Игры из ничего советы родителям

Инна Димитрова
                Игры из ничего (советы родителям)

Как часто мы слышим – для детей так много надо! Одежда, обувь, питание, игрушки…
А как же  - «будет дитя, будут и средства»?
Стоит изменить мнение, взгляд на мир, и меняется всё вокруг!
К тому же, как показал мой опыт, все переживания по поводу ограниченности в покупке игр не оправданны! И даже многие из очень зажиточных подтверждают, что детям быстро надоедают дорогие яркие игрушки, и начинают тянуться к простым камушкам, палочкам, верёвочкам, колёсикам  и даже придумывают что-то своё. Если им не мешать и не убеждать в обратном!

1. Зимние забавы.

Помимо игр в снежки, катания на ледянке с горы, на санках, лыжах и коньках можно:
Устроить тир, укрепив снежок на палке, ветке, заборе и предлагаю ребёнку сбить другими снежками, в случае удачи отходя на шаг.

С горки катать машинки наперегонки или мячики.

Строить снежную бабу? Нет, строить снежного крокодила и зайца!
Строить крепость или башню из  снежных комков (а потом можно покрасить и подсветить фонариком вечером!)

«Снежная чеканка» или вытаптывание на снегу подошвами сапог силуэт всёго, чего угодно – бабочки, стрекозы, солнышка, кораблика, воздушного шарика, спиралей, цветков, вплоть до больших, сложных мандал.

В снежные формы (из наста) можно поиграть зимой и весной, когда снег подтаивает, и наверху снежных сугробов образуется твёрдая корочка - наст. Сначала силуэт желаемой фигуры оформляем продавливанием лопатки, а затем аккуратно снизу поддеваем лопаткой так, чтобы вся форма была цельной, не развалившись на части. Таким образом получаются геометрические фигуры - квадрат, круг, сердечко, ромб, прямоугольник, а также домик, ёжик (колючки оформляем бороздками после возложения фигурки на снег), сапог и т. д. Продолговатые предметы (овал, ракета, галочка), как правило, разваливаются на части - попробуйте сами!

2.  Йогуртовые стаканчики годны не только под рассаду, но и в качестве строительного материала – строить стену, замок (три цвета – белый, голубой и сиреневый от «Чудо»)

Для основы под самоделки (обклеивать цветной бумагой, ватой или кусочками ткани и творить разных персонажей – грибов, лесовиков, гномов, медведей…

В качестве кеглей (сбивать чем-нибудь лёгким!).

В качестве игры – что в стаканчике? Кладёте мелкий предмет и начинаете греметь, а ребёнок пытается угадать что там. Потом меняетесь местами.

Игра на скорость и устойчивость башенки  из стаканчиков – у кого выше окажется и удержится, тот победил!

Лабиринт для маленьких машинок или человечков.

Игры напёрсточников – три перевёрнутых вверх дном стаканчика крутятся-вертятся, пытаясь запутать где шарик. Игра на внимание и скорость реакции.

3. Игры в дороге.

Думаю, многим знакомо как трудно детям ждать или идти со взрослыми «по делам». Но почему же вы не скрасите эти минуты в совместные игры?

Игра в слова как в города (следующее слово начинается на букву, на которую заканчивалось предыдущее слово).

Игра  в противоположности и противопоставления. Один говорит «холодно», другой – «горячо», теперь наоборот последний говорит слово, отвечает другой. (смотрите варианты: высоко – низко, криво – ровно, солнечно – мрачно, сладко – горько, полезно – вредно, умно – глупо, весело – скучно, далеко – близко, дождливо – сухо, светло – темно, бодро – устало или вяло, смешно – грустно, широко – узко, длинно – коротко, решительно – неуверенно, строго – ласково, жёстко – мягко, интересно – скучно и т.д.)

Игра «не наступи в трещинки в асфальте или полоски между плитками» - в дороге можно разглядеть разные трещинки в асфальте или границы крупных плиток, на которые нельзя наступать – или перепрыгивать или обходить. Проигрывает первый, кто наступил или даётся ещё два шанса.

Игра «в молчанку» - оговаривается, что нужно как можно дольше молчать за исключением особых случаев (хочется ребёнку в туалет или нужно взять ребёнка за руку, подходя к дороге). Кто первый что-то произносит – проиграл!

Помните в мультике «Ну, погоди!» как на каждое слово волка хор зайчиков начинал петь песню – «ОЙ!» – «Ой, цветёт калина…», «ОХ!» - «Ох рано встаёт охрана!», «НЕ НАДО!» - «Не надо печалиться!»  По такому же принципу называете слово или фразу из песни, а ребёнок должен вспомнить и угадать. Например,  «качели» - «Крылатые качели» или «голубой» - «Голубой вагон бежит,  качается…»

Где-то сидя можно поиграть в ловушку -  держите ладошкой вверх, а малыш должен успеть хлопнуть своей ладошкой по вашей, чтобы не быть пойманным или тыкать указательным пальчиком в середину ладошки.

Камень – ножницы – бумага. Как вариант дерево – дорога – машина (машина едет по дороге, но врезается в дерево, ради дороги пилят дерево).

 А вот примеры из Книги «Дети Индиго: новые способы понять и подружиться» Часть 3 :
Звуковые ассоциации.
Когда услышим такой звук «ш-ш-ш…»? а) змея ползёт, б) минералку с газами открываем, в) кошка в гневе, г) чайник подкипает, д) капли воды попали на раскалённую сковородку, е) шуршание опавших листьев осенью, ж) шорох шин.
Звук «у-у-у…»? а) летит самолёт, б) школьники узнали о дополнительном уроке, в) ветер донёс часть крика, г) гудит паровоз, д) осенью в трубе воет ветер, е) корабельный гудок, ж) крик на аттракционах.

Придумываем собственные сказки и стихи. Например, кто-то начинает одну строчку – другой продолжает по смыслу: «зайка прыгнул в норку…»
а) отыскал он помидорку, б) обглодал он мигом корку, в) ждать его лисе нет толку, г) лишь привет остался волку, д) перепрыгнув мигом горку…
Вариант стишков «обезьяна чи-чи-чи»:
1. «продавала кирпичи» – нам известно, а ещё как?
2. «съела все бы калачи»
3. «кошку встретила в ночи»
4. «слишком громко не кричи»
5. «за обедом помолчи»
6. «загляделась на мечи»
7. «в непогоду не ворчи»
8. «ты встречай – летят грачи»
9. «всё хлопочет у печи»
10. «заболела: - Где врачи?»
Варианты могут быть осмысленные, а могут быть для начала набором звуков – лишь бы малыш понял смысл подбора последнего слова, похожего по звучанию, в рифму «зайка – дай-ка», «крышка – мышка» и т.д.

Находим слова, близкие по значению – синонимы - об одном предмете, объекте или действии говорить по-разному. Например, подушка упала или? – шлёпнулась, приземлилась, брякнулась, бухнулась, слетела, грохнулась, шмякнулась, уронилась, чебурахнулась…
Или как иначе можно назвать медведя? – потапыч, лохматик, косолапый, ревун, царапыч, сладкоежка, топтыгин, лакомка, хозяин леса, Михайло Иваныч, шатун…

Придумывание новых забавных слов, шифров и символики. Например, не бутерброд, а бутерживастер, не спина, а спинелла, не перчатки, а черпятки. А в мультике «Трям! Здравствуйте!» (на 13 сборнике «Любимые сказки») медведь придумывал новую страну Тилимилитрямдию, где все ходят на головах и здороваются словом «Трям!». Теперь можно говорить «не правильно» или «хорошо», а «по-тилимилитрямски» или нет.
А у Ирины Токмаковой есть забавный стих «Плим»:
«Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим» (И.Токмакова «Почитай мне, мама…», с.13)
Или тайный язык в игре про шпионов; изобретение своей загадочной азбуки из символов и видоизменённых букв. Наверное, в детстве многие делают попытки сотворить нечто подобное. Не получилось в вашем детстве – навёрстывайте со своими детьми!

Придумываем название остановкам! Как часто, когда мы куда-то едем, слышим или читаем однообразные скучные названия остановок, а так хочется чего-то свеженького, оригинального или просто забавного! Так в чём же дело? Предложите ребёнку это сделать и сами реанимируйте (воскресайте) свою фантазию! В нижней части Нижнего есть остановка улица Июльских дней, а почему бы не создать остановку Октябрьской пестроты, Ноябрьской тоски, Декабрьского предощущения праздника? Если никуда не едите, то в детских садах бывают металлические подобия машин с крутящимися рулями или рули попадаются на некоторых горках, так вот и их можно использовать в игре в поездку с придумыванием названий остановкам – например, остановка птицы Жар-птицы или Люди и звери или Огрызок яблока! Так и о ребёнке много неизвестного узнаешь, и поможешь проявить ему творческие способности в области языка и образного восприятия.

Произнося весёлый стишок «Я ходила за ворота, повстречала бегемота, и енота, и ужа,
но не видела ежа» - и загадывайте животного, говоря лишь первую букву и количество в слове. Так можно играть зимой, рисуя букву и точки вместо слов на снегу, а летом – на песке, причём, и малыш в состоянии сам загадывать такие загадки уже в 3-4 года!
Можно расширить эту игру до любых слов или чётко оговаривать тему: мебель, овощ, фрукт, одежду, обувь, транспорт, съедобное, природное, искусственное, домашние животные, птицы и т.д.

Помните, в к/ф «Чародей» - когда Ивана вынесло из дома Алёны ночью, то какие были номера у машин? Лаю, рву, и т.д. А какие вам встречались? Понаблюдайте с ребёнком или даже устройте состязание на наибольшее количество осмысленных номеров типа гол, сон, бум, око, КВН, хор, пух, нюх, сок… А как вам такой номер – «У 222 ОС»? Это значит в гостях у 222 ос? Или 920 сов! Приглядывайтесь к буквенному номеру машин на остановках, у стоянок и т.д. Иногда действительно стоит записать!
Конечно, не так много слов на три буквы, тогда из трёх имеющихся составляйте другие слова, вставляя буквы, например, РМА- может быть Ирма или Рома, а УНА – Луна или урна. Фантазируйте, вспоминайте!

Остальные игры смотрите  на  http://www.litprichal.ru/work/28859/

А вот какие игры описаны в главе Радость   http://www.litprichal.ru/work/28914/  –

1. «Воздушный шарик» – это атрибут детского праздника и только? Нет, это замечательный повод поиграть с малышом. Чтобы он был на одном уровне с вами, пусть заберётся на кровать. Ваша задача – подкидывать шарик вверх, его – отклонить от вашего направления – чтобы коснулся кровати. Смех, крики и весёлая борьба – обеспечены. Можно усложнить задачу двумя-тремя шариками. Главное – объясните меры предосторожности малышу – не наступать, не царапать и не стукать шарик об острые края, а то – бух! Лопнет! А если такое произойдёт, то опередите его нежелательную реакцию и засмейтесь, удивитесь, повторите «бух» в смешном варианте.

2. «Весёлая путаница». Берёте любое стихотворение, которое часто малышу читали, и он прекрасно его помнит (необязательно наизусть) и… переделываете до неузнаваемости. Например, знаменитое стихотворение А.Барто «Спать пора. Уснул бычок, лёг в коробку на бочок» мы переделывали так: а) уснул смычок, лёг в коробку, где бычок, б) Уснул кабачок, лёг в коробку, где сморчок, в) уснул качок, лёг в коробку где жучок, г) уснул мужичок, лёг в коробку где сачок и т.д. Малыш всерьёз может поверить, что вы ошиблись, и начнёт исправлять, а вы искренне удивитесь и предлагайте ещё более смешной, нелепый вариант. Так можно подключить не только папу, но и бабушку, дедушку и зашедшую в гости соседку! (А как можно переделать «Модный приговор»? - «Голодный выговор», «Убойный договор», «Людный уговор», «Немой разговор».)

3 «Разбуди привидение». Не знаю кто был инициатором этого занятия – муж или ребёнок, но они с удовольствием играют в это почти каждый день. Малыш залезает под покрывашку кровати и ложится, папа пытается разбудить его, слегка подёргивая за плечо: «Вставай, привидение». Когда малыш начинает подниматься, можно сдёрнуть резко покрывало (или малыш это делает сам) и тут папа должен изобразить страх, испуг и убежать из комнаты с криками «спасите, привидение!» или как вариант – боится и «убегает» какая-то мягкая игрушка.

4. «Летящий орёл». Если малышу уже есть три года и ножки достаточно сильные, то он ложится на кровать и поднимает их вверх. Папа аккуратно ложится грудью на них, держа свой вес на коленях, размахивает руками как крыльями и подражает клёкоту птиц (без слуха можно предложить крик чаек). Чтобы изобразить воздушные ямы, малыш может слегка ослаблять напряжение ног и «орёл» ниже опускается к лицу малыша – при этом он как бы пугается и сильнее машет «крыльями». Если малыш попросит, орёл может взять покататься по квартире – как бы орлёнок учится летать, малыша держат под грудью и под коленками двумя руками горизонтально полу, а «орлёнок» должен активно махать «крыльями», при этом его носят по квартире – то опуская ближе к полу, то поднимая выше к потолку. Один минус – руки быстро устают, а малыш просит ещё. В таком случае – переключать внимание на другую игру.
 
5. «В сумасшедшей мастерской». Это игра, как правило, с папами – он в роли сумасшедшего мастера, а его руки - инструменты, причём, он звуками подражает настоящим инструментам в работе – дрели, пиле, прессу и т.д., при этом «инструментами» он работает над малышом – сверлит, пилит, ввинчивает шурупы, проходится рубанком, шлифует и т.д. – насколько хватит фантазии, памяти и… терпения самому не рассмеяться и испортить весь «рабочий» настрой – смеяться, ржать и хихикать разрешается только малышу.

6. «Где живёт?» Весёлое общение на проверку памяти по дороге домой, в транспорте или где придётся. Вы задаёте вопросы где кто живёт из: а) зверей, б) птиц, в) рыб, г) вещей в вашей квартире.
Например, где живёт рыбка? – для грудничков, где живёт пескарь? (нужно догадаться или вспомнить, что это рыбка) – для тех, кому около 3-х и старше. Можно заведомо путаться – где живёт ёжик? – в дупле, да? Нет? В озере? Нет? В гнезде? А кто живёт в гнезде – ты? Или где живёт телефон? – на телефонной полке или в духовке? А может, в холодильнике? А что же в холодильнике – обувь? И т.д.

7. «Скрещиваем всё подряд». Помните смешную загадку из детства «что будет, если скрестить ежа с удавом?» - «10 метров колючей проволоки». Но мы будем исходить из скрещивания слов. Например, что будет, если скрестить Чебурашку и крокодила Гену? - Чебургена. Дети очень легко включаются в эту игру, поскольку ещё не привязаны к стереотипам и могут легко играть словами и звучаниями. Можно начать из сказочных персонажей – Дюймовожук, Чебуркляк, Лунтимил… и перейти к обычным предметам – щёткостул, телефонокран, фотомяч и т.д.
При этом можно напомнить о создании таких слов, как самолёт, пароход, самокат, универмаг, тепловоз – рассказать о соединении по смыслу двух слов с целью образования нового.

8. «Дикое родео». Вы лёжите на кровати, малыш забирается к вам на спину и вы начинаете сначала легонько подпрыгивать и покачиваться из стороны в сторону, изображая необъезженного скакуна. В зависимости от возраста и крепкой хватки малыша интенсивность подёргиваний и покачиваний можно увеличить пока малыш безопасно не падает на кровать.

И ещё хороший повод задуматься даст следующий материал –

В детских магазинах продаются тысячи ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства. Но как считают педагоги, заводные машины, длинноногие Барби и Кены, пластмассовые конструкторы не способствуют развитию дошколят. Мы попросили прокомментировать стандартный ассортимент отдела игрушек доцента кафедры педагогики ВГПУ Ольгу Аринину.
Лучшая машина - без колёс
Детям нравится все, что двигается. Поэтому машины остаются любимыми игрушками как девчонок, так и мальчишек. Педагоги считают, что для малышей машина должна быть из натурального материала - дерева. При этом для самых маленьких детишек от года до двух она может быть и без колёс. Когда возникнет в них необходимость, ребенок сам попросит их дорисовать. Потом лучшей игрушкой для ребенка станет деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур машины на колесах. Фантазия и образное мышление «достроят» из такой примитивной машины все что угодно. В машинах же, которые продаются в магазинах, проработаны мельчайшие подробности: руль, двери, зеркала. Эту игрушку можно покупать ребенку ближе к семи годам. Именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в игрушках, которые максимально похожи на настоящие прототипы.
Резюме: «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.
Кукла Барби хорошему не научит
Столь популярная кукла Барби для ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Ее неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых (в том числе и сексуальные).
У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу.
В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью. Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.
Резюме: Купите ребенку Барби, и в подростковом возрасте получите сексуально озабоченного ребенка.
Пазлы
Ольга Николаевна Аринина показала мне два вида пазлов. В одном случае к таксе нужно прикрепить щенков, а во втором соединить собачье семейство.
- Эти пазлы хороши, в отличие от покупных, тем, что, во-первых, они деревянные, а во-вторых, изображение отдельных животных в них не рассыпается, т.е. нужно соединить таксу со щенками, но само изображение таксы и щенков остается целостным.
Резюме: Большинство пазлов нарушают представление о целостности предметов.
А если ребёнок просит?
Как показывает практика, ребенок до шести-семи лет не зациклен на покупке новых игрушек, если с ним играют. То есть скандал малыша в «Детском мире» - это его способ привлечь к себе внимание родителей. Так что, покупая новую безделушку для своего чада, вспомните советы педагогов. Действительно ли вы хотите сделать ему приятное или просто в очередной раз «откупаетесь» от него?
Идеальная игрушка
Детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили учёные, равна нулю.
Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки типа богородицких. Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться соответствующим образом водить рукой, выработать определенные закономерности между тем, как он это делает, и движением игрушки.
Автор: Климова Алла