Из серии Тайна русских слов. Нравственность

Ната Пантавская
     Сколько гневных слов мы произносим, обвиняя наше общество в абсолютной деградации, потере молодёжью норм морали и нравственности! Мы говорим, сокрушаясь, о потерянном и безнравственном поколении. Каких только ярлыков не навешиваем на наше потомство! И эгоисты они, и корыстные, и жестокие, и "без царя в голове" и т.д. и т.п. Я предлагаю чуть успокоиться и попытаться понять, что же это за слово "НРАВСТВЕННОСТЬ", которое всегда употребляется нами как оберег от зла? И может ли это слово обозначать что-то постоянное, никогда не меняющееся?

Что стоит в начале слова? НРАВ. Загляните каждый в себя, в свою душу. Что движет Вашими спонтанными поступками? Ваш характер, Ваш нрав.

Один другому в морду дал! "Да, ладно", - говорим мы. - Нрав у него такой, вспыльчив больно!" В каждом коллективе есть человек, который в острой ситуации норовит спрятаться за спинами коллег, не принимать участия в разрешении конфликта, а иногда норовит вообще убежать "с поля боя". "Да, ладно!" - говорим мы. - "Что с него взять! Характер такой! Нрав зайца." А вот коллега, который никогда не выполняет работу, требующую усилий, боится, что не справится. И мы, зная это, уж и не поручаем ему трудное дело. "Слабак он!" - говорим мы. - Что с него взять?! С таким характером уродился." Мы готовы прощать проявления нрава не только себе, но и другим.

Каково же продолжение слова НРАВСТВЕННОСТЬ? После слова НРАВ - буквы С, Т, В, как преграды к сути, как буксующие в глине колёса, не дающие машине преодолеть небольшой холм. Дальше буква Е! Ну! Казалось бы сейчас сдвинемся с места... Но опять преграда - буквы НН! С кем, с чем борется слово? До какой сути мы не можем добраться? Почему так перепутаны дальше буквы? Что прячет от нас слово? А прячет оно - слово СОВЕСТЬ.

Как в слове "нравственность", так и в человеке всегда борются эти две ипостаси: НРАВ и СОВЕСТЬ. Борьба трудная даже для человека, имеющего совесть. Так может быть, будем снисходительнее к молодёжи? Не будем корить её за отсутствие нравственности. Может приглядимся, есть ли у каждого из молодых совесть? И мы увидим, что у большинства совесть есть. Нельзя всю молодёжь назвать бессовестной! Надо только стопорить в ней и в себе проявления нрава. И тогда совесть будет выходить победительницей в нескончаемой борьбе. Тогда слово НРАВСТВЕННОСТЬ вернётся в общество в своём истинном значении - значении вечной борьбы человека с самим собой.