Первая потеря

Лилия Менковская1
-Лютька, догоняй!- Увлечённо играя, Саня забыла, что догнать её подружка не сможет. Правда, ей помогала третья ножка-тросточка, но это скорости не прибавляло.
 
Люция была на год старше своих одноклассников. Очень красивая девочка, с толстой русой косой, нежной белой кожей. Cаня часто любовалась её необыкновенно изящными пальчиками -длинными, тонкими, похожими на кукольные.
 
В разговоре взрослых о Люте Саня впервые услышала непонятное, пугающее слово -полиомиелит. Правда, услышав, тут же забыла о нём. Да и увечья подружки удивили её только при первой встрече. Было непонятно, почему одна ножка у Люти всегда полусогнута, а правая ручка тоньше левой.
Ходила она , как уточка, переваливаясь с боку на бок, сильно припадая на левую ногу.
 
С первого класса девочки сидели за одной партой. Санька иногда завидовала Люте, потому, что ту привозили в школу на лошади. Зимой –в красивых санях с высокой спинкой, а осенью и весной -в рессорной коляске. Во дворе школы её отец отстёгивал кожаный фартук, укрывающий ноги ездоков, и Лютя спускалась со ступенек коляски на дорожку. Она казалась Саньке в этот момент королевой.
 
Учились обе хорошо. Но тетрадки аккуратнее были у Люции. Ровные буковки красивыми бусами ложились на строчки. Саньке казалось, что тетрадки у Люти были из особенной бумаги - белее и тоньше, чем у неё.
Девочки очень сдружились и в школе были неразлучными.
Саньке хотелось как-то выразить подружке свою любовь и преданность, но чем порадуешь её? Игрушек дома почти не было, и Саньке долго ничего путного в голову не приходило. Но всё же она придумала.
 
Однажды утром она вручила Люте коробку из-под конфет, которая вот уже год стояла пустой на буфете в доме у Саньки. Эта коробка вначале казалась Сане очень красивой, красивее картины, но со временем эти три неестественно красные розы на крышке коробки ей надоели, и она решила, что для подарка коробка сойдёт в самый раз.
 
-Тебе посылка! - гордо произнесла Саня, вручая утром следующего дня Люте коробку, перевязанную розовой ленточкой.
Лютя вспыхнула и стала суетливо развязывать ленточку. Открыв крышку, она радостно захлопала в ладоши:
-Ай-яй-яй! Какая красота!
В коробке лежали фантики от конфет, бумажная самодельная куколка, одна марка, кусочек цветной бумаги и кулёчек сушеных яблок.
-Это тебе…- Смущаясь, повторила Санька.
 
На следующее утро в парте её ждал сюрприз: круглая жестяная коробочка из-под леденцов.
Эта игра продолжалась долго, не надоедая, интригуя, радуя, озадачивая.
 
Летом подружки не виделись - слишком далеко жили друг от друга.
Санька ждала осени, первого школьного дня. Она ждала его каждый год, но этот был особенным - закончен четвёртый класс, и теперь они пойдут в другую, поселковую школу, где много незнакомых ребят, учителей, где начнётся новая жизнь. А пока девочка скучала по одноклассникам, и особенно по Люте.
 
Однажды во время завтрака в кухню вошёл отец и сообщил нечто такое, что Санька ни воспринять, ни представить себе не могла:
-Померла твоя подружка Лютя…В больнице делали операцию аппендицита, и не спасли…
Отец как-то устало присел к столу. Саня глупо улыбалась: «Вот чушь какая! Как это Лютя могла умереть! Вечно отец что-то преувеличивает!»
Воцарилась тишина. На окне звенели мухи. Но Саньке показалось, что звенит потолок, а может это звенело в её ушах…
Наконец мама запричитала:
-Езус Мария! Бедный дятёнок!
И заплакала.
Санька вскочила с лавки, подбежала к матери и стала испуганно спрашивать:
-Что?? Как это? Совсем померла?
И тоже, неожиданно для себя, заплакала от непонятного ужаса.
 
Через два дня Лютю хоронили.
 
Дорога на кладбище проходила не далеко от Санькиного хутора. Когда она увидела медленно спускающуюся с горки похоронную процессию, то, наконец, поверила, что с Лютей случилось что- то страшное.
Мать подала ей букетик цветов и легонько подтолкнула:
-Иди.
Санька рванулась с места, но, добежав до сада, остановилась, как вкопанная - страх вновь сковал её. Саня боялась увидеть что-то чудовищное, жуткое.
 
Процессия приближалась. Уже было слышно похоронное пение. Эта протяжная мелодия заставила Саньку заплакать от страха. Но тут она заметила, что в первых рядах колонны идут знакомые девочки, которых она не видела почти целое лето. Они несли венки. Это как-то приободрило девочку, и она побежала им навстречу.
В колонне были все её одноклассники, учителя, деревенские подружки и взрослые. Она даже обрадовалась им всем и как-то виновато улыбнулась.
Учительница взяла её за руку , и Санька двинулась вместе со всеми на кладбище.
Песня на время смолкла. За спиной послышался стон, потом громкий плач и причитания- рыдала мать Люции. Заплакали и другие женщины, колонна сломалась, замедлила ход.
Саньке тоже захотелось плакать, спрятаться, убежать обратно домой. Совсем невыносимо стало, когда кладбище встретило тревожным и печальным звоном колокола. Девочка вдруг почувствовала себя незащищенной, одинокой и несчастной. Ей хотелось кому-то пожаловаться, найти утешение. Но вокруг все были молчаливы, сосредоточенны ,и ,похоже, ощущали то же, что и она.
Раньше кладбищенская тишина Саньку не пугала, она даже любила её торжественность. Но сегодня эта тишина показалась зловещей.
 
Толпа распределилась вокруг вырытой могилы.
-Неужели это для Люти?! -вновь усомнилась Саня.
Открыли гроб.
В красивом убранстве, никогда ранее не виданном Саней, вся в цветах, лежала её подружка. Вовсе не страшная, даже еще красивее, только очень строгая и неподвижная.
               
Санька внезапно успокоилась и стала осторожно озираться по сторонам. Но при виде рухнувшей на гроб матери Люции, от её истошного крика , от громких рыданий присутствующих Санька едва не потеряла сознание. Она вновь заплакала вместе со всеми, внезапно осознав, что Лютя уже не с нею, и что кто-то безжалостный отнял у неё любимую подружку.
Подошла плачущая мать Саньки, погладила ее по плечу и тихо сказала:
-Ну вот, боженька забрал твою Лютеньку. Теперь ей ТАМ будет лучше.
Эти слова немного отвлекли Саню. Она стала думать о том, за что боженька , в которого она как-то не твёрдо верила, забрал её подружку, о том, что это такое «ТАМ», где Люте будет непременно лучше.
Как во сне промелькнул перед девочкой дальнейший ритуал погребения, дорога домой…
 
Первого сентября она шла в школу с легким страхом и тайной надеждой: «А вдруг Лютя передумала и придёт в школу».
 
Но всё уже было другим: другая школа, новые одноклассники и незнакомые учителя, да и сама Саня стала другой - окрепшей за лето и более взрослой.
 
В классе её посадили за парту с другой девочкой. Со временем та тоже стала её подругой на долгие годы.


Copyright: Лилия Менковская, 2009
Свидетельство о публикации №219903 Дата публикации: 31.08.2009 04:48