Сергей Дубавец. Реинкарнация доноса

Дмитрий Александрович
Предлагаю Вашему вниманию статью известного и, на мой взгляд, самого значительного современного белорусского публициста Сергея Дубавца. Перевод с белорусского и справка мои.

Реинкарнация доноса

Бывает, режет слух не то, что услышал, а то, чего не сказали. В намеренном замалчивании иногда больше крика, чем в самой энергичной пропаганде. Вот почему замалчивание в СМИ фактов сталинских убийств оставляет постоянное впечатление подлости.

Характерный пример – обрезанные цензурой биографии людей. Диктор телевидения в календарной рубрике 20 октября читает биографию археолога Сергея Дубинского – родился, работал, исследовал... Ну, словом, был кто-то некий такой. Стандартный абзац взят из интернета. Но все стандартные абзацы про Дубинского в интернете заканчиваются трагедией — тем, что Дубинский вместе с коллегами Каваленем и Левданским был расстрелян в 1937 году в Куропатах, где от нынешнего поколения археологов им поставлен памятник — большой дубовый крест.

Понятно, что разговор об основателях белорусской академической археологии как-то не вяжется с тем, что однажды уполномоченный НКВД, два класса образования, на краю куропатской ямы пустил этим основателям пулю в затылок. Звучит дико. Но так было. Зачем это замалчивать? — хотел бы я спросить у того, кто на телевидении вырезает из биографий знаменитых земляков строки про их мученическую смерть.

Историк Игорь Кузнецов говорит о том же в своем недавнем интервью на сайте “Заўтра тваёй краіны”. Мол, в этом году ни один студент не смог ответить ему на вопрос «Что такое Куропаты?» Это немодная тема. Причем не только в официальных, но и в независимых СМИ.

Самое загадочное – откуда берется этот импульс? Игорь Кузнецов не знает: “Встает вопрос: кому это выгодно? На этот вопрос я сегодня ответить не могу. Нынешние руководители государства не имеют никакого отношения к работникам НКВД, которые творили эти беззакония в 30-40-х годах прошлого века, и не связаны родственными связями, что было бы хоть каким-то объяснением подобной ситуации. В том то и вопрос, что непонятно, откуда все это исходит, кому и зачем это нужно, когда столько лет прошло. Давно нужно было сказать правду, отдать дань уважения погибшим и поставить тем самым точку в этой многолетней истории.

Незнание о сталинских репрессиях – это не простое отсутствие знаний. Ему сопутствует раздражение: “Да сколько можно об этом!” Может, потому и не ставится в этой истории точка.

Есть люди, у которых любое упоминание о жертвах сталинизма вызывает истерику. Им не обязательно сто лет, они не обязательно служат в КГБ, у них не обязательно «никто не пострадал». Что ж тогда? Наиболее вероятно – кровь.

И тогда, в 1937-м, наверно, то, с какой стороны ты очутился, определяло кровь. Не национальные, социальные или образовательные «ингредиенты», а более примитивное деление человеческой природы на люди-нелюди. В принципе весь этот конфликт происходил на животном субстрате человека – за кровь. А потому и определяла его кровь.

Знаете такое выражение – “приличный от природы человек”? Тогда согласитесь и на существование антипода – “ неприличный от природы человек ”. Первый руководствуется моральностью, а второй говорит, что мораль на хлеб не намажешь и в стакан не нальешь. Почти за каждым доносом оперу стоит материальная мотивация - освобождение пространства. Я тебя не ненавижу, я просто хочу, чтоб тебя не было. Все, кто мучил и расстреливал ни перед кем не виновных людей с завязанными руками, были уже потом – они часть молоха, селекционной машины власти, что превратила человеческую массу в однородный фарш счастливого советского человека. Тут все понятно. Сталин и его агрегат ГУЛАГ. Дикий Коба оказался на троне и стал хотеть, чтоб миллионов людей не было – всех этих обученных и дельных хозяйчиков. Но ни машины, ни Сталина не было бы, если бы не было институции доноса. С него все начиналось. Здесь тоже – вначале было слово.

Вот человек себе и человек. Но что-то ж побуждает его «писать» на соседа. Что? Он никогда вам не объяснит. И никто не объяснит. Потому что слишком уж примитивная разгадка – кровь, охотничий гон, пометить свою территорию, освободить пространство...

Замалчивание сталинских расстрелов – реинкарнация доноса. Энергии подлости в этом молчании не меньше, чем в наговоре и крикливой клевете.


СПРАВКА:

В девятом томе «свежей» Белорусской энциклопедии статья о Куропатах сообщает только, что здесь уничтожали людей. Кто, когда и почему — ни слова. Хотя в 1995 году это же издательство выпустило энциклопедический справочник «Беларусь», в котором сказано, что в урочище в 1937–1941 гг. органы НКВД БССР производили массовые расстрелы мирных граждан и что следствие и правительственная комиссия официально подтвердили этот факт.

Как же непредсказуемы извивы научной мысли, если они зависят от колебаний руководящей линии?!



Материал из Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Куропа;ты (белор. Курапаты) — лесное урочище на северо-восточной окраине Минска, где были обнаружены массовые захоронения расстрелянных в конце 1930-начале 1940-х годов. По данным белорусской прокуратуры, урочище являлось местом расстрелов и захоронений репрессированных органами НКВД в ходе ежовщины в 1937-1940 годах. По тем же данным, существуют свидетельства из вторых-третьих рук, что в урочище могли производиться расстрелы и немецко-фашистскими оккупантами, однако их невозможно подтвердить объективными данными. С 1993 года урочище Куропаты внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как место захоронения жертв политических репрессий 1930-1940-х годов. 55 свидетелей из числа жителей деревень Цна-Иодково, Подболотье, Дроздово показали, что в 1937—1941 годах сотрудники НКВД привозили в лесной массив людей на крытых автомашинах и расстреливали их. Существуют также свидетельства и сотрудников НКВД о проводимых в урочище расстрелах. Первое следствие по факту массовых расстрелов, окончившееся в ноябре 1988 года, определило число погибших в 30 тысяч человек (Генеральный прокурор БССР Тарнавский). По окончании следственных действий Генпрокуратурой было обнародовано постановление о прекращении уголовного дела о Куропатах: «…Достоверно доказано, что расстрелы осужденных осуществлялись сотрудниками комендатуры НКВД БССР»…