Проезжай, пожалуйста

Рефат Шакир-Алиев
Что, пожалуй, больше всего меня покорило в австралийцах, так это их доброжелательность, подчёркнутое внимание к нуждам другого и готовность помочь. А ещё отсутствие хамства, которое было нормой в моей прошлой жизни. Я не хочу сказать, что все австралийцы парят как ангелы в голубых небесах, но, когда здесь сталкиваешься с откровенной грубостью, что бывает редко, по привычке всматриваешься, не из наших ли краёв землячок.

Нигде так ярко не проявляется натура человека, как за рулём автомобиля. Когда я впервые сел за руль в Австралии, то чувствовал себя не очень уверенно, а точнее, очень неуверенно. И было от чего. Меня постоянно тянуло вправо, на полосу встречного движения; в Австралии ведь левосторонний трафик.

Однажды, сделав правый поворот, я подчинился-таки многолетней привычке и лихо покатил по правой полосе. Вдруг вижу, навстречу мне, лоб в лоб, катит такой же "джигит". Скрежет тормозов с обеих сторон. Водитель встречной машины высовывается из окна, что-то кричит и показывает мне кулак с выставленным наружу средним пальцем. Я, ещё незнакомый с этой популярной в Австралии фигурой, изображаю на лице гримасу доброжелательности – а что мне оставалось делать? – и высовываю в окно руку с оттопыренным вверх большим пальцем – знак дружбы и мира.

То ли моя миролюбивая улыбка сработала, то ли водитель понял, с кем имеет дело, но он неожиданно улыбнулся в ответ. Затем указал на полосу, по которой мне следовало был ехать, что я и сделал, не осознавая ещё, какой беды избежал.

А это другой пример поведения австралийцев на дорогах. Как-то подъезжаю я к перекрестку без светофора и лихорадочно соображаю, моя дорога или нет. Поперёк чуть раньше подъехала другая машина и остановилась. Водитель, дамочка далеко не бальзаковского возраста, совсем беленькая, этакий божий одуванчик, машет мне ручонкой, мол, проезжай, пожалуйста. Умилительно до слёз. А ведь дорога её была.

Был ещё случай, когда я, выйдя из машины, нечаянно защёлкнул дверь, оставив ключи внутри. В Австралии проблем с такими казусами нет. Не мешкая, вызываю службу помощи автомобилистам. Приехал высокий сухопарый старик весьма преклонных лет. Приветливо улыбаясь, он осмотрел машину, нашёл в переднем окне щель с мизинец шириной, притащил длинную проволоку, просунул её в щель и стал вылавливать ключи, пытаясь зацепить крючком за маленькое колечко, на котором держались ключи. Я скептически наблюдал за его действиями – ключи-то лежали в багажном отделении в хвосте машины. Но вмешиваться не стал, так как понимал, что на моём месте лучше помалкивать.

Прошло пол-часа, больше... Старик упорно и безрезультатно рыбачил. Стемнело, дул промозглый ветер с моросью. Я задубарил. Старик предложил мне зайти в соседний магазин погреться. Но у меня тоже какая-никакая совесть имеется. Через час, не меньше, старик, к моему великому удивлению, выловил-таки ключи и, счастливый, вручил их мне.

Но ещё больше меня поразило то, что за всё это время старик ни разу не чертыхнулся, не помянул мою маму и не выразил своего интимного отношения ни к ключам, ни к их хозяину. Даже не спросил, почему я такой раззява. Он шутил, улыбался, подбадривал и меня, и, думаю, себя тоже. Я этого старика никогда не забуду.



На снимке: в Австралии левостороннее движение. Фото автора.