01 09 2010

Леон Блат
                01/09/2010
    ЛЕОН БЛАТ

НЕМУЗЫКАЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ    
Становишься старше и многие события твоей жизни меняют свое значение и даже конечный результат. То что казалось таким важным и значительным превращается в фарс и, естественно, наоборот. И вдруг ты осознаешь что никто, никогда не узнает ничего из того что пережито и перечувствовано и тебе необходимо поделиться всем этим с самими близкими и не очень близкими тебе людьми. Твой взрослый сын и твой маленький внук без этих слов не смогут до конца понять тебя и не, дай бог, забудут а остальные даже не узнают что был такой.  И появляется навязчивая идея написать обо всем что ты помнишь не только о себе и своей жизни но и все что эту жизнь окружало.  Страх, что становишься графоманом, проходит и будь, что будет начинаешь писать.  Будет ли это кому-нибудь интересно?  Не важно, хотя в глубине души ты надеешься, что ты, конечно хоть и не Достоевский, но не боги и так далее...
                ПРЕВРАЩЕНИЕ.
Нет, не превращение человека в паука и, даже не наоборот.  Как превратить человека окончившего одну из лучших Консерваторий бывшего Союза в грузчика овощного магазина и не на почве алкоголизма, а вполне сознательно?  Для того чтобы ответить на этот вопрос основательно нужен философский или исторический роман, у меня другие задачи, но без небольшого отступления дальнейшее повествование не имеет смысла. 70-ые годы прошлого столетия.  Страшно даже подумать '' прошлого столетия''.  Годы застоя. Что это значит? Какого застоя?  Люди жили не думая ни о каком застое. Были герои, которые  пытались бороться с системой,но как я пологаю безуспешно.  Я никогда героем не был, я просто хотел жить по-человечески, не думая где взять денег на прокормление семьи.  Вот и короткий ответ на основной вопрос о превращении. Будучи весьма средним музыкантом но с большими амбициями, хотя справедливости ради а не из излишней скромности надо заметить что ''скромный музыкант'' совсем не плохо, а совсем даже наоборот, не мог достойно содержать семью.  Последней каплей в море неудовлетворения стало получения зарплаты в ВУЗЕ, в котором я тогда работал. Стоя в очереди, среди своих коллег, среди которых были весьма уважаемые музыканты, создатели прекрасных пособий, ведущие музыканты нашего не самого маленького города;  кандидаты наук и т.д., я вдруг с ужасом обратил внимание на убогость их вида, рабскую покорность нашей очереди и мое будущее показалось мне серым, скучным и никакого желания становиться в эту очередь через 20 лет, даже будучи профессором, у меня не осталось. Извечный вопрос ''Что делать?'' стал вдруг очень важным.  Что же делать на самом деле?  Пойти играть в ресторан? Не хватает квалификации.  Как заработать? Музыкой не получилось, надо менять профессию. Пришли на ум слова замечательного сатирика ''Может в Консерватории что-то испарвить?''.  Бармен, официант,продавец?  Надо подумать, а что думать надо действовать.  Начались звонки, разговоры и выяснилось что с высшим образованием в эту ''высокую'' сферу не берут без серьезного блата.  Новая преграда. Опять звонки. И наконец, после очень серьезного звонка, меня согласились оформить грузчиком в овощной магазин с возможностью  быстрого продвижения.  Это была удача.  С этого момента превращение началось.  Не могу сказать что все произошедшее далось мне легко, как написалось.  Были сомнения ''муки творчества'', но как говорится ''оцень кушать хоцется'' и ранним летним утром новоиспеченный грузчик начал свою новую карьеру.
 Не трудно себе представить, что непьющий, интеллегентного вида грузчик вызывал  много вопросов у коллег, но учитывая тот самый важный звонок, им пришлось смириться с моим писутствием, к тому же грузчиком я был не долго и довольно скоро получил повышении и стал младшим продавцом в том же магазине. И так сбылась мечта....не скажу кого и так все знают.  Стал ли я счастливее?  Не уверен. Сытнее? О, да. Но начались другие проблемы. Не все знакомые и друзья поняли и приняли это решение. Даже родителям было сложно адаптироваться с новой жизнью их единственного и любимого чада.  Что же говорить о людях, которые и так относились к тебе с подозрением. ''Морду наел''- это одно с самых мягких выражений, которые я слышал довольно часто, но что сделано, то сделано и нельзя ''повернуться назад''.                Все что случилось потом в моей жизни началось именно с этого момента. Жизнь разделилась на до торговли и после.  Что случилось после и есть тема для моих рассказов, это то о чем я хочу рассказать своим детям и внукам.
02/09/2010

БАРАБАН На самом деле когда я говорил о разделение моей жизни до торговли и после, выяснилось что и до было много интересного о чем невзможно не рассказать. А как же годы службы в Советской Армии?  Теперь вы можете себе представить грузчика с образованием, а как насчет солдата?  Не инженера, не строителя и даже не врача, а музыканта.  Конечно я служил в оркестре, но нужно себе представить маленького роста толстяка в военной форме.  Представили?  Что бы вам было легче- Швейк- ну кто не знает ничем помочь не могу, читайте книгу. Что бы дополнить картину надо сказать что и китель, и брюки всегда были намного длиннее, чем нужно, а головной убор всегда меньше и сидел на макушке как ермолка.  Однажды находясь в строю в таком виде я попался на глаза генералу.  Его удивление сменилось негодованием. ''Что бы я этого воина больше никогда в строю не видел''.  Он думал, что наказал меня, но теперь я мог передвигаться по части самостоятельно, а не в строю, как остальные.   Итак, форма шла мне как корове седло, но службу я нес исправно, потому что человеком я был очень отвественным и что приказано то сделано.  По прошествии многих лет все тяжелые моменты службы улетучились и остались только смешные и слава богу, что человеческая память устроена именно так иначе под давлением всех этих проблем можно свихнуться.  Это было весной.  Наш оркестр обслуживал Камендатуру, то есть ''лабал жмура'' или по-человечески играл на похоронах. Мои первые похороны в качестве рядового в военном оекестре.  Мне дали ''Большой'' барабан, на котором я никогда до этого не играл, правда, никто меня и не спрашивал. Предполагалось, что если ты закончил Консерватотию, то уж на барабане как-нибудь сыграешь.  Конечно же это абсолютная ерунда, так как ударные инструменты ни в чем не усутупают , скажем, арфе или тубе, но кого это волнует?  Кстати, фортепиано- тоже ударный инструмент.  Похороны были в крематории, где я тоже никогда до этого не был.  Все так интересно.  Тишина, серьезность момента, тотжественный человек в черном костюме, скорее всего представитель ритуального агенства.  Я не кощунствую, но никто из нас не знал покойного и нам было абсолютно все равно, кто, сколько лет, за какие заслуги перед страной ему выпала такая честь быть похороненным под звуки Государственного Гимна.  Отыграть и домой в казарму играть в домино.   Получив свой инструмент я стал мучительно думать что же мне с ним делать.  Как его держать?  Разговаривать мы не могли так как в зале стояла ''могильная'' тишина.  Музыканты располагались на втором этаже Большого Ритуального зала куда вела узкая, крутая лестница. Закрепив этот злочастный инструмент перед собой я начал медленно подниматься по этой чертовой лестнице. Я думаю, что дальнейшие события очень предсказуемы. Во время мемориальной речи, произносимой представителем Мемориального агенства, на словах ''от нас ушел'' и т.д, мой барабан плохо закрепленный мною, грохнулся с лестницы и покатился вниз.  Ужас, который охватил меня трудно описать. Звук падающего с лестницы барабана, можно сравнить со звуком катающегося по асфальту фигуриста.  Каким образом я остался жив и по сей день загадка.  Мой старшина смотрел на меня открыв рот, но не мог выдавить из себя ни одного звука.  Когда я, наконец, остановил падающий барабан, я понял что моя спокойная жизнь в оркестре закончена и меня сошлют куда-нибудь, но не ближе Земли Франца Иосифа.  Но ничего такого не случилось.  Возможно мой старшина сам испугался наказания, потому что он отвечал за молодых солдат, возможно, что я не первый ''несун'' падающего барабана....тем не менее я продалжал служить там же и еще много раз учавствовал в подобных мероприятиях , но к барабану с тех пор я отношусь со страхом и уважением.   

СПИРТ                Еще одна заслуживающая вашего внимания история произошла приблизительно в то же время, что и история с барабаном, только это случилось зимой и такое могло случиться только зимой и только в Советской Армии.  Я уже в это время не играл на барабане, я был повышен до Альта.  Кто знает что такое Альт в военном духовом оркестре и кому это надо знать?  Абсолютно второстепеный инструмент, без обид для альтистов, потому что я подчеркиваю, для военного оркестра.  Ист-та-та та-та-  вот и все.  Но даже на этом несложном инструменте надо уметь играть, чен я не мог похвастаться.  Со временем я научился не мешать остальным, а делать вид, что я что-то играю.  Возникают вопросы: зачем меня взяли в оркестр? Почему не отправили в стройбат или в медсанбат?  Я должен был служить по специальности в Ансамбле Ленинградского Военного Округа, но ансамбль собирался на гастроли во Францию и с моей фамилией лучше было оставаться на Родине.  Пришлось искать замену.  Вот поэтому я и оказался в Духовом оркестре.  У меня было много обязаностей по подготовке смотров, работы с курсантами.  Особенно важными были строевые смотры для которых я готовил строевые песни с курсантами. Все офицеры, которые отвечали за проведение этих смотров вдруг становились очень дружелюбными и ласковыми со мной.  Всем хотелось хорошо пройти и с песней, и самое главное получить похвалу генерала.  Но как только смотр проходил, они почему-то сразу забывали про меня и так до следующего смотра.  Чего-то я отвлекся.  Зима.  Опять дежурство по Камендатуре, но в этот раз на кладбище. Так уж получилось, что самые смешные истории связаны с не самым смешным событием, ну уж извините такова жизнь или смерть.  Вернемся к нашим нет не баранам, рассказам.  Для того чтобы духовой инструмент был пригоден к использованю, должен быть соблюден определенный температурный режим, то есть проще говоря нельзя на дудке играть на морозе.  Или дудка замерзнет, или губы отморозишь.  Что же делать?  Приказ есть приказ. Для русского солдата нет ничего невозможного.  Все гениальное просто. Надо в инструмент налить спирт и тогда клапана инструмента не замерзнут и на нем можно играть.  Но где это видано что бы спирт в дудку?  Естественно, что спирт который выдавался на благое дело выпивался сверхсрочниками в первые же дни, а как вы понимаете если вместо спирта залить в инструмент воду то  при определенной температуре вода замерзнет и вместо звука раздастся мерзкое шипение. Но это никого не останавливало, так как ''здоровье дороже'' ...   Мне ужасно жаль близких  родственников покойных, так как для дальних все равно самое главное –поминки.  Те звуки, которые издавал наш непроспиртованный оркестр трудно назвать не то что музыкой, но и вообще звуками способными к восприятию человеческим ухом.  В торжественной тишине гордо раздавался барабанный бой, для которого спирт не нужен, и жалкое повизгивание остального контингента.  Вот эти две истории и вошли в золотой фонд моей армейской службы.  Можно было конечно рассказать как я мыл котлы в столовой, потому что основной состав оркестра был в отпуске, или о том как я играл в преферанс со абитуриентами Академии, которые думали,  что я тоже офицер и как они были удивлены увидев меня в солдатской форме, но для короткого рассказа это слишком, а для романа я еще не созрел.