края уже не первый раз, и рассказали нам об одном захватывающем дух аттракционе - тарзанке на Чемальской ГЭС. Они так  красочно описывали, как страшно оттуда прыгать, и как только немногие смельчаки решаются на этот безумный шаг, что даже во мне зашевелилось то самое детское "Ах так! Да я тоже так могу!", не говоря уж о ребятах, которые всю дорогу спорили о том, кто из них красивее прыгнет и не пикнет при этом,  не то, чтобы кричать, как девчонки какие. А потому в первый же день нашего отдыха мы решили непременно посмотреть, что это за чудо такое - чемальская тарзанка, ну и, конечно же, испытать себя на прочность. Добравшись до места назначения, мы выяснили, что на самом деле подобных аттракционов там несколько. Один из них - это канат, натянутый между вершинами двух гор почти параллельно земле, по ней просто "едешь", пристегнутый карабинами  на приличной высоте, осматривая окрестности почти с высоты птичьего полета. Другая  внешне похожа на большую рогатку, направленную  верх "рогами" - там тебя  прикрепляют к двум пружинящим веревкам, как бы "растягивают" и отпускают, от чего ты подлетаешь высоко в небо. Но самое интересное и, безусловно, опасное - это прыжок со специально оборудованного помоста над  бурлящей водой, падающей с высоты около десяти метров из шлюзов ГЭС и разбивающейся о каменистое дно Чемала. Здесь ты разбегаешься, прыгаешь прямо в пропасть, в свободном падении достигаешь воды и окунаешься туда, после чего тебя выдергивает веревка, летевшая позади тебя и не ощущавшаяся до сего момента, и ты уже просто доплываешь до противоположного берега, страхуемый ею от сноса быстрым течением реки.

Бррр. Как-то даже смотреть на это страшно. Бурлящий водопад, каменистое дно... А если куда-нибудь не туда прыгнешь и разобьёшься о камни? Или веревка  оборвется. Или ещё чего... Мои спутники - двое здоровых молодых парней, увидев сие чудо в действии, как-то слегка поумерили пыл обсуждения предстоящего подвига и  остановились, с глубоким сомнением  глядя на  небольшую очередь из безумцев,  намеревающихся рискнуть жизнью. Мы подошли поближе, чтобы почитать описание аттракциона, размещенное на большом плакате неподалёку от кассы. Прямо под названием "чемальская тарзанка" было написано большими буквами: "Ограничение по массе - 100 кг".
Ребята переглянулись и  стали оживленно обсуждать, кто когда в последний раз взвешивался и каковы были результаты:

- Я полгода назад был 94. Но кто его знает, вдруг поправился...

- А  я этой зимой был 101, похудел, конечно, но даже не знаю насколько.

На мой неискушенный взгляд,  каждому из них  больше девяносто пяти было ну никак не дать, но я об этом, разумеется, скромно промолчала. Ребята с упоением принялись рассуждать на тему, откуда взялись такие ограничения, и как несправедливо лишать настоящих  мужчин, а не хлюпиков  там каких-то, простых адреналиновых радостей. На их лицах читалось  плохо скрываемое облегчение.

- Я пойду! Мне до сотни точно далеко. -  Господи, неужели, это и правда я сказала?!! Я, конечно, всегда знала, что поговорка "язык мой - враг мой" - это точно про меня, но не настолько же!   Парни с любопытством уставились на меня.

-Ты? Прыгнешь отсюда? - Дима скептически ухмыльнулся. - Ну-ну, давай, попробуй. С меня тебе билет на  развлекательное мероприятие.

Выбора у меня не оставалось. Дождавшись друзей, оживленно обсуждавших, как я сейчас постою на помосте и вернусь, отказавшись прыгать (а таких "смельчаков", надо сказать, было немало, для них даже отдельный выход был, где работники аттракциона помогали выбираться из не использованных по назначению ремней и веревок), забрала у них билет и, гордо вздернув нос, зашагала к турникету, за которым происходило облачение в снаряжение. Пока  инструктор помогал мне застегивать страховочные ремни, прикреплял к поясу сзади веревку, которая должна была  выдернуть меня из воды, и объяснял правила безопасности,  легкий холодок,  гулявший где-то в районе солнечного сплетения, поднялся  вверх по телу и начал сдавливать горло.  Господи, зачем я это всё затеяла-то??? Ну вот кто меня за язык тянул! Может, вернуться, пока не поздно? Посмотрев на довольные физиономии товарищей, ехидно ухмылявшихся мне из-за ограждения, я решительно прогнала эту  предательскую мысль. Нет, я так просто не сдамся!  В этот момент  со стороны помоста раздался душераздирающий вопль, от которого кровь застыла в жилах. Так, понятно, следующий пошел... Передо мной оставалось двое парней, нарочито громко обсуждавших, как год назад  здесь разбился насмерть о камни мужчина, прыгнувший не в ту сторону, и украдкой поглядывавших в мою сторону. Я  сделала вид, что меня тут и вовсе нет и, насколько могла, непринужденно помахала своим друзьям. Оба мои "предшественника" прыгнули быстро, решительно и без единого звука. Вот и моя очередь. Я ступила на деревянный помост, остановилась, чтобы собраться с силами, и тут сделала самую большую ошибку - посмотрела вниз. Нееее.. это чистой воды самоубийство! Там, внизу, камни и бурлящая вода. А лететь-то как высоко!!! Это только со стороны кажется, что прыгать страшно, а когда  смотришь отсюда, становится  просто дико и невыносимо страшно, и ты отчетливо понимаешь, что смерть неминуема, и надо быть полным идиотом, начисто лишенным инстинкта самосохранения, чтобы совершить этот безумный поступок. Я  мельком глянула вбок и поймала добрый, всё понимающий взгляд инструктора. Ну уж нет, не дождетесь! Я на несколько секунд закрыла глаза и попыталась отпустить все мысли и расслабиться. Главное - сделать первый шаг. Явственно представив, как сковавший меня животный страх опускается вниз от шеи, стекает к кончикам пальцев и постепенно покидает мое тело, я постояла ещё пару секунд, открыла глаза и, стряхнув остатки оцепенения, ринулась вперед. Преодолев  отделявший меня от пропасти помост в три прыжка, я оторвалась от его края, и вот я лечу... На смену леденящему  душу и тело ужасу пришли накрывшие меня волной адреналина восторг и ощущение полной и безграничной свободы. Я даже не заметила, как снова закрыла глаза,  в голове моей мелькали яркие картинки, ни одной из которых  я потом не могла вспомнить,  тело казалось легким и почти невесомым, а  мозг начисто отключился, оставив только первобытные инстинкты, вырвавшиеся из глубин подсознания.  Я почувствовала себя дикой и свободной птицей, бросившей вызов законам гравитации и парящей над землей в свободном полете...

Громкий всплеск - и только спустя мгновение я ощутила обжигающий холод воды,  в которую погрузилась с головой. Ну вот, разбиться не разбилась, теперь только утонуть не хватало - промелькнула первая сознательная мысль, и тут веревка, которую я до сих пор не чувствовала, с силой выдернула меня на поверхность. Я вынырнула, сделала несколько жадных глотков  живительного кислорода,  а потом, фыркая и отплевывыясь от  воды, поплыла в сторону противоположного берега, где меня ожидали друзья, перешедшие туда по навесному мостику. Они помогли мне выбраться на берег и молча  с глубоким уважением смотрели на меня некоторое время, явно не зная что сказать. Потом Игорь все также молча крепко пожал мою руку и накинул мне на плечи полотенце.

- Ну ты даешь... не ожидал от тебя! Ведь до последнего был уверен, что ты вернешься, не прыгнув. Безумству храбрых, что называется... - Дима первым отошел от  пережитого удивления и принялся расспрашивать меня об ощущениях во время полета. А я блаженно улыбалась и смотрела в бездонное голубое небо, где неспешно и горделиво летал, высматривая добычу, горный орел. Теперь я понимала его чуть лучше...