Шапка

Владимир Шаповал
 
Ни с того, ни с сего инженера судоремонтного завода Маврина пригласили или вызвали в районный отдел госбезопасности. Как будто бы ничего не натворил, но на душе тревожно. Еще со сталинских времен люди побаиваются этого заведения.

Хозяин кабинета, полковник, начал издалека:
-Как дела на заводе? План будет в этом квартале?
-Выполним,- односложно молвил Виталий Маврин. А что знает рядовой инженер? Руководители там что-то вершат, а он скромно трудится на порученном участке. Главное - добросовестно исполнять свой долг.

Еще какое-то время поговорили о том, о сем, и начальник перешел к делу:
       - Нам известно, что Вы характеризуетесь положительно, в работе проявляете инициативу. Член партии. Имеете высшее образование. По быту замечаний нет. Предлагаем перейти на работу в комитет государственной безопасности.
      -Я?- искренне удивился Виталий.- Да я не знаю, наверное, не смогу. - А сам подумал: «Так вот почему возле меня крутился оперуполномоченный. И домой приходили, тещу напугали».
      -Ну почему же? Научим, направим на курсы. А еще, Вы же не будете один. Опытные сотрудники помогут. Подумайте, посоветуйтесь с женой, но больше никому не говорите.

Через несколько дней Маврина снова пригласили в КГБ.
     -Ну, каково Ваше решение?
     -Согласен.
     -Правильно. Получите у секретаря документы и поезжайте в Киев на курсы. С вашим руководством вопрос мы уладим. Сегодня Вас рассчитают.
«Ничего себе,- подумал новобранец,- оказывается, у них все уже решено. Вот это фирма!»

Годичные курсы пролетели быстро. Была учеба, были развлечения. В Киеве есть чем заняться. Будет что вспомнить.

Приступил к работе в райотделе по месту жительства. Все так интересно! Встречи с источниками информации, анализ ее. Правда, немало и рутинной работы: составление планов, отчетов, различных справок. Наверное, человечеству уже никогда не избавиться от бюрократизма. Хоть какая-то часть его есть во всяком деле.

Руководство нареканий не имеет. Стаж идет. Вот уже награжден первой медалью «За безупречную службу». Звание растет, а с ним и зарплата. Знакомые в городе уважительно раскланиваются. Появилось много новых знакомых среди руководителей, номенклатуры и известных людей. Нет проблемы купить дефицитный товар или билеты в кино, или на концерт.

Городок небольшой. Редко заезжают известные деятели искусства. Но если уж заезжают, то поднимается весь народ. Все хотят приобщиться к культуре.

Однажды райцентр удостоила своим посещением Тамара Миансарова. Сотрудники госбезопасности попали в число тех счастливцев, кому достались билеты. В их рядах был  и Маврин с супругой. Звезда эстрады произвела фурор. Долго потом обитатели города говорили об этом, а семья Мавриных запомнила событие еще и потому, что у жены пропала шапка. Виталий шутил в кругу друзей по этому поводу:
- За бесплатные билеты мы заплатили шапкой из песца.

 Никто не думал, что эта шапка сыграет роковую роль в судьбе офицера госбезопасности.

В областном управлении КГБ тем временем жизнь шла своим чередом. Заместитель начальника управления вызвал кадровика, курирующего отдел, где была вакансия.
    -Кто там у нас числится в резерве на выдвижение?
    -Маврин. Замечаний нет. Анкетные данные хорошие.
    -Ну, мы то с Вами знаем, что анкета не отражает то, что нужно для дела. А как окружение? Что думает?
    -Есть разговор, что был какой-то случай с шапкой. То ли у него украли, то ли он взял чужую. А больше ничего.
    -Надо проверить. А пока подготовьте представление на Новикова. На него, кажется, нет компромата.

Шли годы. Маврин стал уже майором. Получил все три степени медали «За безупречную службу». Менялись кураторы-кадровики. Несколько раз ставился вопрос о повышении в должности. Но каждый раз всплывал случай с шапкой, Никто так и не удосужился вникнуть в суть проблемы. А затем перестали выдвигать оперработника на повышение из-за возраста.

И Маврин охладел к работе, утратил энтузиазм. Работа уже не казалась ему такой романтичной. Приелись отчеты и планы.

 Отслужил установленный срок и подал рапорт об увольнении в запас.В таких случаях начальникам положено беседовать с сотрудником. Пригласил заместитель по кадрам.
    -Как здоровье?- с этого обычно начинаются разговоры не потому, что проявляют заботу, а просто сам рапорт подсказывает тему.
    -Да, понимаете, сердце, давление...- по традиции жалуется претендент в пенсионеры. Так принято, чтобы показать начальству свою лояльность.
    -Я и сам подумываю об отставке,- врет «высокий» собеседник. Никто из них добровольно не уходит.- Ну, раз Вы решили, то так и быть. Не забывайте. Обращайтесь, если что. Поможем, чем сможем.- И вдруг, неизвестно почему, кадровика осенило спросить:
   -А что там у Вас было с шапкой? Не обижайтесь, мы ведь давно знакомы. Просто мне хочется узнать это именно от Вас. Но можете не отвечать, если неприятно.
   -Отчего же? Дело давно минувших дней. Можно и поговорить. Выеденного яйца не стоит. Просто в театре, а вернее, в Доме культуры , у моей жены подменили шапку. Забрали новую песцовую, а оставили старую ондатровую.
   -И это все?!
   -Все.

Последовала немая сцена, как в «Ревизоре» Гоголя. Полковник развел руками и застыл с приоткрытым ртом. А майор, смущенно улыбаясь, внимательно рассматривал свои руки.

Оба понимали, что ничего изменить уже нельзя. Кадровик, наверное, думал: «Бездушные чиновники загубили карьеру хорошему человеку». А пенсионер, возможно, размышлял: «Не будешь же требовать: повышайте меня в должности. Значит, не судьба».

Действительно от судьбы не уйдешь, а она у каждого своя.

32