Начало

Штайн
 1.
Ему снилось, что летит он кубарём куда-то вниз.
Вниз, вниз с невероятной скоростью. Было страшно, страшно до жути, и, в тоже время, весело и интересно. Что там, в темной глубине?
-«Елед, вставай. Хватит спать!» - услышал он во сне.
Это мать зовёт его. Елед, это его первое, «ненастоящее», имя. Но, скоро, очень скоро, ему дадут другое, взрослое, имя. Имя, которое будет с ним всю его жизнь. Им, тринадцатилетним подросткам, на деревенском совете будут выбирать имена, более всего подходящие для них в будущей жизни. Имя – важная вещь. Недаром говорится:«судьба человека зависит от его имени». Отец, конечно, замолвит словечко, но важно, что скажет мать, как она решит, так оно и будет, скорее всего. Женщины всегда в их племени были главными. И это совершенно правильно. Женщинам всё ведомо. Только женщины знают, когда и где можно собирать семена, какие растения полезны, а какие ядовиты, когда подходит время дождей и когда прилетают птицы. Женщины лечат больных и раненых. Женщины руководят всем общинным хозяйствам. А самая главная среди них – Ворожея. Она разговаривает с духами леса и только ей ведомо будущее.
Еледу очень хотелось бы, чтобы ему разрешили работать с овцами. Он с детства любит с ними возиться. В общине их немного, но польза от них, а в этом он уверен, может быть большая.
В общине они появились случайно.
Как-то, через их деревню, проходило чужое племя. И отец отца Еледа выменял у них двух ярок и барана. Зачем он это сделал? Он и сам, наверно, толком не знал. Вся община тогда удивлялась этому. Но, что сделано, то сделано. Никто за ними специально не ухаживал. Были у людей дела и поважнее. Особой пользы от них никто не видел. За это время дали они потомство, оставаясь полудикими, никого к себе не подпускали, и не уходили от деревни лишь только потому, что вокруг был густой лес, да дикие звери.
Елед же с раннего детства, вроде, как подружился с ними. Сделал загон для защиты от собак, приносил им из леса молодой ветвяк, который они так любили. И животные постепенно к нему привыкли, стали, чуть ли не ручными.
Отец учил Еледа, что от этих овец  может быть большая выгода. Но, «ходить» за овцами это особый труд и ему надо уделить всю свою жизнь целиком. И Елед так и решил поступить, когда вырастет.
Конечно, ничего нет плохого в том, чтобы работать на земле, заниматься собиранием семян и трав. Нет ничего плохого и в труде охотников. Хотя он никак не может понять, зачем днями блуждать по лесу, искать дичь, когда, вот, оно мясо ходит само, рядом. Надо только накормить, вырастить его, приумножить отару и всё! Понятно, что того небольшого луга, которым владеет их деревня мало, но можно что-нибудь придумать, очистить от деревьев ещё больше места, например.
«Ты, в конце концов, встанешь сегодня?» - в голосе матери слышалась не поддельная угроза.
«Сейчас надаёт тумаков!» - мальчик соскочил с лежанки и выбежал на улицу.
Их племя было небольшое, всего несколько семей. Во главе семьи всегда стояла женщина. Дети, подростки и старики составляли основу такой семьи и подчинялись «матери», как называли главную в семье женщину. Мужчины, занимающиеся охотой, не жили постоянно в семье. Откочёвывая для охоты, нередко, на долгое время, они возвращались, лишь добыв какое-то, пусть и небольшое, количество мяса, редкое лакомство в их общине. Основное пропитание добывалось собирательством. В пищу шло всё: семена, травы, орехи, грибы и ягоды, мелкие грызуны, насекомые.
Каждая семья жила в своей полуземлянке, представлявшей собою одну большую комнату. В центре её располагался очаг, в непосредственной близости от которого находились лежанки, покрытыми циновками и шкурами. Такая землянка покрывалась крышей, сделанной из веток и травы. В крыше имелось округлое отверстие, для света и выхода дыма. Так же, для света использовался и вход, который в редкие холодные дни занавешивался циновкой.
Кроме кое-какой личной утвари, всё имущество принадлежало общине и могло быть использовано каждым её членом по мере необходимости.
Деревня располагалась на краю леса. Могучий лес не только кормил, но и защищал их. Он, будто бы, отделил племя Еледа от остального мира. Лес, как бы, обнимал деревню вместе с, прилегавшим к ней, небольшим лугом. Но объятия эти были не крепки - короткая тропа, через небольшую поляну, выводила к реке.
Солнце только что встало, но все уже были на ногах. Любому, в независимости от возраста, находилась какая-либо работа на пользу общины. Нашлось дело и для маленького Еледа. Сегодня повезло – ему разрешили пойти на реку - поить отару. А, это было его любимейшее занятие.
Радостно гикнув, он вприпрыжку погнал небольшое стадо по тропинке к реке.
Река была не глубокая, но достаточно широкая. Почти на самом берегу стояла хижина, сложенная из валунов и толстых сучьев. В ней давно, ещё до рождения Еледа, поселился один человек. Все звали его Хромоножкой. Когда-то, много лун тому назад, забрёл он в деревню. Пришел весь  в крови, с глубокой раной на левой ноге, в странной, доселе никем невиданной, одежде. Что с ним приключилось, он не рассказывал, но было видно, что человек он бывалый и многое повидал на своём веку. Его выходили, но он так и остался хромоногим. Деревня приняла его – лишние руки всегда пригодятся. Но с «деревенскими», он, всё-таки, не ужился. Хотя далеко и  не ушел от них, а поселился здесь, на берегу реки. Его не любили, но и не трогали. Какую-то пользу он приносил людям: мастерил разные штуки, чинил скарб, делал игрушки детям. Одним словом, жил, как мог.
С Еледом же у него сложились какие-то свои, особые, отношения. Что было общего между  хромоногим стариком и маленьким мальчиком?
Елед любил слушать, а старик любил говорить. Он рассказывал ему о далёких местах, о людях живущих там, об их обычаях. Душа мальчика замирала, от этих рассказов, он готов был слушать его часами. Но, Хромоножка говорил не только об этом. Он объяснял ему, как живёт его родная деревня, что стоит за в тем, или другим событием, происходящим в общине. Это было не очень интересно, но объясняло мальчику многое во взаимоотношении людей его племени. Елед рос, зная и понимая значительно больше своих сверстников.
Не раз Елед заводил разговор о богах и духах. Эта тема, так или иначе, но всегда присутствовала в рассказах Хромоножки.
«Почему богов так много? Почему они так не любят людей? Почему насылают на нас разные напасти и болезни?» - выспрашивал Елед.
У Хромоножки и на это был свой взгляд.
«Ты ещё мал. Вот, подрастешь, и я объясню тебе в чем тут дело» - такими словами старик всегда заканчивал разговор.
У Хромоножки была светлая голова и умелые руки. Он постоянно что-нибудь придумывал, мастерил. Иногда эти его придумки были бесполезны, но чаще, значительно чаще, они были необходимы людям, приносили им облегчение в их нелегком повседневном труде. И Еледу это, тоже, в нем нравилось.
 2.
Вера этих людей была искренна и наивна. В любом проявлении природы - грозе, засухе, или разливе реки, они видели вмешательство духов в их жизнь. Духи леса, реки, домашнего очага требовали жертв и люди приносили им эти жертвы. Это были кровавые жертвы и достаточно часто духи требовали исключительно человеческих жертв.
Самым главным божеством считалось ночное светило – Луна. Оно определяло всю повседневную жизнь племени. По его движению в ночном небе строился их календарь. Каждое новолуние было началом нового месяца. Каждые тринадцать таких новолуний являло собой год.
Будет ли обильным урожай ягод и грибов? Когда прилетят перелетные птицы? Здоровым ли родится ребенок? Всё это и многое другое было подвластно Ночному Божеству.
Ворожея внимательно наблюдала за ним. По нему она предсказывала погоду и охотничью удачу.
Используя лунный календарь, она определяла срок возмужания подростков. Когда девочка становится взрослой? Через 12 годовых циклов движения Луны от момента её рождения. Когда мальчику можно доверить оружие и заботу о племени? Через 13 таких циклов. Тогда же подросткам давались и взрослые, постоянные, имена. И всегда это был праздник. Праздник для всех. Ведь в племя приходят новые взрослые люди. Новые работники. Значит, будет больше еды. Значит, появятся новые семьи. Значит, будут ещё дети. Итак, по кругу, снова и снова. И значит, жизнь продолжается, и их племя будет существовать всегда, и всегда они будут жить на этой земле.
 3.
Наступил, наконец, такой праздник и для Еледа и его сверстников. На торжество собралась вся деревня. Все, и стар и млад, расселись вокруг огромного костра. Тут же расставили подносы с обильной едой - столько еды в обычные дни не подают. Старейшины находились в землянке у Ворожеи. Подростки, по одному, заходили туда и мудрейшие сообща решали, какое имя тот заслуживает и, значит, каким занятием ему следует заниматься во взрослой жизни. Подошла очередь Еледа. Долго думать, здесь не пришлось. Все знали любовь мальчика к животным и понимали, что лучшего дела для него, чем ходить за стадом, не найти. Поэтому все дружно решили дать ему имя Хайя – жизнь, живое. Но тут, заговорила мать мальчика, до того молчавшая всё время.
« Мне кажется, что имя - Хайя показывает только одну из сущностей моего сына. На самом же деле есть и другая, более важная. Подумайте, сколько всего изменилось за короткое время у нас в деревне. У нас появились жернова для размола семян, и мука стала мельче и лучше, чем была до этого. У наших охотников появились луки, которые метают стрелы значительно дальше, чем раньше. И добычи прибавилось. Мы соорудили в наших жилищах дымоходы. Всё это, конечно, придумал Хромоножка, спасибо ему. Но, только благодаря дружбе моего сына с ним, по его просьбе, он сделал это.
Прошло, закончилось, то, что было раньше. Наступают новые времена. Поэтому, я хочу, чтобы моему сыну дали имя Авар, как знак того, что он меняет прошлое».
Все посмотрели на неё с изумлением. Никто никогда до этого не думал так. А и, правда. Дружба этого мальчика с калекой уже принесла так много для их племени. А сколько ещё может случиться впереди?! Кто знает?
Но, никто из них не мог и предположить, как это странное имя повлияет не только на будущее самого мальчика, на будущее племени, но и на будущее всего человечества.
 4.
Почти десять лунных циклов минуло с той поры. Многое произошло с людьми, и многое изменилось в деревне.
Отселилась часть семей. Они решили заниматься только выращиванием зерна. Они ушли за реку, где лес был не такой густой, и где было достаточно открытой земли.
Весь этот край отличался мягким климатом, здесь не было суровых зим и холодных ветров и, к тому же, им сопутствовала удача. Нередко, они собирали по два урожая в год. Они выращивали просо и ячмень, пекли хлеб и варили пиво.
Умерла старая Ворожея и впервые за многие годы был выбран вместо неё мужчина, её сын, который продолжал ревностно служить Ночной Богини и духам леса.
Тем самым была нарушена ещё одна многовековая традиция.
Изменилась жизнь и у людей, оставшихся в деревне.
Мясо стало основной пищей этих людей. Когда-то небольшое стадо овец увеличилось в несколько раз. За ним продолжал ухаживать Авар, который считал его, по настоящему, своим. Ведь это он, отказывая себе во всем, выхаживал молодняк, расчищал от леса делянки, чтобы было побольше места для выпаса. И уже не охотники, а он приносил деревне шкуры и мясо. И если раньше многие потешались над ним: «мыслимое ли дело - уже взрослый, мужчина, а ходит за овцами! Они, что сами не могут себя накормить?!», то теперь на него смотрели с уважением. Ведь благодаря его труду, люди стали жить сытнее. Но, уже он один не справлялся с таким многочисленным стадом. И у него появились постоянные помощники, и он учил их всему тому, что, за долгие годы, узнал сам.
Хромоножка стал совсем старым, но дружба его с Аваром оставалась неизменной. Авар многому научился от него.
 5.
« Ты, Авар, видишь сам, жизнь меняется – как-то начал разговор Хромоножка - и меняем её мы, люди. Мы подстраиваем её под себя, делая её удобнее, легче. И всё равно, каждый раз она устраивает нам новые испытания. И мы опять ломаем её, и так всё время. Таков порядок вещей в этом мире. Кто установил этот порядок? Кто создал мир таким? Кто создал нас? Уж явно не богиня ночи и не духи леса!
Люди твоего племени считают, что Луна и духи леса властвуют над  судьбами. Поэтому они боятся их и поклоняются им. Они думают, что всё предрешено.
Но это не так.
Уверен, есть нечто, Одно. Оно лежит в начале начал и Оно, и есть, это начало.
Вот, представь, ты стоишь на перекрестке дорог. Ты, конечно, ты выбираешь, куда тебе идти, но дороги эти тебе дало Оно. Ты можешь выбрать только из того, что предложено тебе! Оно даёт тебе эти пути, и Оно даёт тебе право выбора. Оно и есть истинный Бог! Вот кому надо поклоняться! Иного не существует! Не знаю, поймут ли это когда-нибудь люди? Им всё подавай попроще. Идет дождь - виноват бог грозы, заболел ребенок – бог очага, и так во всем».
Старик надолго задумался. Затем продолжал: « я уже стар и дни мои коротки. Я не успею объяснить всего этого людям, но, может быть, тебе суждено это сделать?»
Авар прекрасно понимал, что тот хочет сказать. Он думал так же. Он, так же, считал, что не существует никаких духов леса, что луна всего лишь ночное светило. Что есть, должно обязательно быть, что-то единое для всего происходящего, то, что лежит в основе мироздания. И он был глубоко уверен, что это Единственное и есть настоящий Бог!
Но взвалить на себя такую ношу? Нести людям это знание. К этому он был ещё не готов.
 6.
Сейчас Авара, по настоящему, беспокоила другое. Поголовье овец значительно выросло. Прокормиться на небольшом общинном лугу стало практически невозможно. Приходилось уходить с овцами всё дальше и дальше от деревни. Но и там, куда они с помощниками доходили, - были лишь небольшие поляны, где, так же, еды хватало на день-другой. Чтобы не потерять стадо, надо было искать настоящие луга, пересечь лес, следовательно, придется идти ещё дальше. Что делать? Конечно, он кое-что придумал, но….
« Надо поговорить со стариком – в конце концов, решил он – у того всегда на всё есть ответы».
Они устроились на огромных валунах, не далеко от хижины старика. Только что закончился период дождей, и было приятно посидеть на теплом весеннем солнышке.
« Мне кажется, что ты уже что-то придумал?» - сказал Хромоножка, выслушав Авара.
« Да, я считаю, - ответил Авар - что нам всем, всей деревне, нужно перебираться на новые земли, туда, где есть достаточно пастбищ для отары. Я понимаю, что это дело тяжелое и трудное, не каждый согласиться. Но я думаю, что надо объяснить людям, что мы все зависим от стада. Переезд необходим, как бы это ни было трудно. Ведь у каждого хоть какое-то хозяйство, да есть. Как это перевезти? А дети и старики? Как быть с ними?»
« Я давно жду этого разговора – старик кивнул головой – Тебе давно пора, наконец-то, решиться и уходить отсюда. На этом скудном лугу твоё стадо не прокормить. Другое дело, куда и как? Ты решил искать новое место для деревни. Что ж, найдешь ты его, а и там для твоей отары, в конце концов, не хватит выпаса. Что тогда? Снова всей деревней переселяться? Пойми, вы зависите от овец, а овцам нужны пастбища и в поисках их они будут вести вас всё дальше и дальше. Вы должны идти всё время за ними. Значит, твой дом будет там, где будет отара. Значит такова твоя судьба, всю свою жизнь провести в пути. Правда, я о таком ещё не слышал, чтобы люди кочевали за собственной едой, но всё когда-нибудь бывает впервые. Конечно, всем вам будет нелегко. Но, с тобой пойдут лишь те, кто, как и ты, понимают необходимость этого. Остальные же останутся здесь и будут жить так, как они и жили прежде.
Куда идти? Не знаю. Пройдите лес и идите дальше вперед и только вперед.
На твоем пути будет много всякого, и хорошего, и плохого. Ты будешь встречать много разных людей. Умей не обмануться в них. Умей постоять за себя.
Теперь как? Поклажи у вас будет много. Надо везти с собой утварь, одежду, кожи для шатров, оружие, стариков и детей. Волам с волокушами со всем этим не справиться. И вот, что я придумал. Я назвал это гальгаль – колесо. Это как жернов, только из дерева и больше. Круглое, посередине - отверстие, через которое два колеса будут соединены толстой жердью. На две пары таких гальгалим (колёс) настилаем легкие жерди, на них ветки, то есть, делаем что-то вроде настила для поклажи. В такую повозку можно будет впрячь волов. Очень удобно, верно?»
« Итак, старик, оказывается, всё за меня решил и решил правильно – размышлял Авар, возвращаясь в деревню – теперь остаётся главное и это главное - люди. Сколько решатся пойти за мной? Скольким жизнь здесь надоела, так же, как мне? Надо собирать деревню на сходку. Пусть каждый решает сам – идти ему или оставаться».
 7.
Эта сходка решала многое. Рушилось последнее – исконная традиция жить на земле. Пусть на скудной, не дающей достаточного пропитания, но на своей земле. Быть настолько безрассудным, чтобы идти неизвестно куда, в неизведанное, где никто никогда не был. Это было непривычно и страшно. И, поэтому, многие смотрели на Ворожея, ждали, что тот скажет, ведь ему ведомо будущее.
« Наше племя – начал Ворожея – всегда жило на этой земле. Наши матери, их матери и их матери родились здесь. Мы все родились и выросли здесь. Это наша земля. Человеку, не дано право менять свою судьбу. Вы все знаете, как у нас говориться: «где родился, там и пригодился». Ночью я был на капище, говорил с духами. Нет нам позволения, уходить отсюда!
«… И каждого, кто пожелает уйти, ждут лишь одни беды и несчастья!» - так сказали мне духи.
А, Авар, Авар пусть уходит. Он нам не нужен. Пусть оставит всё и уходит. Мы же до веку будем жить на этой земле!»
И он победно уселся на своё место во главе совета.
Кто с надеждой, а кто и со злобой смотрели в сторону Авара. Что он сможет ответить шаману?
« Я, мальчишкой, взял общинную отару под свою опеку – неторопливо  заговорил Авар -  Было в ней всего несколько голов овец, корова, да два старых быка. Благодаря моим заботам стадо так преумножилось, что ему уже не хватает выпаса на нашем лугу. Мы с моими помощниками, чтобы прокормить его, чтобы найти свободные луга уходим всё дальше и дальше. И, даже, неразумному младенцу понятно, что оставаясь здесь, мы рискуем потерять всё стадо. А значит, потерять всё к чему мы все так привыкли. Если мы этого не хотим, мы должны идти, идти за отарой – она нас кормит! Жить всё время в дороге это трудно. Тяжело покидать насиженное место, но у нас нет другого выбора!» – Авар внимательно всмотрелся в лица окружающих его людей. Вот сидит, преданнейший ему, Элиэйзер. Рядом  с ним сидят и другие его помощники, которые вместе с ним в дождь и жару, днем и ночью, пестовали это стадо. Да, многие, из сидящих здесь, знают, что такое труд пастуха, знает, как нелегко бывает вырастить и сберечь приплод. Сейчас он хотел им всем, всем людям своей деревни, сказать то, о чем не раз говорил со своими.
И он решился: « Что же касается духов? Так их нет! Нет никаких твоих лесных духов! И можешь не зыркать на меня своими глазами, колдун. Я тебя не боюсь! Ты только ешь и спишь, да, якобы, «беседуешь» с духами. Но, ты всё врешь! Дурачишь слабых и женщин, как до тебя дурачили их и другие ворожеи. А когда у вас не получается вы требуете человеческих жертв!».
Помолчав, он продолжал: « Я, конечно, не знаю будущего. Не знаю всего того, что может с нами приключиться. Но, я твердо знаю одно – человек сам решает свою судьбу! И никакие звёзды, и духи не могут помешать ему в этом!»
 8.
Итак, большинство решило последовать за Аваром. Начались сборы. Бесконечная дорога ждала их впереди. Что она им принесёт? Многие не пытались, даже, и думать об этом, они полностью доверились Авару. Он же, как и говорил, уверенный в своей цели, затеял постройку, придуманных Хромоножкой, повозок.
Сам Хромоножка, не слушая никаких уговоров Авара, решил остаться.
« Слишком я стар и буду тебе только обузой - отвечал он на все просьбы Авара – Иди без меня. Я научил тебя всему тому, что знаю сам. И я уверен ты не пропадёшь. Я ясно вижу, тебя, сынок, ждет великое будущее!»
Прошло несколько месяцев. Сборы были закончены. Все тюки были увязаны. Вся поклажа уложена на повозки.
 9.
И, вот, ранним утром длинный караван медленно двинулся на запад.
Они вошли в лес. Путь был труден. Повозки постоянно ломались. Приходилось перекладывать поклажу на себя. Тяжело приходилось людям, но ещё тяжелее доставалось животным.
С большим трудом они преодолели густой лес, и поднялись на плато. 
Впереди шло стадо, подгоняемое и охраняемое погонщиками, сразу за ними шел Авар. Повозки с женщинами, детьми и поклажей, замыкали эту своеобразную процессию.
Движимые единой целью – поскорее достичь открытых лугов, люди старались выполнять всю работу на равных.
Но, Авар видел, что в этом порыве нет того единства, которое он хотел бы видеть среди своих соратников. Каждая семья держалась отдельно. Своим собственным, внутренним, укладом, привычками, своим, теперь только ей принадлежащим, имуществом она неприметно выделялась из общины, тем самым окончательно разрушив её.
Нарождалось новое объединение людей, новые отношения.
Во главе семьи, и это, тоже было внове, стоял мужчина. Изменились условия жизни, и мужчина становился главным добытчиком, кормильцем и защитником.
Изменилось отношение и к женщине. Теперь ей отводилась вспомогательная, второстепенная роль. Продолжательница рода, сейчас она становилась лишь помощницей мужа, повсюду и всегда послушно следующая за ним.
 10.
Путь через плато был долг. Они шли по совершенно незнакомой местности, ориентируясь по звёздам. Утомительный путь, без травье заставило резко уменьшить рацион животным. Авар неутомимо подгонял всех, торопясь, как можно быстрее достичь края плато и спуска в низину. а
И только подойдя к горной гряде, ведущей вниз, он решил разбить свой первый настоящий лагерь и устроить праздник.
Пока мужчины организовывали стоянку, женщины соорудили общий костёр. Сейчас всем хотелось быть вместе, вместе праздновать их победу, вместе веселиться.
И только Авар не принимал во всём этом никакого участия. Он отошел от отряда, устроился около небольшого валуна и что-то стал говорить, тихо, будто про себя. Все смотрели на него с недоумением. Никто не понимал в чём дело. Но постепенно к нему подошли его помощники, а затем подтянулись и все остальные.
« Что случилось, Авар?» - с тревогой, спросил Элиэйзер.
Авар внимательно посмотрел на окружающих его и сказал: « Я хочу возблагодарить Всемогущего Бога за то, что он помог нам преодолеть все препятствия нашего похода, помог сохранить стадо, помог сохранить людей. Но я не знаю, как это сделать? Как сделать так, чтобы Он услышал нас, чтобы и дальше охранял нас от бед и несчастья!»
« Давайте, как раньше, принесём человеческую жертву. Он обрадуется ей и поможет нам и дальше» - предложил кто-то.
« Нет! – в гневе закричал Авар – Нашему Богу не нужны человеческие жертвы! Он любит людей! Он заботиться о них, как отец заботиться о своей семье, как пастух заботиться о своём стаде!
Мы сделаем следующее: воскурим в честь Него ароматные травы и закланим самое ценное, что есть у любого пастуха, – ягнёнка! И запомните на века вечные - мы никогда не будем приносить в жертву людей! Наш, Единый Бог услышит нас без пролития человеческой крови!»
И вот, собрались они все вокруг этого валуна, воскурили травы и Авар, положив белого ягненка на камень, острым ножом вскрыл ярёмную вену, говоря: « приносим Тебе, Бог наш, эту жертву, чтобы знал Ты, что мы веруем в Тебя и благодарим Тебя за любовь Твою, и оберег Твой!»
Первый раз люди видели такое. Первый раз человек приносил молитву Единому Богу. Первый раз во все услышанье прозвучало Имя Единого Бога.
И только теперь начал осознавать Авар, какую ношу он взвалил на себя, сколько всего придётся вынести, чтобы объяснить, доказать людям то, что стало его неотъемлемой правдой – веру в Единого Бога.
 11.
Но, пришло время, идти дальше.
Бесконечные просторы влекли их вперед, на запад.
На запад, на запад! Туда вела их дорога. Туда, где по рассказам Хроможки их ждали широкие луга и бурные реки. Туда, где можно было бесконечно долго кочевать от пастбища к пастбищу.
Туда они должны были принести свою весть.
Люди шли навстречу своей новой судьбе.