Пацифик

Евгений Садков
 Взгляд. Незамыленный, любопытный. Ребёнок, да и только. У других-усталый, озабоченный. Бесконечные очереди, бумажки, переходящие из рук в руки. И деньги, деньги. В виде таких же бумажек. Или пластиковых прямоугольничков. И всё фигня. Борьба за существование, скотское, утробное. Как скрип на зубах поедаемой плоти. Скрип кровати от похотливых судорог. Фигня. И вдруг...

 Скрипучие ступени. Давно не мытые стёкла большого окна между этажами. Скрип, скрип. Узкий, тёмный коридор упирается в дверь с оборванным дермантином. Хмурые лица выходящих людей с папками под мышками. Незрячие глаза. Работа. И вдруг...

 Зданию давно за сто. Стены с пустотами внутри. Высокие потолки. И печи-голландки по бокам. Зримее снующих мимо чиновников поднимающийся сюда дворник с вязанкой дров. Но он ещё в девятнадцатом веке. А эти-здесь, со своими бумагами. Как тени, скользящие по истории. Только скрип. И то не их. Истории.

 Голландки. Оттуда. Бабушки называли их галанками. Уже не русская печь, но для отопления подходит. А в казенных домах и подавно. Привычно открывали дверки печки. Слабенький огонёк облизывал, пробуя на сухость, ближнее полешко. Приоткрывалась для вошедшего в аппетит пламени дверка поддувала. Теплом наполнялось даже такое казённое здание.

 Печные дверки. Целое искусство того времени. Зря вы не смотрите на них, казённые люди двадцать первого века. Они ещё рядом с вами. В таких, ещё одушевлённых домах. Медленно уходящих. Затаптываемых вами, неодушевлёнными, с незрячим взглядом. Скрип, скрип...

 Чугунная дверка поддувала печки-голландки. И вдруг странный рисунок на замазанной поверхности. Уходят, растворяясь в небытии, люди-тени. Они не замечают удивительного. А оно здесь, рядом. Этот рисунок. Отображение мастера девятнадцатого века. Странно, почему пацифик?

 У русских печей, которые сейчас можно ещё встретить в наших глухих, умирающих деревеньках, таких дверок не было. Характерны для "галанок". Но почему на ней изображён молодой для истории символ? Объединяющий борцов за мир, неформалов и нонконформистов. Ему совсем недавно стукнул полтинник. В конце пятидесятых его разработал Джеральд Холтом для британского движения за ядерное разоружение. Сочетающий в себе  буквы семафорных сигналов N и D, что означает "ядерное разоружение".

 Кстати, семафорную азбуку разработал в конце девятнадцатого века российский вице-адмирал С.О. Макаров. Яркая судьба, героическая смерть и ...связь военного моряка со знаком пацифистов. Как ни странно, она есть. Первая буква русского алфавита передавалась на флоте разведенными в стороны и вниз руками, в виде перевернутой латинской буквы V. В английской транскрипции-это буква N. Соответственно, вторая буква-одна рука вверх, другая вниз. Так и возник пацифик, необычное сплетение творчества русского адмирала и английского дизайнера.

 Правда, Холтом объясняет идею знака не так прозаично. Контур его навеяла художнику картина Франциско Гойи "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Опять эта странная связь войны и мира. Как Инь и Янь. Черное и белое. На знаке эти цвета поменялись чуть позже.

 Противники пацифизма видят в знаке "сломанный крест" (broken cross), считая в первую очередь антихристианским. Вспомним опять картину Гойи. Там центральная фигура точь в точь отражает нашего Медведа. Правда, ещё с головой. У русского Приведа её уже нет. И если Медведа взять за ноги и встряхнуть, вдруг и появится. И будет удивительно напоминать классический пацифик.

 Но почему же на дверке старинной голландки появился пацифик? Уж не наши ли потомки, хиппари-пацифисты, одержав окончательную победу над ястребами, отметили главное событие путешествием в девятнадцатый век? Как бы хотелось заглянуть в это светлое будущее, где нет насилия и злобы, а только мир и любовь. Увы, происхождение знака прозаично. Но всё же интересно.

 И вот наша печурка связывает неожиданно современное казенное здание, нарисовавшийся здесь пацифик с германскими рунами. Древними письменами и в частности с пятнадцатой руной- альгизом. Он был символом лося и означал защиту. Вот такой оберег и изобразили мастера печных дверок. И в этом казенном здании так и располагается. Но обрабатывая снимок, я перевернул изображение. Вот и вся загадка. Надеюсь, предки на меня не обиделись. Я же обратил на их творение внимание. Не то что эти люди-тени, скользящие по стенам с пустотами мимо такой красоты.

 Ну а реальное изображение пацифика хранится в музее мира в Англии. Добро пожаловать.