На Бога надейся... Кронштадтская побудка, 1919 год

Сергей Дроздов
Часть 8

 Кронштадтская «побудка», 1919 год.

Эта часть повествования будет некоторым отвлечением от его основной темы. Но мне кажется, что события эти, во-первых, малоизвестны, а во-вторых, хорошо показывают к чему приводят анархия, развал боевой службы и отсутствие жесткой дисциплины в военные годы.
Детали боевых действий лета 1919 года в акватории Кронштадта довольно скупо освещались в советской историографии. Сейчас появились более подробные рассказы о тех боях. Александр Широкорад в своей книге «Северные войны России» рассказывает об этом так:
 

«Сразу после заключения перемирия с Германией Англия стала готовиться к интервенции на Балтике. 28 ноября 1918г. в Копенгаген прибыло соединение британских кораблей под командованием контр адмирала Александера Синклера. В его состав входила 6 я легкая крейсерская эскадра, флотилия эскадренных миноносцев и транспорт с оружием для белоэстонцев. После прибытии в Ревель эстонцы выгрузили с транспорта тысячи винтовок, сотни пулеметов и несколько 76 мм зенитных орудий. Сам же Синклер немедленно двинулся к Нарве, где шли бои между красными и белыми. В ночь на 5 декабря 1918 года английский крейсер «Касандра» подорвался на мине и затонул. 14 и 15 декабря английские корабли неоднократно обстреливали красные части на южном побережье Финского залива.
Соотношение сил в Финском заливе формально было в пользу красного флота. Однако большинство его кораблей физически не могли выйти из баз. Даже немногочисленные корабли из состава так называемого ДОТ («действующего отряда») не ремонтировались несколько лет. Дисциплина среди «братишек» оставляла желать много лучшего. Командиры из бывших царских офицеров были запуганы комиссарами, флотом управляли в основном авантюристы типа Ф.Ф. Раскольникова, т.е. бывшие мичманы «ускоренных военных выпусков», чья профессиональная подготовка была достаточно условной…
В условиях развала нашего флота англичане быстро установили господство во всем Финском заливе.
25 и 26 декабря неподалеку от Ревеля сдались английским кораблям эсминцы «Автроил» и «Спартак».
Этот случай надолго отбил охоту у красных военморов выходить за пределы дальности действия орудий форта Красная Горка.»

Тут важно отметить откровенно агрессивные действия Англии против Советской России, начатые сразу же после окончания Первой мировой войны. Сейчас стало модным ставить под сомнение сам факт интервенции Антанты против нашей страны. События 1919 года на Балтике красноречиво демонстрируют степень «миролюбия» тогдашней ведущей мировой державы по отношению к Советской России.
Очень интересным был и упомянутый поход нескольких эсминцев Балтфлота к Ревелю. Командовал той авантюрой небезызвестный Ф.Раскольников, который намеревался положить этим походом начало мировой революции. Затея с треском провалилась, часть кораблей сразу сдалась англичанам (никакого морского боя с ними «братишки» вести не предполагали и не смогли). Сам Раскольников тоже попал в плен, и пытался затеряться под видом рядового матроса, но был  быстро выдан англичанам своими товарищами. Он оставил довольно интересные мемуары об этих событиях, после своего освобождения.   

Продолжим рассказ А. Широкорада:
«…поход на Петроград провалился, так и не начавшись. В утешение ретивым белофиннам британское правительство разрешило своему флоту поохотиться на русских в восточной части Финского залива.
К началу июня 1919 года в Финском заливе находились три английских легких крейсера («Клеопатра», «Дрэгон» и «Галатея»), восемь эсминцев и пять подводных лодок. Финское правительство создало английским кораблям передовую базу в Биоркэ, т.е. в 90 км от Петрограда и в 60 км от Кронштадта.
4 июня эсминцы «Гавриил» и «Азард» загнали своим артогнем на мины в Копорском заливе английскую подводную лодку L 55. Весь экипаж лодки погиб (в 1928 году L 55 была поднята и под тем же названием вошла в строй Красного флота).

Более удачно применили англичане малые торпедные катера. Действия этих катеров в Финском заливе и даже сама доставка их туда так и просятся в приключенческий фильм. Катера скрытно перевезли на нескольких грузовых пароходах в Швецию, а оттуда переправили в Або и Хельсинки. Часть команды ехала в Финляндии под видом яхтсменов, другая часть как коммерсанты. Первые два катера отбуксировал в Биоркэ английский эсминец 8 июня 1919 года. Через три дня катера перешли в Териоки, что в 40 км от Петрограда. Там на полуразрушенной базе бывшего императорского яхтклуба разместилась секретная стоянка английских торпедных катеров.
В июне 1919 года английские торпедные катера совершили 13 походов в Петроград северным фарватером, мимо северных фортов Кронштадской крепости. Лишь дважды их обнаружили и обстреляли ружейно пулеметным огнем, но большая скорость (до 37 узлов, т.е. 68,5 км/час) позволила им уйти. На одном из островов Невской дельты катера высаживали либо принимали британских агентов.»

13 июня гарнизоны фортов Красная Горка и Серая Лошадь подняли мятеж против большевиков. Этот мятеж мог иметь более чем серьезные последствия как для Кронштадта, так и для самого Петрограда. Однако «по обе стороны баррикад» оказались «братишки» – разболтанные, забывшие о дисциплине и правилах стрельбы. В итоге получилась оперетта «Много шума из ничего».
В ответ на ультиматум большевиков в 15 часов 13 июня форт Красная Горка открыл огонь из 305 мм орудий по кораблям, стоявшим в Невской гавани. Со стороны большевиков по Красной Горке вели огонь линкоры «Петропавловск» (выпустил 568 снарядов калибра 305 мм) и «Андрей Первозванный» (170 снарядов того же калибра), крейсер «Олег», эсминцы и форт Риф. Гидросамолеты красных сбросили на форт почти полтонны бомб, семь тысяч стрел и тонны листовок. Пальба велась два дня – к вечеру 15 июня Красная Горка перестала отвечать на обстрел. Ночью в форт вошла разведка красных. Форт был пуст, мятежники разбежались.
Позже советские историки будут рассказывать о многочисленных взрывах и пожарах в форту, о больших потерях мятежников и т.п. Пожар действительно был, сгорел жилой городок вблизи форта. Но ни одно из его орудий не потеряло боеспособности, разве что с некоторых пушек мятежники сняли важные детали замков. Восставшие по эффективности стрельбы не уступали большевикам: ни одно красное судно не получило попаданий. От их огня пострадали лишь несколько кронштадтских обывателей, вышедших на набережные Купеческой и Средней гаваней поглядеть на представление.
С военной точки зрения наиболее неприятным последствием мятежа для большевиков стал выход из строя 305 мм орудий линкора «Петропавловск», совершенно расстрелянных в ходе «представления».
Англичане и финны могли помочь мятежникам, но не захотели. Лишь коммодор Эгар, начальник базы торпедных катеров в Териоки, решил атаковать красный флот. Впоследствии (15 февраля 1928 года) он утверждал, что запросил разрешение Лондона для нападения на красные суда и получил ответ, что его дело – только заброска шпионов в Петроград. Тогда Эгар якобы решил действовать на свой собственный страх и риск.
17 июня крейсер «Олег» стоял на якоре возле Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Один из катеров Эгара подошел к нему почти в упор и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Как несли службу красные военморы легко понять по тому факту, что ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто при дневном свете и отличной видимости не заметил приближавшийся катер. После взрыва с эсминцев и сторожевиков открыли беспорядочный огонь по «английской подводной лодке», которая привиделась «братишкам».
18 июня над Кронштадтом летали английские или финские аэропланы. Какие именно – в документе не сказано, видимо, не сумели определить национальность. Во всяком случае, они базировались в Финляндии. 20 июня красные самолеты произвели разведывательные полеты над островами Сескар, Биоркэ и над материковой Финляндией. Возле финского берега были обнаружены два судна, на которые с самолетов сбросили две пудовые бомбы. 22 июня неприятельские гидропланы бомбардировали Кронштадт. Потерь и повреждений кораблей не было.
29 июня форт Красная Горка открыл огонь из 305 мм орудий по неприятельскому транспорту. Транспорт был поврежден и стал уходить к финскому берегу, но вскоре взорвался и затонул. Установить причину его гибели (от огня батареи или от взрыва мины) не удалось.
В конце июня – начале июля английский флот был усилен крейсерами «Дели», «Даная», «Дентлесс» и «Каледон», а также базой гидросамолетов «Виндиктив» (12 машин). 30 июня в Биоркэ прибыли еще семь торпедных катеров, а один затонул при буксировке в Балтийском море.
В июле 1919 года почти ежедневно неприятельские самолеты летали над Кронштадтом, но бомбили сравнительно редко. Советские самолеты в свою очередь летали над островами восточной части Финского залива и над финским побережьем, бомбили все встречавшиеся суда, правда, без особого успеха.
С 1 августа начались ежедневные бомбардировки Кронштадта самолетами, базировавшимися на финской территории. В ответ 6 августа четыре советских бомбардировщика в сопровождении двух истребителей отправились бомбить аэродром под Биоркэ. Из за интенсивного зенитного огня три бомбардировщика вернулись, не выполнив задания, и лишь один сбросил бомбы на ангары.
Во время бомбардировки Кронштадта 13 августа произошел большой пожар складов леса, а также сгорело здание таможни.
В ночь с 17 на 18 августа английские торпедные катера атаковали корабли Балтийского флота в Кронштадской гавани. Пять катеров вышли из Биоркэ и два катера – из Териоки. Они встретились на траверзе форта Ино, а оттуда пошли северным фарватером к Кронштадту. Чтобы отвлечь внимание большевиков, в 3 часа 45 минут утром 18 августа над Кронштадтом появились английские гидросамолеты, сбросившие 100 фунтовые бомбы и открывшие огонь из пулеметов. Тем не менее, в 4.20 стоявший на Малом Кронштадском рейде сторожевой эсминец «Гавриил», отстреливавшийся от атаковавших его гидросамолетов, заметил два катера по направлению к Ораниенбауму около восточного знака Морского Канала и одновременно услышал сильный взрыв у стенки гавани, в месте расположения мастерских Балтийского завода. Как впоследствии выяснилось, взрыв произошел от торпеды, выпущенной одним из катеров в эсминец «Гавриил». Торпеда, пройдя мимо, взорвалась возле стенки.
Открыв по катерам огонь, «Гавриил» первым же выстрелом потопил один из них вблизи восточного знака Морского Канала. Второй катер ушел к Военному углу стенки гавани. Почти одновременно эсминец заметил два или три катера, шедшие с большой скоростью от Военного угла вдоль стенки, по направлению к входу в Среднюю гавань. Кроме того, он обнаружил катера, пытавшиеся прорваться из за Военного угла гавани. Этих последних огнем своих пушек «Гавриил» отогнал обратно. По катерам, шедшим вдоль стенки, эсминец не стрелял, опасаясь своими снарядами попасть в суда, стоящие за ней в гавани. Два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один – к учебному судну «Память Азова», другой – к Рогатке Усть Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал «Память Азова», второй катер подорвал линкор «Андрей Первозванный». В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стенки гавани. При выходе из гавани оба катера в 4.25 были потоплены огнем эсминца «Гавриил», причем от попавших снарядов они загорелись.
С «Гавриила» спустили шлюпку, которая в два рейса подобрала девятерых англичан, трое из которых оказались офицерами. Остальные катера, не пытаясь больше прорваться из за Военного угла гавани, ушли северным фарватером.

Коммодор Эгар в своем докладе 15 февраля 1928 года в Институте Королевских Соединенных Служб дает несколько иную интерпретацию событий. "Катер № 1 – не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал «Память Азова». Были выпущены две торпеды, обе попали. Затем он отошел на свое место во внутренней гавани, ожидая других.
Катер № 2 – имея на борту командора Дебсона, прибыл вскоре за ним и атаковал «Андрея Первозванного». Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля.
Катер № 3 – должен был атаковать «Рюрик», но не пришел. Произошел взрыв мотора в тот момент, когда он находился близ северной цепи фортов и позже был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров. К этому времени внутренняя охрана опомнилась, форты, батареи и суда открыли беспорядочный огонь. Интересно отметить, что форт Меншиков, построенный для обстрела внутренней гавани на случай бунта, был в состоянии взять наши катера под анфиладный огонь во время прохождения ими ворот.
Катер № 4, проходя через ворота, потерял убитым командира капитан лейтенанта Рида. Второй по старшинству лейтенант Стикл немедленно бросился к штурвалу, овладел управлением и произвел атаку, выпустив две торпеды по «Петропавловску» (обе попали).
Катер № 5 имел своей целью сухой док, но стреляющее приспособление у него было сбито при подходе к воротам, так что ему ничего не оставалось другого, как возвращаться по способности. Он это и сделал, подобрав по дороге беспомощный катер № 3 и отбуксировав его в безопасное место под огнем фортов.
Когда катер № 6 приближался к гавани, он к несчастью столкнулся с возвращавшимся катером № 1. Личный состав обоих катеров был переведен на катер № б, а катер № 1 взорван.
Лейтенант Бремнер, будучи уже тяжело ранен, принял командование катером, командир и два матроса которого были убиты. Катер быстро наполнялся водой, но, несмотря на это и сильный огонь и освещение прожекторами, Бремнер выпустил две торпеды в сторожевой эсминец «Гавриил», стоявший перед входом. К несчастью, обе торпеды прошли мимо.
Это было его второй атакой в эту ночь. Бремнер был ранен не менее 11 раз, но держался хорошо до самого конца, пока не загорелся бак с бензином. Катер пришлось покинуть, и он затонул. Под конец Бремнер был подобран и доставлен на «Гавриил».
Катера, назначенные для атаки сторожевого эсминца, задержались из за того, что пошли более длинной дорогой вокруг фортов. Увидев взрыв, происшедший на катере № 8, и ошибочно приняв его за взрыв торпеды по сторожевому эсминцу (взрыв был точно на этой линии), катер № 7 повернул по направлению к восточной гавани в соответствии с заранее намеченным планом, выпустив торпеды внутрь гавани по эсминцам, обеспечивая этим возможность обратного возвращения катеров.
Катер № 8 атаковал сторожевой эсминец «Гавриил», но в момент произведения атаки он сам находился на мелком месте (глубина 10 футов). Мина взорвалась при ударе о грунт, и катер взлетел на воздух. Сторожевой эсминец выдержал три атаки, несмотря на то, что терпел потери от огня пулеметов наших катеров и аэропланов. Катер № 7, возвращаясь с атаки восточной гавани, сделал попытку подобрать оставшихся в живых из экипажей катеров № 1, и 8, но это оказалось невозможным благодаря тяжелому огню, направленному против него.
Катера вернулись по тому же пути, по которому шли раньше, использовав дымовые завесы для прикрытия отступления. Они были освещены прожекторами и попали под огонь северных фортов. Английские самолеты, снизившись до высоты несколько метров, обстреляли из пулеметов прожекторные установки и их прислугу".
Один из потопленных «Гавриилом» катеров спустя несколько дней подняли. Повреждения «Андрея Первозванного» исправить не удалось из за нехватки средств, в декабре 1923 года его сдали на слом. Старый крейсер «Память Азова» (спущенный на воду еще в 1888 году) вообще не имел никакого боевого значения.
Но за английский налет отечественный флот заплатил немалую цену в Великой Отечественной войне.

 Кронштадская «побудка» произвела огромное впечатление на многих красных командиров. О безобразной охране крейсера «Олег» и Кронштадской гавани они быстро забыли, а вот быстроходные торпедные катера реданного типа вознесли на пьедестал. В результате этого в 30 40 ые годы в СССР по образцу английских катеров построили четыре сотни реданных катеров типа Ш 4 и Г 5, которые очень сильно уступали большим германским торпедным катерам по мореходности, дальности действия, торпедному, и особенно по артиллерийскому вооружению».

Вот так повоевали «братишки» летними белыми ночами 1919 года против английских катерников и лётчиков…

Анализируя эти события, требуется обратить внимание на следующие вопросы:
- очень характерна позиция Англии, которая без всякого объявления войны Советской России развертывает боевые действия против остатков Балтийского флота. В это время, кстати, был разгар гражданской войны, в
которой вполне могли победить и «белые». НИКАКОЙ военной необходимости у Англии топить лучшие боевые корабли своего бывшего союзника НЕ БЫЛО. Конечно же, разрешение «поохотиться» на боевые корабли России с воздуха и моря тогда было для англичан чистым пиратством. По сию пору НИКАКИХ извинений за это, и многочисленные жертвы среди русских моряков, Англия нам не приносила;
- «Бедная, несчастная и очень миролюбивая» Финляндия, которая совсем недавно получила независимость из рук Ленина, тут же отплатила России, со всей широтой своей финской души. Сначала, правда, у финского руководства «вышла промашка ужасная», говоря словами Глеба Жеглова.
«Не на тех поставили» горячие финские парни. В 1918 году им показалось, что победу в Мировой войне одержит кайзеровская Германия. Финляндия, в порыве верноподданичесих чувств, провозгласила у себя монархию, пригласив на престол германского принца Фридриха Карла фон Гессена. А тут в Германии началась революция, непобедимая германская армия начала разваливаться на глазах, и в Компьенском лесу маршал Фош продиктовал немцам условия перемирия.  Военный крах Германии дорого стоил её союзникам: были разделены на части Австро-Венгрия, Османская империя, потеряла часть своей территории даже Болгария. Новоявленным немецким союзникам (Финляндии, и прибалтийским лимитрофам, тоже успевшим пригласить на свои троны германских принцев) эта неполиткорректная «дружба» с немцами могла дОрого обойтись. НО им простили (авансом) все их грехи. В этом сыграла свою роль старая русофобия Англии, главной силы Антанты, да и страх перед мировой революцией, которая ТОГДА вовсе не выглядела фантазией старика Карла Маркса, а была вполне возможным делом.
Авансы надо отрабатывать, вот Финляндия и старалась, предоставляя свои военные базы (построенные русской армией, кстати), в распоряжение новоявленных английских «друзей».  На них англичане размещали свой флот и авиацию и начинают «охоту» за остатками русского флота. Финляндия разрешила базирование английских торпедных катеров не только в относительно дальнем Бьёрке, но даже в Териоках, в 40 км от Питера. (Териоки - это современный Зеленогорск, ближний пригород Петербурга). Именно ОТТУДА английские торпедные катера и осуществляли нападения на Кронштадт.
Спустя 20 лет И.В. Сталин жёстко потребовал от Финляндии переноса границы от Ленинграда за Выборг. Финны лили крокодиловы слёзы и лицемерно удивлялись «на публику», ПОЧЕМУ СССР потребовал этого в условиях начала Второй мировой войны. Никакого секрета в том не было. Сталин слишком хорошо помнил уроки Первой мировой и Гражданских войн. Он прекрасно знал, КАК вела себя Финляндия в эти войны по отношению к России, и не намеревался иметь вражеские базы рядом с Ленинградом;
- Теперь о самих пиратских рейдах англичан на кронштадтские рейды летом 1919 года.
Они не имели бы такого успеха, если-бы не полное разложение боевой службы и дисциплины на Балтийском флоте. Из 13 рейдов английских торпедных катеров (летом, в белые ночи, сопровождаемые соответствующим шумом работы  их двигателей) революционные «братишки» обнаружили лишь ДВА этих похода. И, с грехом пополам, смогли обстрелять (впустую) англичан только ружейно-пулемётным огнём. Видимо использовать в этих целях скорострельные морские орудия у «братишек» мастерства не хватило. Не случайно, что обнаглевшие англичане высаживали своих агентов прямо на острова дельты Невы, т.е. непосредственно на территорию Петрограда. Причём агенты эти, как можно догадаться, занимались отнюдь не раздачей «гуманитарной помощи» голодным питерским детям;
- Ярким свидетельством развала боеспособности Балтфлота было бесславное потопление броненосного крейсера 1-го ранга «Олег» 17 июня 1919 года. Средь бела дня к крейсеру, которого охраняли 2 эсминца и 2 сторожевика, подошёл торпедный катер, выпустил торпеду и безнаказанно ушёл восвояси. Красные военморы открыли после этого беспорядочную пальбу по … подводной лодке, которая им привиделась. После этого было ДВА месяца ежедневных налётов (сначала), а потом (с 1 августа) и бомбардировок Кронштадта и кораблей. Но это никак не повлияло на боеготовность революционных военморов и их отношение к службе. Ровно через 2 месяца после потопления «Олега», в ночь с 17 на 18 августа 1919года группа английских торпедных катеров, базировавшихся на Бьёрке и Териоки, атаковали корабли Балтфлота ПРЯМО в гаванях Кронштадта!!! И первое, что они обнаружили при этом – отсутствие боновых заграждений. Путь к целям был свободен. Наше счастье, что удалось «отделаться» только потоплением древнего «Памяти Азова» и торпедированием двух новейших линкоров. Разгильдяйство, лень и безалаберность «братишек» могли привести и к полному уничтожению остатков флота.

Чтобы не создалось впечатления, что революционный развал коснулся только флота, в следующей главе рассмотрим события, произошедшие в частях русской гвардии и армии после февраля 1917 года.

На снимке: крейсер 1-го ранга "Олег", потопленный англичанами 17 июня 1919года

Продолжение: http://www.proza.ru/2011/02/25/394