Мгновение... из школьной жизни

Джурахон Маматов
  Был солнечный апрельский день. Прозвенел звонок – закончился пятый урок. Школьники ватагой рванулись к выходу. Ну, а мы, старшеклассники, как и положено по статусу, вальяжно и медленно спускались с главного крыльца школы.
И тут мой взгляд упал на поразительно красивую девочку, которая поднималась по ступенькам в школу, направляясь на вторую смену. В голове мигом проскользнула мысль: «До чего же она восхитительна!».
На вид ей было лет тринадцать или четырнадцать, и на фоне ясного апрельского дня и ярких листьев виноградника, свисающих с навеса в школьном дворе, она казалась мне настоящей Феей. Все последующие дни после уроков я искал её взглядом в школьном дворе. Иногда я замечал её сидящей на скамейке, а иногда – играющей в классики, либо просто беззаботно хохотавшей. И так изо дня в день. Это вошло в привычку. Мне нужно было видеть её ежедневно.
Никто из моих одноклассников никогда бы не поверил, что и я, оказывается, мог стать объектом стрел Амура... Я был отъявленным дебоширом, хулиганом и драчуном школы, директор которой начинал волноваться, если меня в этот день не приводили к нему в кабинет для взбучки.
Узнав, что она была всего лишь пятиклассницей, я ужасно расстроился. Я думал: «Почему же так, почему она не постарше, что за несправедливость?..». Тогда, в школьные годы, разница в пять лет была просто трагедией (сейчас даже смешно об этом вспоминать). Я – десятиклассник, а она – пятиклассница! Казалось, что это совсем несопоставимо, и я старался отогнать все мысли о ней, к тому же нужно было готовиться к выпускным экзаменам. После экзаменов я уехал из города поступать в военное училище и поступил.

Недавно я просматривал списки и фотографии учеников нашей школы в интернете, и вдруг в глаза мне бросилась одна из них. Я увеличил фотографию и увидел написанный под ней комментарий. Я хорошо помнил имя и фамилию той девчонки. «Да ведь это она! Она! Точно, она!».
Конечно, она стала уже гораздо старше, но глаза и взгляд той девочки из прекрасного далёка я узнал сразу. Накатила тёплая волна, в памяти ярко всплыл тот далёкий апрельский день, когда я увидел её впервые на школьных ступеньках, смеющуюся, в коричневой юбчонке, в белой кофточке и с пионерским галстуком.
Даже ярче, чем сама явь... Странные особенности имеет память...
Я снова увидел те самые изумрудные листья виноградника, сквозь которые пробивались солнечные лучи. А под виноградником стоял новенький синего цвета «Москвич» физрука Халима Тахировича. Я намеренно не описываю внешность той девчонки. Какого цвета были её глаза, волосы? Зачем? Пусть всё останется так, как есть. Это ведь было лишь мгновение из той далёкой школьной жизни...
Думаю, что в памяти каждого хранятся подобные случаи из далёкого детства. Замечательного детства. И чем старше я становлюсь, тем приятнее в воспоминаниях тот Пяндж, оставшийся далеко позади. Но что такое прошлое? Что такое Время? Что такое Пространство? Разве кто-нибудь может вразумительно объяснить, что это?
Иногда мне кажется, что тот город детства никуда не исчез. Он существует в другом измерении – в измерении, которое называется Памятью. И мы можем туда легко возвращаться. Стоит лишь захотеть…

3 марта 2009