Вот такая Музыка
«В том, что я композитор, заслуг моих нет. Это природа. И моя задача – справиться с тем внезапно пришедшим волшебством, которое провидение милостиво мне предоставило. К этому каждый художник должен относится с большой бережностью, я бы даже сказал, со страхом, чтобы суметь осуществить данное ему свыше».
Я отправилась на авторский концерт А.Эшпая, чтобы «вернуть детство». Получилось! И детство как бы отозвалось звуками музыки, и прибавилось удивление, которое теперь не часто испытываешь, потому что кажется, что всё уже было и всё состоялось.
С А.Я.Эшпаем я встретилась еще тогда, когда он был студентом консерватории. А одна его только что сочиненная песня, ставшая потом, как оказалось, «застольным шлягером» была впервые им сыграна и спета мне. Горжусь. И в музыкальную школу учиться он меня еще дошкольницу лично отвел за руку.
Но лучше о концерте. На сцене музыкант-флейтист.
Если честно, то солирующую (без аккомпанемента) флейту я слышала впервые. В оркестре флейта часто становится главным голосом. Недаром она в оркестровой партитуре - самый первый инструмент. Вспомните хотя бы «Мелодию» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»! Но там флейта не одинока. Ей помогает весь оркестр! А у Эшпая и В.Шариданова она на сцене запела чистым и сильным голосом. И тем мощнее впечатление. Музыка яркая, мелодичная, «эшпаевская». Не знаю что и сказать. Не уверена, что композиторы - даже классики – способны были сделать исполнителям Такой подарок. В выигрыше музыкант и слушатели. Узнали. Поняли. Приняли.
И снова в программе концерта солирующий инструмент, более привычный.
Классики не поскупились на сочинения для скрипки. Но для Леоноры Дмитерко только популярного скрипичного всегда мало. Она репертуар для себя собирает сама. Понравилось – сделает для скрипки всё, что ей по душе.
А.Эшпай сказал о ней: «Скрипачка, обладающая изумительным талантом. Высочайший профессионализм, феноменальная память, огненный темперамент и природный артистизм присущи ей. Она живет музыкой…»
А.Эшпай, как признавалась она сама, ее любимый композитор. Что она играет из его сочинений? Мне кажется, что нет такого, чтобы она не играла. А уж в дуэте с самим Андреем Яковлевичем удовольствие исполнителей от общения друг с другом полностью передалось и залу.
Дыханье зала! - Океан идей!
Мгновения насыщенней столетий! -
Искусством просветления людей
Творец скрипачку, возлюбя, отметил.
Ей, солнечной, все голоса Земли
Раскрылись музыкой! Таланту уступая,
Кристалла совершенство обрели
Огонь и Космос в музыке Эшпая!
Это стихотворение Ольги Левшиной
Машенька Эшпай замечательная пианистка. А подарок деда «токката из сонатины» помог всем оценить ее немалый виртуозный дар. Что сказать о пьесе? Это опять «эшпаевсое» знание возможностей фортепиано и умение передать своё понимание тонкого и интеллигентного подхода к его звучанию.
Второе отделение стало еще более ярким. Андрей Эшпай – автор более чем 100 романсов и песен.
На сцене профессор РАМ им. Гнесиных Евгения Шевелева . Романсы и песни – самое популярное у композитора А.Я.Эшпая. Очаровательный романс «Я вас любил…», написанный композитором к 200-летию Пушкина, отозвался светлой грустью.
А затем прозвучали песни. И зал запел вместе с исполнителями.
И вот уже музыка для редкого в своем роде коллектива. Памяти Д. Шостаковича Эшпай посвятил Струнный квартет "Concordia discordans" (согласие несогласного). "Тот не умер, кто не позабыт". Вся интонационная сфера квартета в каждом его разделе оттеняет образ того, чьей памяти посвящено сочинение.
Андрей Эшпай : «Квартет имени Глинки — феноменальный ансамбль — один из лучших квартетов в мире. Исполнение поражает глубокой интерпретацией и редким умением добиться стройности формы. Счастлив композитор, чьё произведение попадает в руки квартета им. Глинки».
А затем музыка громкая. «Брасс-квинтет» для двух труб, валторны, тромбона и тубы. И снова удивление. Эшпай – пианист. Ученик Владимира Софроницкого. И откуда же он знает так много о том, как будут звучать такие вот духовые?
И в финале концерта, конечно, джазовые композиции в исполнении Андрея Яковлевича. И снова говорит он сам: «Я убежден: джаз, как и фольклор, выполняет в наши дни охранительную функцию — в том смысле, что он позволяет прикоснуться к музыке в ее почти стихийном проявлении, возвращая нас к природным, вечным ее началам… В джазе есть своя тайна. Магическая импульсивность музыки влечет нас, и мы внимаем джазу зачарованно, с детским простодушием».
А.Я.Эшпай - музыкант-созидатель, он по праву считается классиком отечественной музыки. Концертные залы переполнены при одном лишь упоминании его имени на афише. Это потому, что он умеет щедро дарить свет и радость людям, дает им пищу для ума и сердца
Каков Эшпай - такова и его музыка.