Мне позвонил начальник

Галина Алинина
Мне позвонил домой начальник. Вернее, бывший мой начальник. Я давным-давно работала в другой фирме, настолько давно, что звонок этот был из прошлого, двадцатилетней давности.
Но узнала я его сразу по характерной привычке - постоянно иронизировать.


Он никогда не звонил мне. Только  десять лет  назад, неожиданно для себя,  получила  телеграмму с приглашением на его 60-летний Юбилей с указанием ресторана и времени торжества. По семейным обстоятельствам , на юбилей я не поехала, ограничившись поздравлением, о чём долго горевала, потому, что хотелось встретиться с моими прежними сослуживцами, с которыми  связано было много воспоминаний. Но так уж вышло. И платье, к этому празднику купленное, не  пригодилось.


И вот - звонок. В голосе слышалась знакомая усмешка, а причина была невесёлая:
- Галочка, Вы меня узнали? Извините, что беспокою. У меня небольшая неприятность. Инсульт. Мне хотелось бы, чтобы Вы приехали ко мне.

Я оторопела.
- Где Вы находитесь, Владимир Иванович?
- Дома. Один. Адрес прежний.


Через несколько часов с сумкой  фруктов и другой снеди, по моему разумению, полезных больному, я была у двери его квартиры. Дверь была не заперта.
Владимир Иванович, сильно похудевший, сидел в кресле и знакомо улыбался навстречу.


- Вы, извините, девочка, что я побеспокоил, -  удивительно, он всегда называл меня «девочкой», и вот,  через столько  лет, я вновь услышала это трогательное обращение, - не стоило тревожиться,- указал он на мой пакет с фруктами, - я позвонил по другой причине.



Я хорошо знала когда-то его семью. Ведь мы работали вместе несколько лет. Жена его, Елена
Алексеевна, работала редактором газеты. Две дочери – обе симпатичные, всегда нарядные, учились в то время в Университете.


- Где все ваши, Владимир Иванович?

      
- Значит, Вы, Галочка, не в курсе. Елена Алексеевна моя умерла пять лет тому назад. Дочери теперь в Москве. А я – один. Пенсия у меня ветеранская, приличная. Женщина из социальной  службы мне помогает. Справляемся пока. Второй год пошёл после инсульта. Сейчас лучше. Навещают меня  наши  иногда - Валера,  Гена. Анна Васильевна, изредка, заглядывает.
 
      
«Наши» - это были мои прежние сотрудники. Значит, не забывают. Ребята в то время  учились заочно в институтах, и Владимир Иванович помогал им писать курсовые по истории КПСС и экономике.  Анна Васильевна была одинокой и вредной, мы её побаивались, но вот, оказывается, и она навещает бывшего коллегу в беде.


Владимир Иванович был хорошим  начальником. Сколько помню, он руководил нами как-то весело.
- Что ты носишься с этим проектом, "как коза с градусником"?   
- "Дура - с инициативой, всегда хуже просто  дуры", - ругался он необидно и привычно, когда областная начальница подкидывала  нам внеплановую работу.


И всё-то на свете, он знал. Обладал просто энциклопедическими знаниями. И фазы луны. И религиозные праздники. И состав бывшего Политбюро. И сорта  ягодных кустарников. И сплетни об известных артистах…   Но это всё в прошлом. А сейчас:   
         
-Елена моя несколько лет болела.  Я неотлучно при ней был. Девчонки, как - то, приехали, да - где им за больной ухаживать. Впрочем, им и некогда. Приезжали они, и когда со мной беда случилась, в прошлом году. Давно уже.


- А Вас, дорогая, я  вот  зачем  приехать просил. Как-то, зашёл я года три назад, в районную библиотеку, « Литературку» почитать. А там списывают актом старые журналы за последние десять лет. Трудности у них какие-то с хранением. Готовят к уничтожению. Никак я этого видеть не мог. Елены моей к тому времени не стало. Договорился с заведующей, и привезли мне этих журналов – целый кузов. «Роман-газета», «Юность», « Иностранная литература», «Нева»,  да, много чего. У меня руки задрожали.


И стал я  долгими вечерами, опубликованные в них романы и повести,  переплетать. Получилось сотни полторы книг авторов первоклассных. Чтения на остаток дней своих приготовил. Однако, не пришлось. Читать теперь не могу. Зрение…  Считаю эти книги  настоящим  богатством.  А передать некому.


Вы, девочка моя, знаю, в  книгах  толк понимаете. Помню, классикой больше интересовались. Но   и  в  современной литературе  много интересного найдёте.  Прошу Вас, не откажите, возьмите у меня эти книги. Ведь умру – просто выбросят, или сожгут. А так, я спокоен буду – в надёжные руки отдам. Считайте это моей последней просьбой.


Тронута и смущена я была. Один из шкафов в его комнате был сверху до низа  заполнен тщательно переплетёнными  книгами.    Открыла несколько наугад:  Борис Васильев - « В списках не значился»,  Виктор Астафьев - «Царь-рыба», Виктор Конецкий - « Среди мифов и рифов»…
Это был настоящий дар, который  делал мне человек от всего сердца.


Когда на следующий день я приехала забрать книги, Владимир  Иванович  сказал:
- Спасибо Вам,  дорогая, теперь  я  спокоен. А вот это  Вам  на память, мою любимую, - и  протянул  изящно оформленный  томик  Ираклия  Андроникова.   

 
Через несколько дней  мне позвонила незнакомая женщина, назвалась  работником  социальной  службы  и сообщила, что Владимир Иванович скончался  и, по составленному им заранее списку, где я значусь четвёртым номером  вслед за дочерьми и двоюродным братом, она оповещает всех о его смерти.