8. 1981 г. Ромашки. Любить сильнее возможного, 14

Виталий Альбертович Иванов
02.08.81
Виталька, привет!
Наконец-то пишу тебе нормальное письмо. Во-первых, спасибо тебе, милый, за письма твои; во-вторых, прости меня, дуру, за то, что мало пишу, - опять въехала в запой, дома не жила, и времени, естественно, свободного не выдавали.
Ирина не писала тебе долго из-за травмы – у неё нарывает зверски правая рука (и нога заодно). Поэтому она просит передать тебе большущий привет, напишет потом. Почерк же у меня такой из-за отсутствия ручки – пишу стержнем, да ещё к тому желёжа в кровати, хоть ещё только 22.00 – отлёживаюсь.
Уезжаю через день (4-го) во Львов, Ивано-Франковск и ещё чего-то с Борей и с Макушевым (его оператор) в роли ассистента режиссёра на 9 дней. Очень этому рада.
Самолётом! Так что следующее письмо жди из Львова.
Честно говоря, лето мне уже надоело, осточертело пьянство, скучаю без тебя, без Саньки, хочу работать, хочу нормальной жизни. Все надоели!
Панкратов, слава богу, уже неделю на даче, ни слуху, ни духу – все отдыхаем. Довлатовы в страшнейшем запое, Ирина тоже, но у неё это не принимает таких безобразных форм.
На днях Угаров сказал мне что-то гадкое, избив перед этим Нину и ударив Алёну, после чего я стукнула его туфелькой. Пришлось вызвать скорую – раскроен череп.
Все смеются, Нина рыдает. Он же – извинился передо мной. Надоело до смерти. Всеобщее разложение. Алёна писает в коридоре, Юлька в слезах – «мама уже 3-й год пьяная»!
А дома одной тоже не весело, поневоле заново окунаюсь во всё это.
Была на днях у Самойловых – ещё хуже, потому как – скучно. Маришка – о диете, о тряпках, Серёжа с пошлыми шуточками, нет уж, лучше Довлатов с битьём посуды.
Что-то я без тебя соскучилась. К Саньке езжу не чаще раза в неделю – ругаюсь с родителями бесконечно, побуду день – мчусь домой. Она уже считает до 15-ти, шикарно танцует, прыгает с такой высоты, что я кидаюсь спасать, говорит толстовскими фразами, и вообще, я думаю, что ты её не узнаешь.
Между прочим!! Я ж теперь сотрудник ЦКТИ! Раньше тебя! Вот так-то.
С деньгами вышла ерунда – сразу пришлось всё использовать (временно) на билеты – потом вернут (завтра) сполна. Поэтому, уж прости, послала тебе только рубль. На днях будет ещё (потом ещё Ирина обещала отправить телеграфом от себя).
Приеду к тебе, когда вернусь. Слегка заболела (дня на три) с температурой 38 град. Вылечили спиртом.
Пиши больше, очень интересно читать про всё, что у вас происходит, да и вообще, я твоей персоной, естественно, интересуюсь. Вспоминаю с нежностью.
Отдыхай, малыш, будь осторожен, набирайся сил, ума, здоровья. Мне бы спокойнее жилось, если бы ты был здесь всё это время, всё-таки более близкого человека у меня никогда не было, несмотря ни на что.
Очень хочу заняться каким-нибудь делом, надоел всеобщий трёп. Очень рассчитываю на твою помощь в этом.
Родной мой, ещё раз прости, что пишу редко – но я и помыться-то не всегда успеваю.
Завтра еду на дачу. Сегодня весь день почему-то вспоминаю прошлогодний отпуск, страшно хочу повторить. Хочу Николаев, цикады, лиман, костёр. До чего ж всё-таки всё удачно было, и какая я дурёха – не использовала всё до секунды, каких-то страданий навыдумывала, бездарность. За один из тех дней сейчас месяц бы отдала. Ну, поглядим, какая осень будет.
Как ноги твои, лучше? Береги себя, главное, не простужайся и будь во всём осторожен.
Ещё прошу – пиши, представляешь, я приеду, а меня несколько писем ждёт! Штук 6-7!!
Ну всё, малыш, засыпаю уже, целую тебя, жду встречи, желаю удачи, пишу, пишу, крепко обнимаю.
Лена
===============================

03.08.81
Виташечка, привет, прости, малыш, нет времени, напишу завтра!
Получил ли от Ирины толстое письмо?
Пиши, Виташка, жди, 4-го уезжаю. Приеду в первое же воскресенье после Львова.
Целую, жди письма, не обижайся, спасибо за письма – получаю регулярно.
Очень соскучилась. Привет. Я

Виташка, пока на руках больше нет, подожди немножко, потом пришлю ещё.
Целую. Лена.
Жди писем.

(В конверте 1 рубль - прилагается)
===============================

03.08.81
Виталище, дорогой, хороший человек!
Это только такая отъявленная эгоистка, как я, могла написать такое бешенное письмо человеку в армию. Мне нет оправданий, кроме дамского воспитания. Я зверски устала от этой всей грязи и гадости, но это не повод травмировать тебя. Надеюсь, что со всем этим покончено. Если же нет, то большего я не стою.
Два дня была у сына в Песочной. Много думала о Ляльке и тебе. Пришла к выводу, что своей мягкостью ты много не добился. Когда приедешь, подскажу тебе один метод, древний, но верный со времён Адама и Евы.
Её так и тянет в это дерьмо. Черт знает, может быть, старых друзей она с ними потеряла (естественно), и это просто одиночество. Пока меня не было, пролежала она одна с температурою 39, совершенно голодная. Очень в их стиле. Может быть, хоть это чему-либо её научит.
Пока всё. Жду твоих писем.
Твоя И. (Ирина Сюзева)
===============================

03.08.81
Здравствуй Леночка!
Нас сегодня «обрадовали», что 9-го августа, т.е. в воскресенье вся наша рота будет до 18.00 выполнять боевую задачу, и просили написать, чтобы никто не приезжал утром – нас не будет. Скорее всего боевую задачу будем выполнять на колхозных полях. У нашего взвода выпадает уже второе воскресенье. В это мы вернулись из колхоза только в 20.00. А ко мне приезжала мать. Я успел только посадить её на автобус. Виделись минут 20. Конечно, ей и мне обидно. Но я был рад её увидеть.
Кстати, звони ей почаще, очень тебя прошу. Она ведь тоже беспокоится за нас и Сашку. Не тяжело затратить раз в несколько дней пару минут.
Вчера поймали сразу несколько человек, полуофициально, т.е. договорившихся с кем-то из офицеров, но без личного разрешения полковника Чернова, ездивших в Ленинград. Одного взяли с тремя бутылками «Эверии» - вёз сюда. Вино вылили перед всем строем. Сержанта (он был сержантом) – в рядовые и всем по семь суток ареста, и – не у нас, а в дивизии.
Чернота свирепствует. Но я его не боюсь! Приезжай 16-го, очень жду!
В пятницу вечером (ночью!) после дежурства по столовой (в 24.00) бегали купаться на Вуоксу, плавали по звёздам. И вода, и воздух – тёплые-тёплые. Бодрящее чувство, что ты делаешь что-то приятное и недозволенное. Как в детстве, в пионерском лагере, когда мы так же убегали купаться на речку после отбоя.
Наслаждение обострил контраст с грязной столовой, в которой только что мыли баки, залезая в них с головой, и гоняли крыс, уже совершенно обнаглевших. Вечером они разгуливают спокойно прямо по центру столовой и даже убегают не сразу, а только когда на них замахнёшься.
Наконец-то получил письмо от Ирины. На днях собираюсь ответить. Мало времени.
Будь осторожней, Леночка. Очень прошу тебя! Не пей много на голодный желудок, особенно с Панкратовым. Береги здоровье! Оно нам ещё пригодится.
Зовут. Всё. Пиши! Жду 16-го.
Привет Сашке.
Твой Виталька

(Половина срока!)
===============================

03.08.81
Здравствуй мама!
Получил сегодня ещё одно твоё письмо. Спасибо!
Ещё раз хочу тебе сказать, что я был очень рад, что ты приезжала ко мне в воскресенье. Хотя и получилось так бестолково.
9-го августа нас, наверное, опять увезут в колхоз. Так что лучше не приезжать.
Если Лена позвонит, передай ей – жду её 16-го. Я ей написал, ну, на всякий случай.
Много писать некогда. Зовут на построение.
Пиши. Целую.
Виталик
===============================

03.08.81
Виташек, привет!
Сегодня 3-е, завтра должна уехать.
Но! Во-первых, я потеряла паспорт. Взяла справку в милиции о прописке, но не знаю, насколько это поможет.
Во-вторых, Боря отдал все командировочные (350 руб.) одному другу, который собирался вернуть их вчера. Но сейчас 23.00 – его нет и денег тоже. Звонил через каждые 2 часа и говорил, что счерез час занесёт – бодреньким голосом. Мы с отчаянья на последние 5 руб. купили водку, теперь без единой копейки. Будущее неизвестно.
Звонила сегодня твоей маме, она рассказала мне про вашу неудавшуюся встречу – слава богу, я не поехала (я очень хотела и могла к тому же, но вспомнила твой рассказ о дежурствах и испугалась). Приеду, когда вернусь.
Была сегодня на даче. Просидела там часов 8, но Сашку не дождалась, к сожаленью. Она с дедушкой уехала на велосипеде за грибами. Дольше ждать не могла – нужно было ехать за паспортом (на поиски).
Ты представляешь, этот гадёныш спокойно ездит на раме велосипеда за грибами! А ягоды собирать отказывается – только в рот. И ещё почти научилась плавать, купается каждый день раз по пять. Вот так-то. Всё, осенью забираем на скалы.
Опять привет от Ирины, пройдёт рука – напишет сама, очень радуется каждый раз твоим письмам (но я всё ж больше!).
Следующее письмо жди из Львова, я всё-таки надеюсь уехать.
Панкратов вернулся с дачи, трезвый, вежливый, передаёт тебе привет (правда, по телефону, я его не видела).
Господи! Когда ж, наконец, кончится твоя мерзкая служба, я скучаю.
Всё. Хочу спать, допишу поутру, хорошо?
Спокойной ночи, мой хороший. Целую, тушу свет.

04.08.81
Доброе утро, малыш!
Встаю. Как твои дела? Добрый ли у тебя день? Сейчас я провожу борю и допишу.
Ну вот, ночью звонил этот друг – жулик, обещал в 7.00 вернуть нашу денежку. Ещё пол часа в его распоряжении.
Сейчас Боря поедет отправлять аппаратуру, а я, наконец-то, залезу в ванну (у нас же, естественно, горячей воды нет). Хотя, чего ж это я тебя, бедненького, дразню?!
Ну, ладно, остальное  - с дороги, а то на меня уж рычат, чтоб быстрее кончала – всех задерживаю.
Целую, милый мой, жди писем.
Лена.
===============================

05.08.81
Здравствуй!
Ты не представляешь, как я радуюсь каждому твоему письму! Только что получил ещё одно, уже третье за последние несколько дней. Давно не слышал от тебя таких тёплых и ласковых слов.
Очень рад, что ты скучаешь по мне, хоть это, может быть, и не хорошо (радоваться). Скучай больше! Нам уже не так много осталось скучать, чуть больше месяца.
Сто раз перечитываю твои строчки: «… более близкого человека у меня никогда не было… скучаю без тебя… все надоели… вспоминаю с нежностью… рассчитываю на твою помощь…» Я счастлив думать, что нужен тебе. Держись, малыш, будь умницей, пиши почаще мне письма, но не забывай мыться. Подскажу тебе прекрасную мысль: можно попробовать сочетать одно с другим.
Неужели, наша Сашка уже такая большая? Просто не верится. Считает до 15-ти, купается, ездит за грибами и ягодами. Ужасно хочется её увидеть, поговорить с ней. Когда я вернусь – 18-го сентября, ей будет 3 года, обязательно сходим с ней в зоопарк, мы ей давно обещали. Да?
Последние дни нас совсем завалили работой. Нет ни одной свободной минуты. Прости, но, боюсь, что письма у меня будут получаться коротенькими. Попробую бороться с этим путём – короче, но чаще.
Рад, что тебе удалось вырваться из Ленинграда. Может, отдохнёшь немножко.
Что-то я сегодня немного устал. Пишу тебе после отбоя, совсем засыпается. Спокойной ночи, милая. Обязательно напишу тебе завтра.
Целую. Люблю.
Уже вижу сон о тебе.
Пиши. Виталик
===============================

06.08.81
Здравствуй мама!
Сегодня на занятиях буквально за час мы взводом (17 человек) собрали штук 300 – 400 красных и 20 – 30 белых. Два больших мешка! Брали только маленькие и совершенно чистые. Пошли грибы, столько я их никогда не видел.
Лес большой, а собирали мы на небольшом участке, куда нас привезли на танках. Грибы растут в сухом сосновом бору и особенно хорошо в молодых соснячках.
Добираться от Ромашек, в общем-то, не далеко. Можно пройти 1,5 км – и в лес. Мы были километрах в 3-х. Собирали примерно с 11.00 до 12.00 в будний день. Так что, если у тебя есть желание и возможность, можешь съездить. Говорят, скоро пойдёт полоса белых. Их бывает столько же, сколько сейчас красных. Очень жалко, что в этом году я не могу пособирать для нас. Ну, в следующем-то я сюда доберусь!
Ехать до кольца 108-го автобуса.
У меня всё в порядке. Пиши. Приезжай за грибами.
Целую. Виталик

P.S. Лена 4-го должна была уехать во Львов. Получил сегодня от неё письмо.
Передавай от меня огромный привет няне!
Абрис местности.
===============================

10.08.81
Дорогой Виташенька!
Получила 2 твоих письма. Извини, что не отвечала на 1-е твоё письмо. Писать тогда было не о чем, т.к. только что ответила тебе на предыдущее письмо.
В среду больничный продлили, в пятницу выписали на работу. Сходила после выписки в кино, посмотрела «Трижды о любви». Фильм смотреть можно, но не в восторге. Тема – деревня. Молодого парня любят женщины, любит и он, но женщина, которую он полюбил, уезжает, а он остаётся. Вот суть фильма.
Съездила к дяде Моти.
В субботу утром поехала к тёте Дуси, в воскресенье вернулась домой и нашла в ящике твоё письмо.
Жаль, что получила письмо так поздно, может быть, съездила бы, но одной в лес так далеко ехать страшно. Пригласила Анну Лаврентьевну, она в свою очередь предложила поехать на машине с кем-то из её дома. Я стушевалась, сказала ей, что ты будешь не очень доволен. Не хочется показывать посторонним хорошие места. Былв бы Лена, и если бы она со мной поехала, я бы съездила.
От Лены пока ничего нет.
Звонила няня, просила передать тебе привет и наилучшие пожелания. Чувствует она себя по-разному, у неё низкое давление, и погода очень влияет.
От тёти Дуси привезла немного крыжовника, сварила варенье.
Посылаю тебе статью о «НЛО» из Комсомольской правды, думаю, что тебе это будет интересно.
Сегодня посмотрела телевизионный спектакль «Портрет Дориана Грея» по мотивам романа Оскара Уайда. Очень понравилась пьеса.
Вот мои новости.
Посылаю тебе 3 рубля в заметке.
Целую тебя мама.
===============================

10.08.81
Привет, Виташечкин, наконец-то я могу написать тебе. Не поверишь – три дня не могла достать ручку и бумагу – фантастика! Правда, сложности были не только с бумагой, но и со временем, и с деньгами, и со всем, что только придумать можно.
Вот только сейчас всё в порядке – сразу села писать.
Я из Львова, привет тебе, солнышко!
Как ты поживаешь? Здоров ли, я ж ничего не знаю о тебе, письма (я надеюсь) ждут на Гражданском. Осталось чуть больше месяца – и ты свободен, да?
Описывать всё пока бесполезно – скоро встретимся, со временем не очень густо, завтра едем на съёмки.
Где-то во вторник – среду буду в городе (сегодня воскресенье). У нас 34 градуса, гибнем!
Купаться негде, пьём пиво с утра до ночи, спиртное невозможно – сразу выпаривается.
Живём в общежитии вчетвером – Боря, Макушев, я и мальчик из Москвы (случайный). Вчера с диким азартом всю ночь играли в карты. Никогда в жизни не испытывала от этого занятия такого восторга, да и другие, я думаю, тоже. Вероятно, просто это так подействовало вдруг состояние покоя – как реакция на предыдущие нервозы и невзгоды.
Зарецкий же не вернул вовремя деньги! Макушев улетел один, аппаратура осталась в аэропорту в камере хранения, мы с Борей сдали билеты, причём мой не хотели принимать – потерян паспорт, ездили из Пулково на Невский раз 6 – часть автобусом, потом пошло такси, позже – через гастрономы – нервы стали сдавать, но сдали, хотя потратили на этом мероприятии денег раза в два больше стоимости билета. (Чёрт побери, кажется, я тебе уже что-то из этого писала – не помню, но уж прости, замоталась.) Короче, появился он только на следующий день, на грузовике, и сказал, что деньги ждут в Пушкине. С ним поехала Алёна, а Боря с Андреем Панкратовым поехали на поезде (страховать). Через 3 часа приезжают (а я билет сдавала) – нет Алёны, не пришла. Проходит ещё часа три – мы начинаем пить, глухое отчаянье – и тут она, наконец. Случайная задержка! И деньги!! Наконец!!
Такси, водка – аэропорт, хватаем аппаратуру – вокзал (авиабилеты – миф). И за час до поезда Боря берёт билеты в общий вагон. Ну, что это такое тебе объяснять не требуется, помнишь Николаев – Киев – Ленинград? А тут ещё Боря Довлатов! Жуть!! Тут роман, а не письмо можно писать.
Когда мы вышли во Львове, из наших 150-ти рубликов у нас было 1,5 рубля! Поезд зато качался. Все сотрудники вагона-ресторана лежали и лёжа пели хором во главе с директором ресторана.
Ну, в общем, это-то всё начало, потом (в это время) кто-то у нас стянул деньги (оставшиеся). Но об этом потом, всё живьём расскажу.
Потом деньги нам выслали. Макушева часов через 10 мы обнаружили, и вот тут-то и наступили выходные – 2 дня вынужденного безделья.
Про Львов в следующем письме – пишу лёжа, ужасно неудобно, рука устала (видно по почерку).
Пишешь ли ты? Скучно, лето надоело, хочу сентябрь. Съездим на залив, когда вернёшься? Хочу осень в Солнечном – навязчивая идея. А ещё зоопарк обещанный! Вообще, впереди много светлого, хорошего, интересного, правда? Хочу вперёд! (хотя не скажу, что сейчас уж очень плохо). Пиши о себе побольше, люблю получать твои письма, хочу увидеть тебя.
Целую крепко-крепко, очень жду писем и тебя. До встречи.
Лена

Что-то ты сегодня делал? Ведь воскресенье же!
===============================

13.08.81
Наконец-то, получил твоё письмо из Львова. Слава богу, что добрались! Не сомневался, что без приключений не обойдётся. Интересно, как ты там справляешься с ответственной должностью ассистента режиссёра? С нетерпением жду встречи и твоих рассказов.
Хочу тебя видеть!
В воскресенье с 9.00 мы целый день занимались рубкой леса. Но начну лучше с субботы. В субботу мне крупно повезло – удалось сдать кровь, первый раз в жизни. Естественно, в добровольно-принудительном порядке. Происходило это так.
От нашей роты сборов требовалось 50 добровольцев, но нашлось таковых только 18. Условия были простые: сдаёшь 250 грамм и один день, т.е. в субботу свободен от работ и занятий. Кроме того, доп. Паёк в виде 1 помидора, чашки жидкого какао, нескольких сухарей, конфет, кусочков сахара и пайка масла. Из-за большого количества неожиданно выявившихся больных (сердечников, гипертоников и носителей кожно-венерических заболеваний) пришлось пойти мне. Оказалось совсем не страшно и даже наоборот.
Высасывали кровь на забрызганных ей же и йодом топчанах трое очаровательных женщин. Солдатское сердце, истосковавшееся по женской ласке, растаяло, и я даже чуть не предложил сдать ещё и сверх нормы. Вовремя одумался.
День прошёл прекрасно. Наконец-то удалось выспаться – проспал днём часа 4. Вечером играли в покер, первый раз! Уговорил народ. Большинство играло впервые, всем понравилось, особенно мне – я выиграл 4 рубля и несколько поправил своё финансовое положение, которое было уже на грани катастрофы.
Кстати, спасибо тебе за помощь! Твой рубль мне очень пригодился.
А на следующий день всю роту отправили на директрису – её расчищать. На директрисе проходят танковые стрельбы. Недавно на них присутствовал наш комдив и решил, что лучше будет, если мы её расширим километра на 2 в стороны и на 3 в глубь. Кроме того, нужно расчистить, т.е. срубить молодняк, подросший на изначальном участке. Короче, площадка где-то 5 км на 3 км. Срок – неделя.
Рубили всё воскресенье, т.е. с 9.00 до 20.00. «А перед нами всё цветёт, за нами всё горит…» Молоденький, весёлый соснячок со стайками красавиц берёзок валили налево, направо. Думаю, что никто из нас за всю жизнь не посадит столько деревьев. А сваленный лес – в кучи и сжигать. Вот так.
На неделе ездили ещё несколько раз после обеда – продолжали начатое дело.
Кстати, в этом соснячке, как и в других местах, очень много грибов. Каждый день собираем буквально за час взводом штук 300 – 400 красных и 50 – 100 белых. Говорят, в этом году грибов мало, в прошлом было больше.
Наше время истекло. Дописываю уже на кухне, опять в наряде. Пора спать – 12 часов.
Жди писем, и я их жду. Приезжай быстрее!
Привет Сашке.
Звони маме.
Большой привет Ирине. Нет времени ей написать.
Продолжение следует.
Крепко целую, обнимаю.
Твой Виталька
===============================

14.08.81
Виташечек, привет, милый, я уже волнуюсь, вернулась 11-го, сегодня 14-ое – до сих пор 1 письмо! Что с тобой? Меня ж не было долго, с 4-го!!! Не болит ли у тебя правая рука? Что случилось? Почему не пишешь? Или перехватывают?
Как дела твои? Здоров? Надеюсь увидеть тебя в ближайшее время. Всё зависит от вечного денежного вопроса – я ж, естественно, опять без гроша. Достану – приеду.
Хотя всё это уже не очень важно, остался какой-то там месяц! Пропадает желание тебе писать, жду встречи – приятно рассказывать. Много сложностей, но всё в итоге неинтересно.
Звоню твоей маме через день. Всё хорошо, обязанности исполняю.
Почерк дурной, т.к. по-прежнему пишу стержнем.
Немножко тебе завидую – тебе есть что ждать, хоть конца срока. Я не представляю, зачем мне сентябрь, что там будет, зачем я там.
Только мелкие радости. Второй день я дома, растеряна, места не нахожу. Занятий никаких.
Лена
===============================

14.08.81
Здравствуй Леночка!
Расскажу тебе немножко о нашей жизни, последние пару недель она стала ещё занимательнее.
В столовой недели три тому назад начали делать ремонт, вывернули все котлы, в которых готовили. Теперь всё варится и жарится в 2-х полевых кухнях на улице. Едим кашу с запахом дыма, исключительно подгоревшую. Небольшое разнообразие вносит только степень подгорелости.
Воды горячей, естественно, нет, так как ремонтируют и кочегарку. Моем посуду холодной. Но и холодную часто отключают, дня 4 в неделю. В кухню таскаем из колодца за километр. Мыться бегаем на Вуоксу. Это хорошо, только последнее время холодно.
В казарме тоже организовали ремонт, белят потолки, красят стены и табуретки. Оба туалета закрыли, ходим на улицу в последний оставшийся – системы свободного падения. Пробовали нас туда водить в определённые часы повзводно, но как-то не привилось.
Пишу утром (7.15) в столовой – продолжение наряда. Сейчас накрываем завтрак. В столовой грязь неимоверная. С нетерпением жду вечера - после ужина сдаём наряд и в баню. Отогреюсь и отмоюсь!
Занятия последнее время всё чаще переходят в сбор грибов и ягод, берём пленных. Вот и вчера до обеда от взвода осталось 14 человек из 24-х, остальных разобрали на работы. Пошли по грибы, наткнулись на малинник и просидели в нём 2 часа. Такой крупной малины в таком количестве я ещё не видел. Съел, наверное, литров 10. Объелся. Еле дошёл до казармы.
Но все радости до обеда, после него – работа. Последние дни валили лес, я тебе уже писал.
Возвращаемся часов в 9 вечера, пешком 5 км или штабелями на машине. Машина рассчитана на 20 человек, фургон. Позавчера в неё забилось 47. Как это происходило, я расскажу, когда встретимся.
После ужина частенько подбрасывают машины с кирпичом – разгружать на территории или на строящемся палаточном городке на полигоне. На днях пришло две машины, кирпич навален с горкой. Залезли прямо на наваленный кирпич, по 16 гвардейцев на машину и по шоссе, скорость 70 км/час, потом по лесным дорогам, ухабам, наезженным танками – в городок разгружать. Представляешь картинку? Вопреки всем правилам ГАИ на открытой машине, да ещё и поверх кирпича. Мягкие места немного пострадали.
Пора мыть посуду. Уже позавтракали, каша и грибы – сами приготовили.
Жди писем. Целую.
Виталька
===============================

16.08.81
Привет, Виташечка!
Опять я тебе долго не писала, но что ж со мной сделать?! Сегодня я получила сразу три твоих письма, представляешь, как приятно?
Прости меня, малыш, я не приехала сегодня, но это не моя вина – у меня не было ни единой копейки. Мне сегодня из-за этого не сладко, сижу и мучаюсь весь день – представляю, как ты стоишь и ждёшь у ворот – плакать хочется! Но мне ж просто не доехать – автобус денег стоит. А завтра я, вероятно, еду за Сашкой (мне Людка обещала дать денег).
Хочу грибов! Сходим в сентябре, они ещё будут?
Спасибо тебе за письма, я им очень рада, пиши больше.
Господи! Скорее бы кончилось это проклятое лето! У меня тут опять на три дня было пьянство гнусное, надоело смертельно, наконец-то выбралась.
Сейчас смотрю «Блеск и нищета куртизанок», одновременно пишу и засыпаю. Хочу к тебе. Хочу есть – ничего ещё не ела с утра. Привет тебе от Ирины.
Виталька, напишу тебе завтра, хорошо? Сейчас мало сил. Не сердись, лучше уж, наверное, хоть записочка, чем вообще ничего. Так? Завтра будет тебе письмо, а сейчас спокойной ночи, малыш! Скучаю, жду писем, до завтра, целую, обнимаю, ложусь спатью
И ещё целую.
Лена
===============================

17.08.81
Здравствуй Леночка!
Вот и прошла ещё одна неделя. Осталось всего пять, месяц.
Вчера, наконец, воскресенье выдалось свободное, без работ. Лес почти весь на полигоне вырубили, осталось метров 300. Комполка доволен – наш полк (т.е. рота сборов) справился с задачей первым, несмотря на то, что он кадрированный, - естественно, за счёт хорошей (т.е. его) организации.
Всё воскресенье проиграл в карты – покер и преферанс. Нашлись-таки любители! День прошёл незаметно. Последние дни в вообще в роте повальное увлечение картами, играют все и везде, где только можно. Три ночи ложился во втором часу. Сплю мало, но чувствую себя бодро – занимаюсь любимым делом.
Как-то ты сейчас? Удалось ли добраться до Ленинграда? Не получал три дня твоих писем и уже волнуюсь. Как со здоровьем? Поправилась или опять температуришь?
Жду тебя в следующее воскресенье, т.е. 23-го. Ведь ты должна же точно вернуться. Приезжай, я очень скучаю по тебе. Хочу тебя видеть. Ты, наверное, здорово загорела во Львове?
На прошлой неделе были в карауле, принимали посты и караульное помещение у солдат. Личный состав в основном из южных республик. Некоторых взяли в  армию уже лет в 25, случайно, когда они впервые спустились с гор.
Ко мне в руки попал документ, написанный человеком отучившимся й курс в Бакинском театральном институте. Хочу с тобой поделиться, посылаю – см. Приложение № 1.
Очень тоскливо. Всё надоело. Жду тебя. Хочу в Ленинград. Упадок духа после выходного. Впереди ещё неделя…
Идёт дождь. Погода мрачная. Стреляем на полигоне из танков.
Как дела у Володи Левитского, вернулись ли они из Воркуты? Сколько человек ездило, чем занимались? Мне всё интересно.
Больше новостей, вроде, нет.
Привет Сашке!
Обязательно, как приедешь, позвони моей маме.
Очень жду тебя, твой Виталька!

P.S. Если ты ещё раз не приедешь ко мне только из-за того, что у тебя нет денег, узнаю – убью!
Кстати, мои дела в этом плане обстоят уже неплохо, и, по крайней мере, за обратную дорогу ты можешь не беспокоиться. Если совсем плохи дела – займи у кого-нибудь, приедешь ко мне, я отдам.
До свидания, малыш. Крепко целую, обнимаю тебя. Пиши – не забывай.
Виталик
--------------

Приложение № 1

Столовая
1. 4 - ножи сломонна
2. 1 окно треснуто

Комната отдыхающий смены
1. Нет один топчан
2. СЛоменно подокойник
3. 2-х Треснуто окно

Комната бодруствующей смены
1. 1-х треснуто окно
2. Нет шахмат шашки
3. Нет опечатано аптечка
4. Нет плакат «табел постом»
5. Сломано шкаф для личних вещей
6 Сломанно термометрии
7. Негорит дежурний освещения
8. Нет сегоднейшие газеты

Сушилка
1. 8-х Рвание резиновые собоки

Кладовая
1. Нет щетка (зачёркнуто – В.И.)
2. Нет (неразборчиво – В.И.) и штыновые лопати – 2.
3. Сломано шкаф.
4. Не пломбипованно 4 – огнетушитель

Коридор
1. Не горит 1 - лампачка
2. Ящик для ветащи нет.
3. Не горид деж. асвещение
4 Не укамплектованно ППШ.

1 пост.
1. Нет 13 – лампачек, негорит 3 пражекторо.
2. Не укомплектован ППЩ 2тБ и центральны.
3. Треснула тел. трубка.

3 пост
1. Не горит 1 прожектор
2. Нет ключа от комнати.

2 пост
Не горить 2 прожелтора

4 – пост
Не горить 13 лампочок 2 – прожектора
Связ работеет с одной точки неопечатано ПТО

Сдал: гв л-т Боковой /подпись/
Принял: гв. Л-т Матовщиков /подпись/
3.08.81 г.
===============================

19.08.81
Здравствуй Виташа!
Что ж ты перестал писать?
Обиделся?
Получилась ерунда, хотела к тебе ехать. Лена сказала, что поедет и не поехала, а я бездарно проболталась в Ленинграде.
Сходила в кино, посмотрела фильм с участием Ротару «Где ты любовь». Фильм не плохой, посмотрела с удовольствием, несмотря, что Ротару не очень люблю.
Дома всё по-старому.
Чувствую себя по-разному, как погода.
В субботу ездила в чистку, возила все твои вещи. Всё вычистили, правда, придётся всё потом парить.
Купила ещё 2 кг крыжовника, сделала сок с сахпром 2 банки и застерилизовала.
Время идёт быстро, дела теперь делаю медленно, больше стала уставать. Много времени отнимают всякие болячки. Никак не могу вылечить глаза, что-то с ними стало. Пускаю капли, но они не проходят.
Читаю потихоньку Леонида Борисова, книгу, которую купила этим летом. Мне очень нравится. Сейчас читаю о жизни Жюля Верна. Мне кажется, что тебе, по крайней мере, эта вещь понравится, а может быть, и что-нибудь подскажет.
Вчера звонила Лене. Она вечером привезла Сашеньку. Хотела с Сашей поговорить, она так и не произнесла ни одного слова, а отойдя от телефона, громко сказала – а мы поедем в Зоологический сад. Я ей несколько раз говорила об этом весной, и она не забыла.
Кто приедет к тебе в воскресенье – не знаю, я или Лена. Если она не поедет, приеду я.
Привет от няни. Она звонит каждый день. Приехали её хозяева, теперь будет звонить реже.
Анна Лаврентьевна у Ростика. Лев Фёдорович сказал, что там так много грибов, что можно косить. Собирают только красные и белые.
Получил ли деньги прошлый раз?
Пиши почаще. Целую мама

Посылаю 1 р.
===============================