Фекла Степановна

Татьяна Шмидт
Фекла  с молодых лет красавицей слыла: черноглазая, высокая, стройная, и петь, и плясать мастерица. В женихах у нее недостатка не было.  Работала она на сплаве леса, а там основном мужики.

 Многие по ней сохли, хоть и женаты были. Слово, что-ли она знала какое? А может глаза у нее, особенно блестели, на щеках румянец во всю щеку полыхал, хотя всяко ей приходилось. Тоже мужа на фронт проводила, а с войны пришел весь покалеченный. Сын у нее от дифтерии умер еще перед войной, а больше детей не было от тяжелой работы.

Когда мужиков всех на фронт забрали, одни женщины зимой лес валили, а по весне сплавляли по большой воде на станцию. Работа, конечно, тяжелая была, один раз с плота в воду ледяную свалилась, заболела воспалением легких, а мать ее травами да кореньями вылечила.

С тех пор Фекла поверила в их чудодейственную силу. С самой весны собирала, сушила разные травы, коренья, цветы, почки березовые, а потом сама лечилась и людей пользовала, а еще наговоры разные от матери узнала. Люди  к ней издали стали приходить, и многим она помогала, а денег не брала совсем. Говорила: «На что они мне? Ты мне лучше вещицу какую  подари, ну платок там, или ситца на фартук и на том спасибо».

Один раз в шестьдесят первом году Фросю Зайцеву к ней привели – та,  как мужа похоронила, так затосковала,  ну  просто места себе не находит, и дети, глядя на мать,  тоже по отцу  убивались.

 До того дошла бедная – в сарай ранним утром пошла да на крюке повесилась – да хорошо - сын неладное  почуял да следом в тот сарай, а мать уже почти бездыханная, веревку перерезал, еле откачал мать. Ну и привел ее к Фекле Степановне, та посмотрела на сына, а потом ласково так ему: «А ты, милок, оставь-ка нас одних, посиди во дворе, а мы с мамкой твоей потолкуем, иди».

Ну, остались они, а она строго на Фросю посмотрела и говорит ей: «Ты пошто его так тревожишь? Сколько дён, как он помер?
-Да сорока еще нет, - всхлипывала бедная Фрося.

-Ну вот. Душа его на земле возле тебя летает, а ты отпусти ее. Отпусти его, и легче тебе будет, да молись за упокой, а сейчас давай воск над тобой повыливаю. Она растопила свечу и стала выливать воск в чашку с водой над головой Фроси, и читала при этом заклинания. Фрося приходила к Фекле несколько раз и тоска отступила, вновь женщина вернулась к жизни, а в последствии вышла замуж.

Знала Фекла Степановна приворотные слова, иссоху для мужа, чтоб не изменял, заговоры на разлучение против соперницы, заговор на мужнино сердце, и многое другое. За это в селе побаивались ее, но обращались к ней часто, а некоторые не любили. Фанасея Михайловна осуждала ее: «Фекла не с богом, а с чертом знается, черную магию знает, а молитвы не творит, и лоб не перекрестит».