Таежная быль

Галина Терешенок2
С страницы Галина Терешенок - http://www.proza.ru/2010/11/22/987

                Ранним утром жена охотника - промысловика Матвея заглянула в собачью конуру и не смогла сдержать радостного возгласа: рядом с лайкой Стрелкой шевелились живые комочки. Стрелка была отличной собакой и многие охотники стремились завести себе «помощников» из ее потомства. Кормили Стрелку хорошо, щенки быстро росли, устраивая шумные щенячьи драки из -за сахарной косточки или длинного полена, которое с неизменным успехом всегда отбирал у своих братцев и сестриц самый крупный щенок по кличке Кучум, признанный заводила и лидер и в играх, и в драках. Подросших щенков разобрали охотники, а Матвей оставил себе Кучума. Вместе со Стрелкой хозяин часто уходил в лес, где Кучум осваивал сложные премудрости лайки: как выслеживать добычу, как, отвлекая лаем зверя, подвести его под меткий выстрел охотника.

           Кучуму учеба давалась легко и через два года он стал лучшей промысловой лайкой района. Матвей почти никогда не возвращался из тайги без добычи. Но особой дружбы между хозяином и псом не было из - за жестокого характера человека. За малейшее неповиновение следовал пинок сапога, который опрокидывал собаку на землю. Но все равно Кучум любил хозяина, не раз и не два приходил ему на помощь. Матвею предлагали продать пса, но он неизменно отказывался, утверждая, что такого умелого и умного работника может продать только дурак.

         Однажды случилось вот что. Проверяя капканы, поставленные несколько дней назад. И увидев в одном из них крупного зайца, человек заторопился и сошел с охотничьей тропы. Сделав несколько шагов, он услышал характерный щелчок и почувствовал боль в правой ноге. Когда Матвей понял, что произошло, его взяла оторопь. Он попал в медвежий капкан, прикованный цепью за толстую сосну, который голыми руками открыть невозможно. Капкан поставил кто - то из промысловиков и когда он придет проверить, попалась ли добыча, неизвестно. Меж тем сгущались сумерки, мороз крепчал. Когда раздался вой волков, Матвею стало по - настоящему страшно. У него за спиной висела заряженная двустволка, а остальные патроны были в рюкзаке, который он снял и подвесил на дерево, до которого теперь было не дотянуться.

  Темнота обрушилась сразу, как будто потушили свечу. Через некоторое время выглянула луна, осветившая лес неярким, мерцающим светом. Матвей, чтобы не замерзнуть, придерживая тяжелую цепь руками, топтался на месте, тоскливо прислушиваясь к отдаленному волчьему вою. Стая вышла на охоту.

  Кучум, сидя рядом с хозяином, тревожно смотрел то на человека, то в лесную чащу. Вдруг он вскочил. Морда пса оскалилась, блеснули клыки, из горла раздалось глухое, угрожающее рычание. На полянку выскочило пять серых теней. Сверкнули глаза.

        -Волки!- пронеслось в голове Матвея. Как бывалый охотник, он понимал, что это означает. Стая взяла их в кольцо.  Матвей решил: «Буду драться до последнего».

        Некоторое время волки выжидали. Затем все сразу метнулись к охотнику. Матвей, не целясь, выстрелил. Крупный волк споткнулся и тяжело осел на землю. Из -за спины человека доносился шум ожесточенной драки. Кучум дрался одновременно с крупным матерым волком, очевидно, вожаком стаи, и годовалым волком - полуярком, который скорее мешал, чем помогал повелителю стаи. Улучшив момент, Кучум что было сил вцепился в горло молодому волку, тряхнул его и бросил прямо под ноги вожаку. Невесть откуда взявшаяся тощая волчица вдруг стала рвать на части истекающего кровью собрата. Другие волки последовали ее примеру. Человек и собака, тесно прижавшись друг к другу, с ужасом слушали грызню пирующих волков.

  - У меня остался один патрон. Живым им не дамся, - думал Матвей, обматывая куском рубашки окровавленную руку.

           Неуверенно между густыми кронами заснеженных деревьев пробивался рассвет. Матвея неудержимо потянуло ко сну. Он сел, привалился к сосне и закрыл глаза. Кучум, повизгивая, попытался растормошить хозяина, но все было напрасно. Тогда пес схватил в зубы рукавицу Матвея и бросился в деревню. Подбежав к дому, он начал яростно лаять. Выскочившая на лай хозяйка, увидав рядом с собакой рукавицу мужа, побежала за соседями. Запрячь лошадь было делом одной минуты и вскоре, следуя за Кучумом, люди нашли лежащего на снегу Матвея. Его быстро привезли домой, отогрели, привели в чувство.
 
  Несмотря на столь чудесное спасение, Матвей стал еще угрюмее и злее, и собакам от него часто влетало. На замечание товарищей, зачем он бьет зверовую лайку, к тому же спасшую ему жизнь, только отмахивался: «Это охотничья собака, а не диванная собачонка. Длжна знать и бояться хозяина».

  Через год, зимой, поехал Матвей на санях за сеном. И, как на грех, забыл взять ружье. Не выполнил одну из главных заповедей: «Тайгу надо уважать. Тайга шутить не любит». За санями, как всегда, бежал Кучум. Выехал Матвей вроде бы утром. Да пока доехал, загрузил сани сеном, начало смеркаться. Только тронулись домой, на дороге совершенно бесшумно возникли волки. Кучум, не долго думая, запрыгнул в сани, но Матвей, схватив вилы, столкнул собаку на снег. До деревни было недалеко и волки отстали. На вопросы домочадцев, где Кучум, Матвей буркнул то - то невразумительное и вошел в дом, сильно
хлопнув дверью. На следующий день охотника разбудил крик жены:" Матвей, Кучум пришёл!"
Мужчина выскочил во двор. Пес был сильно изранен, но нежно лизал руки гладившей его женщины.

             Увидев подходящего Матвея, пес неожиданно зарычал и прыгнул на него. Человек инстинктивно сумел заслониться рукой. Острые клыки свирепо полоснули по ней. Старший сын бросился оттаскивать собаку. Внезапно тело пса обвисло на руках подростка. Паренек осторожно положил Кучума на землю.

  - Что, сдох? - зло спросил Матвей.- Его счастье, а то я бы ему показал….
  -Ты и так нам всем показал, кто ты есть на самом деле, - тихо сказал старый охотник Ерофей. - Собака зря на хозяина бросаться не будет. Она многое может простить , но только не предательство.-