Брандмауэр

Черненко Андрей Григорьевич
             Я подвозил эту кампанию на Троекуровское кладбище по просьбе вдовы моего старого друга.
             У его могилы они выпили первую бутылку, а сейчас за столиком в «Генацвали», приговаривали уже третью.
            - Ну, помянули, а  теперь, всё же, за наших отцов, - тот, кого все звали Георгичем, - разлил оставшееся и встал.
            - Почему «всё же», Георгич?
            - Потому что своего я видел только на фото…Да и вообще… Хотя, впрочем, он оставил мне простенькую загадку, которую я  разгадал только сегодня утром.
            - Долго разгадывал…
            - Не складывалось как-то. А сегодня вспомнил и позвонил сыну…
            И тот, кого звали Георгичем,  так и не выпив, начал рассказывать историю, не то что бы остро, но всё же - царапнувшую меня .
            

           1.

          Итак, сегодня я позвонил сыну и попросил заглянуть в словарь.
          Сын тоже не знал значения этого слова, переспросил:
          - Как, батя? Бранд…ма..у..эр? Через «э» или через «е»? Сейчас поищу. Перезвоню.
          А я, друзья,  неожиданно  для себя, с  состраданием подумал, что моему отцу в такое вот сырое, гнусное зимнее утро было бы просто не к кому позвонить.
          Да и телефона в его бараке на окраине Хабаровска отродясь не было. 
          
          2.
 
          Отец до конца своих недолгих дней оставался, по словам переживших его на полвека приятелей и знакомцев-фронтовиков,  неисправимым шалопаем, по-настоящему ценившим лишь красивых и необременительных женщин, коньяк и удачную кампанию… 
            «Он ничего не умел. Только воевать. А кому его ордена были нужны, если – ни денег, ни ремесла, - выговаривала бабка моей матери, пытавшейся оправдать отца, хотя бы в моих глазах. - Возомнил себя писателем! Кобель… Даром, что инвалид, а то бы за тунеядство привлекли, по статье бы пошёл!В бардаке жил. В бардаке помер.» 
           Но доставшийся мне после смерти матери  архив отца поразил своей объемностью и  бережной    аккуратностью.
           А  почерк!
           Рукописи и пачка возвращенных кем-то писем были исполнены  каллиграфически.  Знаете, таким правильным – школьным - почерком… 

           « Лопушок, я проснулся сегодня в прекрасном настроении, -писал  отец, - потому, что приснилась ты . А одернул штору и – вообще чудесно. Кто-то весело и смело размалевал брандмауэр: солнце, цветы, река… И – ни дурацких отказов из издательств, ни болячек, ни долгов, ни похмелья.»
            Я понял, что письмо адресовалось матери, оставившей отца по причине его многочисленных измен –  по-мальчишески глупых, наспех, от тоски и отчаяния.

           3.
 
           Однако дочитать письмо тогда, в невероятно далеком декабре 1979 года, я не успел.
           Звонок в дверь. Вестовой на пороге. Конвертик с предписанием.
           Вырвали меня со всеми корешками из крохотной комнатки в коммуналке на Сретенке. Из той особой, физически ощутимой московской обжитости, знакомой, лишь младшим офицерам, намаявшимся с юными женами в дальних гарнизонах да по чужим углам,
           Никогда больше не повторилось это чудо  - жить, как говорила первая жена  «между ладошек». Нежиться  в крохотным мире , созданным и обжитым тобой и,  любимой  , как казалось, навсегда, до смертного часа, - женщиной.
           Мир этот растворился без остатка. Исчезла и  женщина, с которой я его строил…

            4.

            Да, так вот, дочитать письмо я не успел. И, что обозначает слово   «БРАНДМАУЭР» , так и не узнал.
            При этом оно укоренилось  в памяти как бы в виньетке – из  « весело намалеванных»  цветов, солнца и моря.
            А со временем стало неким кодом к глубинам памяти, хранящим в себе декабрь 1979 года.  Тут  и  прощание с женой…И заснеженный аэродром «Чкаловский»…  И сумеречное гигантское чрево «Ил-76»-го… И какие-то  сдавленные напряженным ожиданием неведомого лица друзей…
            Слово это отмыкало особую, плотскую, память  первого, страшного и в то же время наполненного странно-радостным предощущением, боя в  ледяном предгорье, ужас и обиду первого ранения и нирвану госпитальной палаты.

            5.
 
            Однажды в 1992 году, в Сухуми, в чудовищном абсурде кровавой резни абхазов и грузин, я  был опять контужен и отлеживался в библиотеке бывшего санатория имени какого-то партсъезда.
            Вид из окна  - до слёз! Точь-в-точь из письма отца -  море,  горы и кипарисы были словно намалеваны гигантской кистью. Аляписто,  без оттенков и весело, как то, неведомое слово – БРАНДМАУЭР.
            В который уже раз оно  шевельнулось  в памяти  и заставило меня встать и,  проковыляв через огромный библиотечный зал, отыскать в сваленной в углу груде книг энциклопедический словарь.    
            «Брандвахта…Брандмейстер..,» - что-то  о пожарах и пожарных.
            Интересующее меня - «Брандмауэр» в кратком послевоенном словаре отсутствовало.               
            
             6.

             В 1995 году, в Моздокском госпитале мне в руки попался дореволюционный том Брокгауза и Эфрона.
             Но - нужная страница на «Б»  была для вполне понятной солдатской нужды кем-то выдрана.


             7.

             Ах, да, ещё… В архитектурной энциклопедии, обнаруженной мною в 1992 году в библиотечке винодельческого завода в Приднестровье, рядом с которым мы держали оборону,  том на букву«Б» отсутствовал.
            
             8.

             В 1999 я  кликнул  слово в компьютере,  но оно, как мне показалось, зависло…
             А на самом деле меня догнал первый инфаркт.            

             9.
         
             Я берегу архив отца.
             Но до этого утра так и не мог дочитать до конца то памятное письмо к матери
             Не разобрал ни одной рукописи…
             Изредка рассматриваю пожелтевшие фотографии – юного морячка-отца , незнакомых молодых мужчин и женщин.
             Они и весело, и смело смотрят на меня из своей выцветшей вселенной... Май 1945-го.Победители.
             А я, воевавший всю свою жизнь,  –  почему-то чужой им.

             10.

            Читать письма отца к матери  как-то вообще неловко , поскольку это  не просто переписка родителей, не документ, не хроника , а  наполненное страстью, неизбывным желанием, письмо молодого мужчины молодой женщине.    
              - А рукописи отца? Почему ты не прочёл их? 
              - Литература, -  да и вообще все, что придумано, что лежит вне реальной жизни, -  меня рераздражает,ребята.- Да и что мог оставить после себя  пусть и симпатичный шалопай с образованием в пять классов?
              Впрочем, есть, наверное, и другая причина:развязав тесемки картонных папочек, я, боюсь, получу вполне ожидаемый ответ на банальные  вопросы.
            - На какие? - спросила вдова. 
            - Скажем, насколько оправданна  жизнь  отца  БЕЗ МЕНЯ?
            Моя жизнь БЕЗ НЕГО? 
            Жизнь мамы,    прошедшая   нищенски. униженная душным временем и скудным бытом?
            И насколько талантливо или бездарно все то, что таят в себе картонные папочки? 
            Разве не понятно?

             11.
          
             Ну, и что делать с этим? – спросила меня сегодня утром жена, затеявшая генеральную уборку и  достав из платяного шкафа  фибровый  чемодан отца.   
             Неожиданно он раскрылся и на пол скользнуло то самое, недочитанное  почти тридцать лет назад, письмо…И со сквознячком - прямо мне в руки, а вместе с ним, ребята, снова  затрепетало в памяти это слово, снова показалось, что несёт оно  в себе какой-то  тайный знак:      

             «КТО-ТО ВЕСЕЛО И СМЕЛО РАЗМАЛЕВАЛ БРАНДМАУЭР:
             СОЛНЦЕ,
             ЦВЕТЫ,
             МОРЕ…
             ЭТО ЧУДО ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОСТРАНСТВА…
             ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ!»   
         
             Что же там было такое -  в удаленном на вечность, на бездонную пропасть утре?
              Что заставило его, похмельного, израненного  мальчишку засмеяться от, может быть, подложного, секундного  но –физического ощущения счастья?!
 
              И,- ещё не получив ответ, - я подумал: слава Богу, что было у него и то утро, и перо, и чернила, бумага,конверт.
              Слава Богу, был у него этот БРАНДМАУЭР – с его весело размалеванным миром.
             
              12.

              Сын позвонил минут через пять.       
             - Ты слышишь меня, папа? Так вот - «Брандмауэр»…
             Тут, знаешь ли, много нюансов...
             Но в конечном счете смысл один и тот же.

             13.

             Что угодно я ожидал, ребята. 
             Но это? 
             Что же он прошёл и понял об этом мире? И каким  был мой юный отец,  - способный увидеть тут и  «чудо, и перспективу» и ощутить в себе желание жить?
 
             - Так вот, - зачитал сын: «Брандмауэр – это

             ГЛУХАЯ СТЕНА НАПРОТИВ;
             ПРЕИМУЩЕСТВЕННО -
             ИЗ КИРПИЧА.»               
               
               
            
         
 Март 2006 г.