Композитор Андрей Эшпай

Корреспондент
 Вот такая Музыка


«В том, что я композитор, заслуг моих нет. Это природа. И моя задача – справиться с тем внезапно пришедшим волшебством, которое провидение милостиво мне предоставило. К этому каждый художник должен относится с большой бережностью, я бы даже сказал, со страхом, чтобы суметь осуществить данное ему свыше».
Я  отправилась на авторский  концерт А.Эшпая, чтобы «вернуть детство».  Получилось! И детство как бы отозвалось звуками музыки, и прибавилось удивление, которое теперь не часто испытываешь, потому что  кажется, что всё уже было и всё состоялось.
С  А.Я.Эшпаем я встретилась еще тогда, когда он был студентом консерватории. А одна его только что сочиненная песня, ставшая потом, как оказалось, «застольным шлягером» была впервые им сыграна и спета  мне.  Горжусь. И в музыкальную школу учиться он меня еще дошкольницу лично отвел  за руку.
Но лучше о концерте.  На сцене музыкант-флейтист.
Если честно, то солирующую (без аккомпанемента)   флейту я слышала впервые.  В  оркестре флейта часто  становится главным голосом. Недаром она в оркестровой партитуре -  самый первый инструмент.  Вспомните хотя бы «Мелодию» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»! Но там флейта не одинока. Ей помогает весь оркестр! А у Эшпая и  В.Шариданова она на сцене запела чистым и сильным голосом. И тем мощнее  впечатление.  Музыка яркая,   мелодичная, «эшпаевская».  Не знаю  что и сказать. Не уверена, что композиторы -  даже классики – способны были сделать  исполнителям  Такой подарок. В выигрыше музыкант и слушатели.  Узнали. Поняли. Приняли.
И снова в программе концерта  солирующий инструмент,  более привычный.
Классики не поскупились на сочинения для скрипки.  Но для Леоноры  Дмитерко только популярного скрипичного всегда мало. Она репертуар для себя собирает сама. Понравилось – сделает для скрипки всё, что ей по душе.
 А.Эшпай сказал о ней: «Скрипачка, обладающая изумительным талантом. Высочайший профессионализм, феноменальная память, огненный темперамент и природный артистизм присущи  ей. Она живет музыкой…»
 А.Эшпай,  как признавалась она сама, ее любимый композитор. Что она играет из его сочинений?  Мне кажется, что нет  такого, чтобы она не играла. А уж в дуэте с самим Андреем Яковлевичем удовольствие исполнителей от общения друг с другом полностью передалось и залу.
Дыханье зала! - Океан идей!
Мгновения насыщенней столетий! -
Искусством просветления людей
Творец скрипачку, возлюбя, отметил.
Ей, солнечной, все голоса Земли
Раскрылись музыкой! Таланту уступая,
Кристалла совершенство обрели
Огонь и Космос в музыке Эшпая!

Это стихотворение Ольги Левшиной

Машенька Эшпай замечательная пианистка. А подарок деда  «токката из сонатины»  помог всем оценить ее немалый виртуозный дар.  Что сказать о пьесе? Это опять «эшпаевсое» знание возможностей фортепиано и  умение передать своё понимание  тонкого и интеллигентного подхода к его звучанию.
Второе отделение стало еще более ярким. Андрей Эшпай – автор более чем 100 романсов и песен.
На сцене профессор РАМ им. Гнесиных Евгения Шевелева . Романсы и песни – самое популярное у композитора А.Я.Эшпая.  Очаровательный романс «Я вас любил…», написанный композитором к 200-летию Пушкина, отозвался светлой грустью. 
А затем прозвучали песни. И зал запел вместе с исполнителями.
И вот уже музыка для редкого в своем роде коллектива.  Памяти Д. Шостаковича Эшпай посвятил Струнный квартет "Concordia discordans" (согласие несогласного). "Тот не умер, кто не позабыт". Вся интонационная сфера квартета в каждом его разделе оттеняет образ того, чьей памяти посвящено сочинение.
Андрей Эшпай : «Квартет имени Глинки — феноменальный ансамбль — один из лучших квартетов в мире. Исполнение  поражает глубокой интерпретацией и редким умением добиться стройности формы. Счастлив композитор, чьё произведение попадает в руки квартета им. Глинки».
А затем музыка громкая. «Брасс-квинтет» для двух труб, валторны, тромбона и тубы. И снова удивление.  Эшпай – пианист. Ученик Владимира Софроницкого.  И откуда же он знает так много о том, как будут  звучать  такие вот духовые? 
И в финале концерта, конечно, джазовые композиции в исполнении Андрея Яковлевича. И снова говорит он сам: «Я убежден: джаз, как и фольклор, выполняет в наши дни охранительную функцию — в том смысле, что он позволяет прикоснуться к музыке в ее почти стихийном проявлении, возвращая нас к природным, вечным ее началам… В джазе есть своя тайна. Магическая импульсивность музыки влечет нас, и мы внимаем джазу зачарованно, с детским простодушием».
 А.Я.Эшпай - музыкант-созидатель, он по праву считается классиком отечественной музыки. Концертные залы переполнены при одном лишь упоминании его имени на афише. Это потому, что он умеет  щедро дарить  свет и радость людям, дает им пищу для ума и сердца
 Каков Эшпай - такова и его музыка.