Сквозняк

Джейхун Кулизаде
“Сквозняк”

Вот и закончилось лето 1977-го. С работы уволился. А какой смысл? Через два месяца в армию. Сам виноват. Не добрал баллов на дневное отделение и поступил только на вечернее. Через месяц восемнадцать, и - "А для тебя, родная, есть почта полевая… ". Или, вот, еще лучше - "Через две зимы, через две весны ... Отслужу, как надо, и вернусь. ...". Бррр...Стремно как-то. Неизвестно ещё куда пошлют. Вон, парень с нашего двора, попал в Читу. Говорит, зимой там так холодно, что можно запросто отморозить мужское достоинство. Врет, не врет -не знаю. Но, картина страшной холодной зимы четко нарисовалась перед глазами и оптимизма совсем не внушает. Нет, безусловно, интересно поехать, там, посмотреть ... Форму надеть, с автомата пострелять ... Но, два года!... Как же тут!... Без меня!... Отец, однозначно, мог бы отмазать. С его-то связями ... Но, не чешется. Иди, говорит, служи, как все ... Мать в истерике. Бабка - та, вообще, в полуобморочном состоянии ходит, и только вдоль стенки. Придерживается. Жалко на нее смотреть. Пойду, лучше, пройдусь.

На улице встречаю Элика. Хороший он парень. Добрый. Вообще-то, его настоящее имя Эльдар, но мы все с детства зовем его Эликом. Наверное, так короче, что ли, удобнее.

- О! Джавид, - говорит мне Элик. - Хорошо что я тебя встретил. Собирался к тебе зайти. Дело есть.

Элик - на три года старше меня. Чемпион республики по боксу в тяжелом весе. Постоянно в разъездах. У него год назад умер отец, тяжело больная мама и три сестренки школьницы. Он сейчас за старшего.

- Какое дело? - спрашиваю я, прикуривая сигарету.

- Это, скорее, не дело, а просьба, - говорит Элик. - Понимаешь, деньги нужны срочно, а нам в "Динамо" за последние сборы только через неделю выплатят…

- Есть у меня червонец. Если надо больше - могу вечером у отца попросить, - перебиваю я Элика, доставая из кармана хрустящую десятку.

- Да нет же! Ты меня не так понял. Мне взаймы не надо, - чуть смущаясь говорит Элик. - Ты же в институте учишься? Да?

- Да, - говорю. На вечернем. В "Нархозе" (1).

- Так это не важно, вечерний или дневной. Главное, там есть "богатенькие студенты". - Ведь в "Нархозе" учатся дети состоятельных людей? Так? - оживленным голосом спросил Элик.

- Ну, так, - соглашаюсь я, все еще не понимая, какую помощь он от меня ждет.

- Ну, так вот, - продолжил Элик. - Привез я из Польши три костюма "Levis". Можешь предложить однокурсникам? Размеры ходовые. Цена хорошая. Должны улететь. Ну, срочно деньги нужны! Помоги!

- Не знаю, - говорю я. - Не удобно как-то... Отец узнает, что фарцую - убьёт!

- Чего неудобно то!? - воскликнул Элик. - Тебе однокурсники ещё и спасибо скажут. За такую цену! А отец не узнает. Он ведь не в "Нархозе" преподает. Так?

- Так.

- Ну и отлично. Идем, "товар" покажу, - сказал Элик, подтолкнув меня в сторону своей парадной.


Костюмы действительно оказались шикарными, и цена фантастическая. Если бы не армия, один костюм точно оставил бы себе. Элик хотел за каждый по 200 рублей. Предложил мне добавить на каждый 50 рублей, для моего интереса.

- Только больше пятидесяти не накладывай! - предупредил он меня у дверей, провожая. - Мне надо быстро продать, - добавил он, передавая мне сумку "Adidas" где лежали три костюма "Levis".

Я еще не знал, кому и как буду предлагать джинсовые костюмы, поэтому спрятал сумку под кровать, и отправился в институт на легке. Вообще, с самого начала второго курса я ходил на занятия  на легке. А какой смысл напрягаться? Настроение то "чемоданное". Так что ходил я в институт только для того, как говорится, чтобы "людей посмотреть да себя показать".

До начала занятий оставался целый час. Прикурил сигарету. Стою. Курю. Разглядываю выходящих из здания студентов дневного отделения. Концентрируюсь на симпатичных девушках. Некоторые из них, поймав мой взгляд, хихикают и, удаляясь, изредка оборачиваются. Я собой очень доволен. Дурак.

- Чувак! Здорово! - слышу чей-то голос.

Передо мной стоит парень. Мы с ним сидели рядом во время вступительных экзаменов. 

- Здорово, - отвечаю я, пожимая протянутую им руку.

- Дай закурить, - просит он сигарету.

Угощаю. Закурил.

- Как дела? - спрашивает он.

- Нормально, - отвечаю я.

Разговор явно не клеится.

- Домой? - спрашивает он.

- Нет, только подошел. На вечернем я. На днях в армию иду. Пришел ребят с курса повидать.

- А я на дневном, - хвастается он.

Разглядываю его прикид. Неплохие джинсы. Черная кожаная куртка на молнии. Туфли "Salamandra". Часы Seiko. Не бедно.

- Слушай, тебе костюм "Levis " не нужен? - спрашиваю его.

- Сколько весят? - спрашивает он в ответ на мой вопрос.

- Двести пятьдесят.

- Хорошая цена, - удовлетворен он ценой. - А размер какой?

- Там целых три костюма. Один из них как раз на тебя будет, - прикидывая его размер на глаз, ответил я.

- А когда принести сможешь? - заинтересовался он.

- Да хоть сегодня! Через час тебя устроит? - спрашиваю я потенциального клиента.

- Давай. Через час прямо на этом месте. Я здесь не далеко живу. Через дорогу, за углом, - подтверждает он намерение купить джинсовый костюм.

* * * * *

Через час встречаемся.

- Принес? - спрашивает он.

- Принес, - отвечаю, указывая на сумку.

Перешли дорогу. Подходим к дому. Он построен еще до революции, но капитально. Парадная большая, с высокими потолками и лепками. Поднимаемся на второй этаж. Нажимает на кнопку дверного звонка. Пока ждем, когда откроют, говорит:

- Я может все три костюма возьму. Себе и братьям, если размеры подойдут.

- Хорошо, - говорю. Было бы не плохо.

Дверь открывает среднего возраста женщина в халате и уходит.

- Ты здесь подожди. Пять минут, - говорит он, протягивая руку, чтобы забрать у меня из рук сумку. - Мама не любит, когда я незнакомых домой привожу.

- Ладно, - говорю. Хотя, если честно, то неприятно как-то стало, что в дом не пригласили. Ну, да ладно.

Отдаю сумку. Он заходит. Дверь закрывается. Жду. Смотрю на часы. Пять минут прошло. Сейчас должен выйти. Неплохо было бы, если он все три костюма возьмет. Элик обрадуется. Да и я неплохой навар сделаю.

Десять минут прошло. Чего то он не идет. Наверное примеряют. Даже если один купит - тоже не плохо.

Прошло ещё десять минут. Чего то долго. Что там может быть? Может родители ему денег не дают, а он просит?

Что-то здесь не так. Уже полчаса прошло, а его все нет. Не нравится мне это. А с другой стороны, что тут может быть не так?

Прошло уже сорок минут. Всё. Мне это надоело. Звоню и забираю костюмы, если он не покупает... Чёрт! Я даже не помню как его зовут.

Ну, все! Терпение моё лопнуло. Дверь мне открывает та же женщина в халате. Пока я думаю, как правильно спросить парня, который вошел в эту квартиру, она разворачивается и уходит. Я захожу в небольшую прихожую, которая переходит в длиннющий коридор с несколькими закрытыми дверями. Стучу в первую. Никто не открывает. Прислушиваюсь. За дверью тихо. Стучу во-вторую. Дверь открывает женщина. Та самая, что открыла мне парадную дверь.

- Извините, - говорю, - Вы не позовете парня ... он зашел сюда минут сорок назад ... я ждал его снаружи ...

- Сюда никто не заходил, - говорит она уверенно. - Это моя квартира. - Может он к другим соседям? Это комунальная квартира.

- Как коммунальная? - удивляюсь я, начиная понимать, что здесь есть какой-то подвох.

- Здесь три квартиры. Кроме меня, других соседей сейчас нет дома. В конце коридора  ещё есть дверь с выходом на веранду. Там еще квартиры есть, - пояснила она.

- Спасибо,  - говорю я, и иду в направлении к двери на веранду.

Открываю дверь. Выхожу на веранду. Ни фига себе! Веранда тянется вдоль всего этажа буквой "П" и через каждые пять-шесть метров двери. Есть еще лестница на веранду этажом выше и лестница, которая спускается в двор.

Спускаюсь во двор. Прикуриваю сигарету и жадно затягиваюсь. Понимаю, что глупо, но кручу головой по всем сторонам, надеясь увидеть его. Замечаю небольшую арку с выходом на улицу. Понимаю. Меня кинули. Ушел он давно с моей сумкой. Он что, дурак? Я ведь знаю где он учится!

Кое как доплел до дома, выкурив по дороге кучу сигарет. Голова болит. Дома мать пилит отца, чтобы подключил свои связи и спас ребенка от армии. Отец не сдается. А мне все равно. Пусть будет - как будет. Меня сейчас другое волнует. Что Элику сказать?

- Сынок, тебя Элик спрашивал, - говорит мне мама. - Просил, чтобы позвонил, или зашел.

Плетусь к Элику. Рассказываю ему все как было. Он сам хочет посмотреть место где это случилось. Едем с ним к дому где меня кинули. Он сильно расстроен.

- Сквозняк! - говорит он.

- Какой сквозняк? - не понимаю я.

- То, как тебя кинули, с двумя выходами, в воровском мире называется "сквозняк", - пояснил он.

- Ты не расстраивайся, говорю я ему. Я знаю где он учится. Мы завтра же его найдем, - успокаиваю его я.

- Как ты мог отдать ему сумку! Ты даже не знаешь, как его зовут! - возмущается Элик. - Ты что, дурак!?

- А он?! - оправдываюсь я. - Он разве не дурак? Зная, что мне известно где он учится, кидает меня. Его ведь посадят за воровство!

- Нет, Джавид, он не дурак. Его сперва найти надо. Не зная, как его зовут, его придется караулить у института. Это - раз. А во-вторых, он знает, что никто в милицию заявлять не будет. Это был его основной расчет.

- Как не будет? - не понимаю я.

- Ну и что ты скажешь в милиции? Что ты спекулировал? За это статью получить можно, - объяснил он. - Нет, тут надо по другому. Только его надо быстро найти. Пока он украденное не сбыл. Он, ведь, думает ты на днях в армию уйдешь. И больше двух недель прятаться не будет.

* * * * *

Тельмана - так звали моего "кидалу", мы с Эликом поймали через два дня. Мои знакомые ребята с дневного отделения, которым я описал парня сбежавшего с моей сумкой, дали мне его адрес. Мы с Эликом караулили его во дворе, и когда поздно вечером он вошел в подъезд, я окликнул его, а когда он обернулся, Элик без слов нанес ему свой чемпионский хук. Размякшее тело "кидалы" скатилось на пол. И пока он приходил в себя, Элик снял с него часы и кожанку.

- Хочешь получить свои вещи назад - верни украденные костюмы, - объявил ему Элик. - Иначе будешь получать в рожу пока не поумнеешь.

Я очень волновался, что Тельман выкинет чего-нибудь, позовет своих дружков или сообщит в милицию, но через десять минут он вернул сумку, в которой оказалось всего два костюма. Третий костюм этот негодяй уже успел продать, а деньги прогулять. Элик вернул ему кожанку, а часы оставил себе в качестве компенсации.

* * * * *

Два месяца пролетели быстро. За это время отец с матерью, после долгих споров, пошли на компромисс. Я по-прежнему отправлялся служить, но не куда попало, а в Тбилиси. История со "сквозняком" оказалась моим последним юношеским приключением.


1. "Нархоз" - Институт народного хозяйства. Очень популярный ВУЗ в советские годы в г. Баку.