Формирование идеалов и творческое развитие

Сергей Столбов
Анализируя вопросы формирования и развития искусства, как основной формы создания эстетического богатства человека и его идеалов в человеческом обществе, отметим, что его нужно рассматривать шире, чем обычно. Искусство формируется более широкими видами деятельности, чем в обычном наборе связанных с ним профессий, включающем художественное творчество, музыку и театр.

(Полный документ, элементом которого является этот текст, находится по адресу: http://systemwork.ucoz.ru/_ld/0/1____4.pdf)

Прежде всего, все виды сложной творческой человеческой деятельности тесно пересекаются с понятиями красоты и искусства и не могут существовать без него, включая собственно искусство, науку, спорт, техническое творчество и так далее.

Во всех областях деятельности существенно нечто неформализованное, вырастающее из красоты, и раскрывающееся через понятие красоты.

И с другой стороны, если рассматривать только искусство в традиционном его понимании, то можно заметить, что к процессу формирования идеалов и прекрасного относится лишь часть понятий связанных с искусством.

Можно заметить, что искусство имеет свой динамичный язык развития, которым описывают самые различные направления, школы и художественные течения, в их взаимосвязи и взаимовлияниях. Но его необходимо рассматривать в ряду других языков описания и развития мира.

Крайне важна эмоциональная роль искусства, но она влияет, прежде всего, на рост и развитие эмоционального богатства человека.

Искусство имеет свои технологические секреты и профессиональные признаки, которые важны, но относятся они к понятию художника как специалиста.

Для развития людей творческого цеха крайне важны, экономические и социальные взаимоотношения, и вопросы их группирования. Но все эти вопросы необходимо рассматривать совместно со своими блоками понятий.

Крайне важны такие аналитические характеристики подлинного искусства, как гармония, симметрия, пропорциональность, ритм, рифма, закономерность, эти общие и уже познанные человеком признаки прекрасного, включая понятие красоты как признака целесообразности.
Некоторые из них уже понимались как крайне важные для развития искусства Пифагором, часть их была раскрыта позднее. Но, вообще говоря, они относятся к науке о развитии искусства.

Крайне важным для развития и формирования искусства являются этические понятия. И неоспорима роль этики в формировании идеалов и понимания человеком прекрасного в этом мире. Но, несмотря на тесное переплетение двух соседних блоков понятий с общей базовой потребностью красоты, понятия этики относятся к вопросам роста этического богатства человека и к процессам его воспитания.

Творчество, способность создания нового в многообразии понятий людей, это также крайне важное понятие, определяющее развитие искусства, его роль неоспорима. Но и оно, это не результат, не накопленное прошлое стремления человека к красоте, а основной его инструмент и основная форма взаимовлияния всех остальных понятий на процесс формирования человеком идеала и понимания им прекрасного.

В результате, понятие искусства приблизилось к его пониманию Г.В.Ф. Гегелем и К. Марксом. Повторим, что к такому пониманию искусства относится эстетически целостное восприятие и целостное постижение человеком окружающего его мира и самого себя – L, посредством такого же широкого и целостного многообразия средств, языков творческого постижения – Lg. Результат творческого постижения человеком мира - это формирование и воплощение им своего идеала, как непротиворечивой в вечности, при - Tg стремящемся к бесконечности, формы понимания прекрасного.

Культурный потенциал людей выражаются в их способности формировать будущее в полном согласии со своими идеалами, в том числе и в отношениях с другими людьми, раскрывается он в свободном творчестве, искусстве, философии и в любом ином поведении в котором человек раскрывает смысл своего существования.

Культурный потенциал может быть назван интегралом творческого развития, и его характеристика имеет размерность времени Tg (nature) = Tg (internal) = Tg, как гармонично выделенного свободного времени человека.

Факторы усреднения в процессе:

Многообразие, сложность структурных связей, характеризующих мир – L.
Полнота языка творческого воздействия, гармонизации окружающего мира – Lg.

Отсюда зависимость, характеризующая процесс: (p + a/y2) • (y - yf) = Z , где:

p = Tg/L – структурная эффективность будущего, идеал;

y = L/Lg – стремление к идеалу, необходимость постижения сложности будущего;

Z = Tg/Lg – гармоничность языка творческого воздействия;

a/y2 – параметр роста эффективности развития при объединении;

y больше yf  – предел смысловой значимости объединения.

Рис. 2.24.1 Области уравнения состояния с учетом коллективных эффектов

Рис. 2.24.2 P-Z диаграмма уравнения состояния понятия

Формирование идеала и иных форм понимания прекрасного, в творчестве человека, прежде всего, идет при постижении противоречий человечества, происходит в его сознании и обостряется его психикой. Затем происходит воплощение, реализация и обретение идеала в реальной жизни. К этому стремится любой человек, какой бы областью деятельности он не занимался и какой бы статус в человеческом обществе он не занимал.

Так же как и понятия связанные с этикой, понятия связанные с эстетикой, по-видимому, гормонально связаны в организме человека через его отклик на соответствие внутреннему ощущению им красоты.

И радость творческой победы, и восхищение окружающим миром, и фрустрация от творческих и жизненных неудач, известны каждому человеку, какой бы деятельностью он не занимался. А у людей, профессионально занимающихся искусством, наукой или спортом эти ощущения обострены до предела.

На фазовой плоскости развития блока понятий мы рассмотрим p = Tg/L – структурную эффективность постигаемого гармоничного будущего, его идеальность, в зависимости от стремления человека к его идеалу, от y = L/Lg.

Область 3, замкнутого развития фазовой плоскости характеризует созерцательное постижение обеспеченным, даже сибаритствующим человеком красоты окружающего мира, когда p = Tg/L – велико, а  y = L/Lg, мало. В этом случае язык творческого воздействия, описания и гармонизации окружающего мира – Lg является сложным, но его многообразие, реальная способность описания структурных связей характеризующих мир L, недостаточна. Область близка к пониманию искусства Г.В.Ф. Гегелем, как самопознания абсолютного духа в форме созерцания. Она является основной постижения красоты этого мира большинством людей, от простого восхищения красотой окружающей природы до постижения этических и эстетических идеалов человеческого общества.

Область 1 динамического развития характеризует творческое постижение красоты окружающего мира человеком, активное формирование и стремление к его идеалам и другим формам прекрасного. Эту область фазовой плоскости занимает активная профессиональная деятельность художника в широком смысле понятия, как субъекта деятельности.  Именно стремление к идеалу и прекрасному и формирование их в процессе своего творчества, резко увеличивают многообразие форм восприятия человеком красоты и приближают человека к достижению их идеалов.

Но именно поэтому когда стремление людей к идеалу велико, а эстетическое богатство созданных произведений, структурная эффективность творчества, сомнительна, данная группа людей может оказаться в области деградации накопленного прошлого. Эту область занимают эстетические ценности человечества весьма сомнительного характера, кич, многообразие “навязанных ценностей”, когда понятие красоты “выдающихся произведений мирового искусства” определяется лишь суммой затрат на их рекламу.

Отметим, что в отличие от социализма и феодализма, рыночные отношения ведут к тому, что целью творчества стало не создание эстетически прекрасных произведений, а создание произведений, которые экономически выгодны и крайне легко продаются.

В этих условиях, поскольку создание, таких психологических состояний как страх, отвращение… и других отрицательных эмоций, рентабельно, поскольку они явно и резко притягивают внимание человека к себе и поэтому запоминаются и покупаются, но при этом их техника, их язык проще, чем при созидании эстетически прекрасных произведений.
И именно поэтому, рынок раскрывается в области деградации, и в развитии эстетики «безобразного». Именно упрощение рынком творческих языков ведущее Lg к 0, до «сделано-отрекламировано-продано», ведет к этому.

В России процесс является наглядным. Особенно заметен этот процесс движения к эстетике и этике безобразного на фоне постоянной и крайне резкой критики произведений социалистического реализма.

Но, взглянув на «истуканов» Зураба Церетели и сравнив их со скульптурами Евгения Вучетича можно сразу увидеть эту реальную динамику.

Мы не будем анализировать понятия характеризующие искусство и формирование многообразия идеалов людей более глубоко. Для задачи первичного структурирования понятий подобного грубого разбиения уже достаточно. И при этом искусство лишь один из путей постижения людьми идеала.

Для задачи анализа развития человечества существенен факт группирования понятий и многообразие их взаимосвязей. Нам же важно, что именно Красота и Любопытство как понятия и как базовые потребности развития стали во главе сложной взаимосвязи всех выше рассмотренных понятий.

И именно поэтому, в конечном счете, Красота, внешняя и внутренняя и Любопытство заставляют людей развиваться в этом мире. Именно Красота и Любопытство, в той форме, в которой они доступны для существующего поколения людей и для всякого человека в отдельности. Именно эти понятия ведут людей в их поисках судьбы и своего будущего ко всему и чудесному и подлому в этом мире.

Раскрытой обобщенной формой развития Красоты является понятие культуры. Это одно из самых многозначных понятий. В его крайне узком смысле оно часто понимается, как способность человека следовать нормам этикета принятым в обществе в данное время. В то же время, в своем широком смысле понятие культуры способно поглотить собой все многообразие понятий характеризующих человека и общество.

И лишь интеллектуальная мощь ученого, который анализирует культуру, часто и определяет многообразие явлений, которые он включает в это понятие. Что, в сущности, не случайно, поскольку культура завершает сложную сеть анализируемых нами явлений и понятий, интегрируя их в себе, но, тем не менее, такое понимание культуры является необоснованно широким.

Для нас важно, что культура как развивающееся понятие включена в группу циклов, которые включают процесс развития и творчества и при этом ведут к формированию идеалов и истины.

Таким образом, культура является тем понятием, которое, характеризуя формы творческого поведения людей в настоящем, определяет формирование их будущего. В отличие от чистой науки, это, прежде всего многообразие, психологически окрашенных понятий. В связи с устоявшимся широким пониманием культуры вычленить его реальное, узкое содержание, а тем более отстоять его будет крайне сложно. Но при любом, узком или широком понимании этого понятия, именно культура общества и человека в нем будет определять реалии нашего будущего.

Несколько уходя от искусства, как ключевой формы формирования культуры и понимания гармоничности будущего, обратим внимание на то, это эмоционально нагруженная сторона другого понятия, посредством которого постигают и формируют глубину гармоничности будущего. А более полное понятие, формирующее эту глубину, как отклик во времени в ответ на постижение многообразия связей природы, это философия.

Если крайне сжать ее определение, то эта наука познает всеобщее, в бесконечности и вечности. Все естественные и гуманитарные науки, расширяя свои аналитические аспекты понимания мира, вроде бы, постоянно сужают область ее воздействия. Но, тем не менее, как бы ни были велики, или малы, границы познанных этими науками закономерностей природы между ними и бесконечностью всегда остается место для философии.

В рамках нашей структуры понятий, поле действия философии, как и искусства, определяется глубиной познания гармоничности будущего и p = Tg/L растет, при Tg стремящемся к бесконечности.

Но качество восприятия людьми, формируемого идеала, растет с упрощением структурных связей – L, которые характеризуют окружающий мир.

Но именно созданием крайне емких обобщений понимания мира и человеческого общества и занимается философия. Поэтому и таким мощным является ее воздействие, когда язык описания - Lg становится настолько емким и гармоничным, что растет творческое воздействие, Z=Tg/Lg на людей и упрощаются структурные связи описания гармоничности внешней природы – L. Это снижает стремление людей к поиску ими идеала: y=L/Lg стремится к 0, но, тем самым, и стабилизирует их в процессе динамичного и гармоничного развития всей их общности.

Тем самым, создавая этим группам людей, огромное преимущество перед общностями, в которых разрушено понимание своего идеала. И разрушая те группы, в которых этот идеал отсутствует, как сейчас Россию.

В мире было несколько таких взлетов динамики развития с появлением новых языков описания мира и новых идей. Они многообразием связей своих понятий давали людям опору для их существования и развития. Что, проявлялось во всяком «пассионарном взрыве».

Это, прежде всего, появление новых религий. Каждая из них, ее устремленностью в вечность: (когда Tg стремится к бесконечности), простотой обобщающих требований (например, «нет бога кроме аллаха и Мухаммед пророк его», в мусульманстве), при богатом языке теоретических построений, как в Евангелии, Коране, или в Бгахават-Гите, создавала народам принявшим эти религии, мощное основание для их развития. 

В девятнадцатом – двадцатом веках, основным языком развития стал материализм и наука, - механизм его обновления. При этом базой философских обобщений этих веков стала диалектика, созданная Г.В.Ф. Гегелем и марксизм, как ее дальнейшее глубокое развитие. Они были мощным основанием рывка развития СССР и продолжают быть базой развития Китая. Хотя и действием внешних сил процесс его развития в России оборван.

Гармоничность материализма, как языка описания развития природы, неоспорима. Именно его раскрытие в науке является основанием динамичного роста многообразия благ, которыми живет человечество и тем самым имперская, торговая элита США.

Но эта элита, осознавая, что без их понимания существовать нельзя, но и опасаясь их социальной мощи, постоянно подсовывает различные теоретические суррогаты взамен, и замалчивает реальные корни.

Но, тем не менее, и диалектика и марксизм развиваются. И, безусловно, идеалы, провозглашенные марксизмом, будут реализованы в будущем.

На этом же этапе, мы несколько сузим глубину их долговременного действия и сформулируем цели промежуточного уровня, которые существенны для развития России на существующем ее этапе.

Прежде всего, вновь повторим, что либерализм, это всего лишь оружие разрушения чужих противоборствующих общностей Его идеология красива, но тем он и опасен. Он особенно красив и тем особенно опасен для нашей страны, что показывает вся негативная динамика разрушения страны с начала перестройки.

Но как всякое оружие он опасен и для тех, кто им пользуется, и народы Запада уже уничтожают свое будущее, резко отставая в численности от тех стран, чьими ресурсами они развиваются.

Поэтому, как цель промежуточного уровня, существенную и для России, выделим необходимость построения «Развитого патриархального общества».

Основой роста динамики должно быть обновление языков развития, таких как: наука, философия и демократия - языков гармонизации отношений людей (dLg/dT растет).

Основной мотивации должно быть совершенствование и рост культуры людей и их внутреннего этического богатства в многообразии взаимосвязей в стране (dM/dL растет).

Основным средством развития должно стать создание эффективных технических средств возобновляемого жизнеобеспечения людей в их общности (dG/dI растет).

Основным приоритетом развития должна быть семья. Критерием успешности ее развития должен стать рост рождаемости и продолжительности жизни народов страны. И рост интеллектуальной эффективности жизни людей в среде своего обитания (dS/dR растет).

Исходный шаг развития - это формирование полноценной элиты России.

Эталоном ее отбора, должны стать: совесть – способность сопереживать окружающим, прежде всего своему народу, и честь - мужество быть собой перед лицом всех поколений своего рода.

Промежуточные цели развития:
Создание структур и инфраструктур взаимосвязи людей, гармонизация среды обитания (L стремится к Lmax).
Совершенствование форм циклического воспроизводства, качества логически связанных и эмоционально гармоничных понятий и форм развития людей (I стремится к Imax).
Рост глубины формируемого будущего и эффективности использования свободного и рабочего времени (T стремится к T max). Причем, уже заканчивается этап развития, обусловленный ростом используемых человечеством ресурсов (R стремится к R max).

Вообще именно сейчас необходимо заявить, что в наше время в динамике процессов развития человечества происходит крайне важное качественное изменение.

Заканчивается этап развития в рамках открытой системы отношений, и начинается этап развития в рамках ограничений по всем факторам усреднения. Или точнее, начинается развитие в условиях наличия ограничений по всем обобщенным его ресурсам.

Начался этот этап, когда, достигнув своего максимума в конце девятнадцатого века (T;Tmax) доля рабочего времени в полном времени жизни человека начала падать.

В двадцатом веке, также достигнув максимума (R стремится к R max) начался процесс снижения объема материальных ресурсов используемых для жизнеобеспечения человечества. (На кривых характеризующих динамику, это характеризуется прохождением пика кривой имеющей форму «колокола» (рис. 2.2.3).)

До этапа, когда будет пройден пик динамики роста по размерностям (I стремится к Imax), и (L стремится к Lmax) и начнется совершенствование информационных и структурных взаимосвязей, которые характеризуют человечество, мы еще не доросли.

Но важно, что во взаимосвязи понятий, все эти понятия относятся к факторам усреднения, V=V(T,R,I,L), а закономерности их поведения имеют определенную общность.

Но сейчас для нас важен даже не этот аспект. А то, что с переходом на выделенный этап развития, меняется знак связи от раскрытой обобщенной потребности развития, к факторам усреднения U=U(L,I,T)resalt; V(T,R,I,L). Если ранее этот знак был положительным, и реализация потребностей людей сопровождалась ростом используемых ими ресурсов, то на этом этапе развития, связь меняет знак и становится отрицательной.

Но в результате во всей системе связей происходят качественные изменения. Циклы орграфа, в блоках, в которых реализуется данная закономерность, становятся положительными по произведению знаков их связей.

А поэтому становится возможным развитие уже без знакопеременных, резких колебательных процессов в динамике (с точностью до роли факторов взаимовлияния (F), дифференциальных понятий). При этом рост основного (Z) и потенциального (p) фактора накопленного прошлого идет со снижением побуждающих факторов (y) развития. Идет рост интегралов развития и совершенствование языков развития, усложнение и расширение мотивов и процессов мотивации. Идет совершенствование орудий и средств достижения потребностей и развитие субъектов развития. И подспудно формируются еще не известные нам понятия, которые и станут основными субъектами будущего развития.

Главным требованием является необходимость до прохождения критических точек характеризующих процессы не попасть в логические и исторические ловушки. Например, сейчас до исчерпания ключевых природных ресурсов Земли важно перейти на технологии высокоинтеллектуального и малоресурсного развития. Элементы этих технологий есть, но развитие тормозится рынком с его критерием максимизации прибыли некоторых людей.

В обобщенном виде требование перехода на этап развития с высокой эффективностью роста накопленного прошлого заключается в том, что необходимо, чтобы V(T,R,I,L) стремилось к  0, и N(S,G,M,Lg) росло. Эти требования реализуют динамично развивающиеся страны.

Но Россия, в результате проведенных реформ деградирует по всем параметрам этих обобщенных характеристик:
- Численность ее населения падает.
Образование становятся элитарными, но его уровень и качество не растут. (S стремится к 0);
- Средства жизнеобеспечения и средства производства в стране стареют, разрушаются и не обновляются. (G стремится к 0);
- Мотивы стереотипов поведения людей упрощаются до чисто звериных (укради, присвой чужое, и ты будешь оправдан.) (M стремится к 0);
- Языки развития, как на уровне технических языков развития, так и на уровне других их вариантов, упрощаются. (Lg стремится к 0). В то же время, сформированная взаимосвязь рыночных отношений такова, что ресурсы ее будущего развития (временные, природные и информационные) вывозятся из страны в огромных масштабах ((T,R,I) растут).

Поэтому необходимость прервать негативную динамику реформ стоит остро. Сейчас, несмотря на внешне парадные реляции, идет осознание этого факта во всех слоях населения. И можно сказать, что, наконец-то и это главное, в стране начал вырабатываться иммунитет к поведению Запада, который всегда по отношению к России вел себя как Империя к колонии.

И первый шаг в этом направлении лежит в понимании понятия демократии, в уходе от подсовываемых Западом его вариантов и в коррекции системы отбора элиты в стране.

Повторим, что демократия осмысленна как система подготовки и отбора людей. Это такая система выбора, которая позволяет каждому человеку общности, максимально раскрыться. И в особенности максимально раскрыться тогда и на том его месте, которое будет необходимо для принятия решения, единственно правильного для будущего общности, в конкретный ключевой момент времени.

Но для этого, в условиях низкой численности населения России, необходимы:

- Максимально высокое качество подготовки всех людей в общности для интеллектуального и технического вооружения и реализации своих потенциальных возможностей. Необходимо введение всеобщего высшего образования и развитие систем повышения квалификации. И рост форм доступа всех людей к ресурсам развития общества. При этом важно максимально раскрыть потенциал женщин и воспитываемых ими детей.

- Максимально высокая степень участия всех граждан в подготовке, принятии и реализации решений, в реальном их выборе. Необходим возврат к системе Советов на местном уровне.

- Всеобщее открытое, фиксируемое голосование людей. Человек должен знать, помнить, контролировать подсчет, способствовать реализации и быть ответственным за свой выбор.

- Динамическая структура органов власти для эффективного решения любых стоящих в данный момент задач. Они должны опережающе меняться при возникновении новых задач.
Основой развития страны должен стать рост качества людей и рост качества идей.
Крайне важным для этого является смена системы мотивации людей. Нужно перейти с мотивации низкого уровня, с материальной мотивации, на мотивацию высокого уровня. Во многом это может произойти естественно, как только люди поймут, что мир более сложен и более взаимосвязан, чем те его стереотипы, которые навязаны рыночными отношениями и странами Запада, заинтересованными в их упрощенном понимании.

Еще раз выделим и технические и технологические аспекты, важные для ближайших шагов в развитии страны. Прежде всего, важно повторить, что мир уже переходит к стадии информационно-структурного своего развития. Или на языке размерностей: (R стремится к 0; L, I растут). Сейчас важно опережающее и сознательное движение в этом направлении.

Тем более что инвестиций извне для восстановления потенциала промышленности страны, как ведущей машиностроительной державы, мы не получим. И по причинам связанным с конкуренцией. И в связи с потерянным местом в международном разделении труда, которое уже занял Китай. И в связи с большими затратами строительства в северной стране. Как бы нам их не хотелось, и какие бы заклинания мы для этого не произносили.

Необходимо встраиваться в навязанное реформаторами место поставщика ресурсов, в структуре международного разделения труда. Главное, что мы можем и что должны делать сейчас, максимально увеличивать глубину, полноту и комплексность переработки сырья в стране. И уже как последующий этап переработки сырья и как систему энергообеспечения страны, встраивать в систему отношений КБ, машиностроительные заводы и их продукцию.

Важно снижать капитальную составляющую всех элементов циклов производства. (R стремится к 0).

Потеря Россией места самостоятельного производителя электронной техники, резко снизила и возможности страны в разработке и продаже и программных продуктов. Рывок в этой области, переход на новые принципы и технологии и крайне необходим. Прежде всего, важен переход на полноценно параллельные процессоры и разработка систем однотактового многоаспектного анализа и решения задач. Компьютеры, с большим числом анализируемых параметров, должны стать основой многоаспектного анализа общественных и технических систем. А это крайне важно, когда развитие идет в направлении их усложнения, от структур к полным инфраструктурам взаимосвязи (L растет).

Именно культура и опыт программистов в этом направлении развития электронной техники, значим для России (хотя бы на примере системы Эльбрус) и скачок в этом направлении возможен.

Крайне важен и накопленный опыт планирования в СССР, необходим скачок в развитии планов и программ развития. Они крайне важны. С переходом на опережающий, моделируемый, осознанный технологический уровень, востребованность и статус страны в международном разделении труда, ее высокий интеллектуальный уровень, пока еще сохранившийся, вырастут.

Переход к информационно-структурной стадии развития человечества увеличивает роль компьютерной техники, связи и возможности отдельного человека обеспеченного ими. Но в этих условиях значимым становится персонализация жизнедеятельности людей.

Нужно обеспечение их такими средствами персональной деятельности и средствами персональной жизнедеятельности, когда энергетические и материальные ресурсы человека обеспечиваются структурами жилья за счет окружающей среды прямо на месте проживания. Важно суметь самим, для наших условий, создать технику этого поколения и стать лидером в ее развитии.

То есть нам крайне важно чтобы (dL/dR растет) и (dL/dT растет). А это возможно на пути создания динамических постоянно обновляющихся технических средств.

Подобно тому, как это делается в системе повышения квалификации, в профессиональном обучении, в системе постоянно возобновляющихся поколений программных средств. В вычислительной технике это обновление (upgrade) стало нормой. Динамической должна становиться и сама техника.

Крайне важной является и комплексность решаемых задач. Необходимо[24] чтобы все негативные выходы сложных технических систем были включены в циклические процессы их повторного использования, так чтобы оставались только выходы, реализующие целевые функции систем и выходы не отличимые от природной среды в области их использования.

Крайне существенны и социальные процессы, происходящие в России. Переход на стадию развития общества, когда (L, I растут) говорит о том, что для развития отношений нам необходимо совершенствавание циклических процессов самовоспроизводства.

Именно этим и характеризовалась Социалистическая революция в России, в 1917 г. Элита страны, активно участвовавшая в том процессе, но так не понявшая своей роли в родной стране, попыталась реставрировать отторгнутые ее народом отношения.

Негатив реформ, превращение страны в сырьевую колонию Европы, вновь оголяет действительные корни тех, давно прошедших процессов. Существенно и вновь наблюдаемое резкое обострение социальных, классовых противоречий в стране, не обращая внимания на которые, элита действует в последние годы, но которые вновь заставляют ее задуматься о негативе своего будущего.

В этих условиях, коррекция социальных отношений в стране либо сверху, либо снизу, в ближайшие годы обязательна. Но важно, чтобы формируемые в результате циклические правила взаимоотношений людей в обществе, были сориентированы на интересы страны и ее народа.

И это возможно. Поскольку именно в народе нашей России присутствует целостный, глубокий взгляд на мир и его явления воспитанный природой, общиной и тяжелой историей страны. Не случайно, что именно у нас родились и раскрывали циклические закономерности мира: Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев, Н.Д. Кондратьев. Не случайно и то, что в 1917 году народ России пошел за В.И. Лениным и большевиками, начав этап социально сбалансированного (L растет) развития человечества и своей Родины.