Баку и молокане 8. Старцы или пресвитеры?

Генадий Леонов
            Анализируя  материалы по истории молокан, не мог не обратить на новое для себя понятие «ПРЕСВИТЕР». Оно присутствует сейчас и в информации о молоканах, и в обиходе у самих молокан.

            Насколько я помню, у бакинских молокан всегда руководили общиной «СТАРИКИ». И  понятие «ПРЕСВИТЕР» у них не применялось.  По крайней мере, до конца 90-х годов прошлого столетия другого кроме как «СТАРИКИ» ни от кого я не слышал. Причем, слово «СТАРИКИ» звучало и воспринималось всеми отнюдь не как уничижающее, а как уважительное. А в молоканской литературе это слово звучало еще более уважительно - «СТАРЕЦ или СТАРЦЫ».

            В качестве  подтверждения приведу  пару свидетельств.

            В своем благодарственном письме  Председателю  Объединения молокан помощи Советскому Союзу гор. Лос-Анжелеса - Богданову П.Р. от 14 декабря 1946 года Вице-Консул СССР  в Лос-Анжелесе Е. Туманцев пишет [1]:

            «Уважаемый Петр Родионович!

            Настоящим ставлю Вас в известность о получении Вашего чека №23 на сумму 1.166,00 долларов, собранных молоканской общиной для Ленинградского госпиталя. Указанная сумма мной переслана в адрес Ленинградского госпиталя…..

             … Прошу передать мою искреннюю благодарность всем Вашим Старцам и Всем членам Вашей Молоканской Общины…».


            В работе известного историка Ливанова Ф.В.[2] руководители молоканских общины в основном именуются «СТАРЦАМИ»:

            «Хозяин дома скоро познакомился со мною и повёл меня на “молоканское собрание”, которое у них заменяет нашу обедню. Огромная изба молоканского СТАРЦА Иакова была наполнена собравшимися на богослужение…
 
            …Я просил СТАРЦЕВ уделить часок на беседование о их вере. СТАРЦЫ охотно согласились…

            …СТАРЦЫ, человек десять, с длинными и окладистыми бородами, большею частью седыми, уселись вокруг стола, на котором сейчас же явились три большие параллельные библии.

            – Ты хочешь, почётный человек, – заговорил СТАРЕЦ Абрам Ионов, – знать нашу веру. Она не мудрена. Вот в этой книге она вся заключается…
СТАРИК указал при этом на библию, которая под пальцами его мгновенно зашелестилась…

            …– Вы не имеете храмов внешних, спросил я СТАРЦЕВ; – неужели же вы не завидуете благолепию наших церквей? Простая изба ведь не то, что великолепный храм?

            – Да как тебе сказать, добрый человек, – отвечал на это другой СТАРЕЦ Матфей, развёртывая другую библию, лежавшую у него под руками. – Мы знаем коротко пословицу, что “не место красит человека, а человек место”».

            Но в то же время, у Ливанова Ф.В. нет-нет, да и встречается  слово «ПРЕСВИТЕР»:

            «На вопрос мой о разводах брачных, ПРЕСВИТЕР молоканский отвечал:
Расторжение брака или развода, Священное Писание не допускает…..»


            Как же  понятие «пресвитер» толкуется в Энциклопедиях?

            Толковый словарь Даля[3]:

            ПРЕСВИТЕР , греч. священник, иерей, поп


            Энциклопедия КРУГОСВЕТ[4]:

            ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros, «старейшина»). Пресвитерами в кальвинистских церквах обычно называют старейшин из мирян, стоящих во главе отдельной общины, чтобы отличить их от посвященных пасторов, с одной стороны, и диаконов – с другой. В Православной церкви пресвитер – синоним священника, иерея.

            Возникает вопрос, когда и откуда появился этот термин в молоканстве? И как всегда, ответ надо искать у самих молокан.

            И.Ф. Колесников  в статье о Воронцовском съезде пишет[5]:

            «…некоторые братья имели доклады и программы, относящиеся к преобразованию нашего вероучения, наших обрядов, нашего церковнаго строя; некоторые напр., имели в виду своими докладами предложить съезду, чтобы съезд сделал обязательное для всех духовных христиан постановление об учреждении выборной, как у баптистов должности пресвитера вместо старцев в наших братствах…»

            В майском 1906 г. журнале «Духовный христианин» №6  под названием «Поклонение Господу в духе и истине» размещено «Письмо духовнаго христианина к баптисту о том, нужны ли пресвитеры и обряды», подписанное  Федором  Алексеевичем Желтовым из села Богородское Нижегородской губернии. Уже само название Письма говорит о непринятии его автором,  как пресвитеров, так и обрядов, свойственных баптистской церкви.

            Автор пишет[6]: «И вот для перваго общества христиан оказалось нужным только семь человек, что бы они мудростью и святостию духа показали людям как надо поступать при таком деле и этим установили в обществе мир и любовь. И поставлены они были для этого не у обрядового алтаря, а у простого житейского дела, где бы они могли показать пример для других. И что же мы видим теперь? – Вместо того, что бы также просто понимать это дело, люди стали делать из этого случая обрядовый обычай выбора пресвитера, которому поручается совсем другое дело обрядоваго значения …

            Конечно, при этом обстоятельстве жизни и нужны были те пресвитеры, которые ставились блюстителями общаго имущественного порядка в обществах. Они же заведовали хлебными запасами на случай голода (Деяния 11 гл. 28-30 ст.) – Вот для чего выбраны были пресвитеры.

            И вот все это как бы забылось современными христианами и при чтении этого события оно считается не так важным как самый факт избрания пресвитеров, поставленных для произношения молитв».


            Комментарии здесь излишни. 



Upgrade (22.02.2011 г.):

            Уже после публикации данной главы встретил информацию о первых пресвитерах в ранних христианских общинах[7]:

            «Специальные люди были нужны и для руководства повседневной жизнью общин: чтобы собирать взносы, распределять помощь, подготовлять убежище для преследуемых, навещать больных и заключенных. По-видимому, еще в I в. в некоторых общинах появляются старейшины-пресвитеры. Существование старейшин было традиционно для всех общинных организаций древности; неудивительно, что старейшины появляются и в христианских экклесиях.

            Пресвитеры были не во всех общинах; распространение этой должности шло постепенно. Согласно Деяниям апостолов, в иерусалимской общине были апостолы и пресвитеры - вероятно, этот факт должен был служить образцом для подражания, как и остальное описание этой - уже не существовавшей ко времени создания Деяний - общины.

            Функции пресвитеров были, насколько можно судить, организационно-хозяйственными, они выбирались общиной и вводились в должность апостолами (обряд рукоположения); иногда наиболее почитаемые проповедники сами выдвигали пресвитеров. Павел, по преданию, рукоположил несколько пресвитеров. В Деяниях апостолов и в посланиях Павла пресвитеры называются также епископами, т. е. надзирателями ( В кумранской общине существовала аналогичная должность - надзиратель (меваккер) над работой ). Это не были две разные должности, просто «надзор» входил в обязанности старейшин. В Деяниях апостолов сказано, что Павел собрал пресвитеров христиан Эфеса. В своем обращении к ним Павел назвал их «епископами» (в русском переводе - блюстителями). Оба эти термина употребляются по отношению к одним и тем же лицам и в Послании к Титу».


Upgrade (22.02.2011 г.):

            Уже после публикации данной главы встретил информацию о первых пресвитерах в ранних христианских общинах[7]:

            «Специальные люди были нужны и для руководства повседневной жизнью общин: чтобы собирать взносы, распределять помощь, подготовлять убежище для преследуемых, навещать больных и заключенных. По-видимому, еще в I в. в некоторых общинах появляются старейшины-пресвитеры. Существование старейшин было традиционно для всех общинных организаций древности; неудивительно, что старейшины появляются и в христианских экклесиях.

            Пресвитеры были не во всех общинах; распространение этой должности шло постепенно. Согласно Деяниям апостолов, в иерусалимской общине были апостолы и пресвитеры - вероятно, этот факт должен был служить образцом для подражания, как и остальное описание этой - уже не существовавшей ко времени создания Деяний - общины.

            Функции пресвитеров были, насколько можно судить, организационно-хозяйственными, они выбирались общиной и вводились в должность апостолами (обряд рукоположения); иногда наиболее почитаемые проповедники сами выдвигали пресвитеров. Павел, по преданию, рукоположил несколько пресвитеров. В Деяниях апостолов и в посланиях Павла пресвитеры называются также епископами, т. е. надзирателями ( В кумранской общине существовала аналогичная должность - надзиратель (меваккер) над работой ). Это не были две разные должности, просто «надзор» входил в обязанности старейшин. В Деяниях апостолов сказано, что Павел собрал пресвитеров христиан Эфеса. В своем обращении к ним Павел назвал их «епископами» (в русском переводе - блюстителями). Оба эти термина употребляются по отношению к одним и тем же лицам и в Послании к Титу».


Следующая глава:  Баку и молокане 9. Молоканские собрания-2 (в работе)

Предыдущая глава:  Баку и молокане 7. Новое о противостоянии общин
http://www.proza.ru/2010/03/16/1
Источники:

[1] Журнал «Молоканское обозрение» (The Molokan Review), август 1947 г. Лос-Анжелес (http://molokane.org/books/Molokan_Review/1947_v1_n8.pdf )

[2] Ливанов Ф.В. «История ДХМ. Старцы молоканские» (http://sdhm.ru/47-starcy-molokanskie.-iz-knigi-istorija.html )

[3] Толковый словарь Даля )

[4] Онлайн Энциклопедия КРУГОСВЕТ )

[5]  журнал «Духовный христианин» №3 (февраль 1906 г.), (http://www.molokans.ru/Journal/DX_3_1906.pdf )

[6]Журнал «Духовный христианин» №6 (май 1906 г.) (http://www.molokans.ru/Journal/DX_06_1906.pdf )

[7] Свенцицкая  И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.:Политиздат, 1988 )

© Copyright: Генадий Леонов, 2011
Свидетельство о публикации №21102200002