На берегу Оки

Николай Зиновьев
               


               

     Стояла летняя полдневная жара. На пляже,  на берегу Оки, было многолюдно. Много людей было и в реке. Кто плавал, кто нырял, кто резвился, детвора брызгалась. Как обычно, часть людей загорала, время от времени подставляя солнцу ту или иную часть своего тела, добиваясь равномерного загара. Кто-то читал, кто-то лениво переворачивал страницы и  рассматривал иллюстрированный журнал, видимо не особенно вникая в содержание текста или изображения. Молодежь без азарта играла в мяч,  из-за жары, с ленцой перебрасывая, его друг другу. 

  Были и студенты; им надо было сосредоточиться и вникать в суть  и содержание своих учебников и лекций. Но это им удавалось с трудом. В такую  жару ничего не хотелось делать, только лежать, лежать и не шевелиться, иногда сходить и  окунуться в воду и опять лежать. Казалось, только на малышню жара не действовала. Они ни на кого и ни на что не обращали внимания.  У них были свои игры и свои занятия. О! Самая безмятежная пора  этого беззаботного племени!

    И вот среди этой жары и ничем не нарушаемой тишины вдруг  со стороны реки раздался крик:
    – Помо-о-ги-и-те! Спа-а-а-си-…! Все мгновенно повернули головы туда, откуда донесся крик и увидели, как женская голова скрылась под водой. Все побросали свои занятия, и все внимание  обратили на реку и постепенно потянулись к берегу и столпились там. Только один молодой человек в очках вскочил и, на ходу снимая очки и засовывая их в карман плавок, побежал к реке и пробежал по ней, пока вода не стала ему по грудь, затем поплыл сильными гребками туда, откуда был крик о помощи. Голова больше не показывалась, видимо, у тонущей иссякли силы, да и течение тянуло вниз.

     Пляжный люд постепенно собрался у того места берега, где бросился в воду  отчаянный спасатель; что-то будет и  интересно же, чем все это кончится. Начались обсуждения и гадания, спасет – не спасет.

    – Хороший пловец, только бы успел.
    – Главное, плывет быстро, значит, должен успеть и  спасти.
    – А справится ли он один? Может быть, еще  кому-то надо плыть на помощь?
     – Что-то  больше нет смелых.

    – Спортсмен, наверное. Плывет уж очень уверенно.
    – Не спортсмен, а герой,  –  тут вступила в разговор девушка в очках.
    Тем временем,  молодой человек доплыл до того места, где в последний раз показывалась женская голова, и нырнул.

     – Теперь, главное, чтобы он не потерял самообладание и схватил  ее за волосы, иначе утопающие хватаются за своих спасателей мертвой хваткой и могут утащить на дно, – сказал седой мужчина со следами ранений на теле, видать: ветеран войны. 

     – Было бы нелепо случиться беде в такой чудесный день, когда все взывает к жизни,     –  подала голос жена ветерана.
     – Ну уж нет! в такую чудесную погоду двум смертям не бывать, оба должны спастись, – это опять девушка в очках.
Видимо, ей очень хотелось, чтобы парень спас эту утопающую женщину  или девушку и непременно оказался героем.

     – Мы все этого хотим, но иногда обстоятельства бывают выше нас. Я прошел всю войну, пришлось форсировать много рек, и видел всякое. Бывало,  тонет один; к нему бросаются спасать двое-трое, тонут все. Конечно, нельзя сравнивать фронтовые условия  (форменная одежда,  при оружии и с боеприпасами и т. д.) и нынешний случай, но...
 
    Он не успел договорить.  Из воды ниже по течению, где нырнул спасатель, показались две головы, спасателя и женская.  Спасатель осмотрелся, повернулся в сторону берега,  перехватил правой рукой пострадавшую так, чтобы её голова не упала  в воду, и уверенными гребками левой руки, поплыл с ношей к берегу.  Судя по тому, как он действовал уверенно, было видно, ни о каком «тащить за волосы» у него и в мыслях не было.

     Все вздохнули с облегчением. Человек будет спасен! Когда он со своей ношей доплыл достаточно близко до берега, в воду бросились, подгоняемые старшими, молодые люди. Уже можно было стать на дно. Спасатель разрешил четверым вынести на берег утопавшую.
 
  Это была девушка  лет двадцати. Толпа окружила их плотным кольцом. Герой дня нашел ровное место, встал на одно колено, второе выставил вперед и велел положить ее животом вниз на свое колено таким образом,  чтобы ее голова оказалась ниже живота и легких. Из ее рта,  носа и  ушей хлынула вода. Когда вода перестала течь, он плавно нажал двумя руками на  ее спину несколько раз, чтобы окончательно вылились остатки воды из легких и из живота.

     – Да-а, повезло девушке,  ангел-хранитель ее не оставил, в нужное время, в нужном месте оказался ее спаситель. Не окажись его, беды не миновать.
     – В жизни, хоть и редко, но такие счастливые случаи бывают. Судьба, значит, у ней такая, ещё не пришло её время.

     Затем, он аккуратно снял ее с колен и положил на спину, зажал ей нос и сделал в рот искусственное дыхание: несколько раз вдох-выдох.  После этого она открыла глаза и сама вздохнула. Спасатель похлопал ее по щекам, чуть погодя они порозовели. Значит, появились признаки  кровообращения. Тогда он спросил:

    – Вы меня слышите? Вы здесь не одна?
    Она слабо кивнула.
    – Да, мы вместе,  –  из задних рядов  глазеющей толпы, возникла подруга.
    – Отлежитесь и домой. В воду сегодня больше ни в коем случае не входить. Обязательно сходите к врачу. И раньше, чем через две недели тоже  купаться не надо. Вам надо отойти от всего этого пережитого страха. Тогда все будет хорошо, – он все это сказал обнадёживающим тоном. Насколько был убедителен, не чувствовал, сам волновался, переживал за  все здесь  происшедшее.

     Она опять слабо кивнула. Обращаясь к подруге, он сказал:
    – А вы ее не оставляйте одну, по крайней мере одну-две
 недели. Пока она полностью не оправится от всего этого пережитого страха и ужаса .
    – Только так и будет.

    –  Товарищи, можно разойтись! Спасибо вам всем.
    –  Нам-то за что спасибо? Это вы спасли человека. Вот вам и спасибо!

 Толпа постепенно растаяла. Все занялись своими делами. Купаться уже почему-то никому не хотелось.  Парень пошел к тому месту, где лежали его вещи.
     –А вы все-таки  герой, –  это подошла девушка в очках. – Про героев пишут в книгах, их показывают в кино. А вот в жизни видеть не приходилось. Теперь увидела. От всей души спасибо вам. Буду рассказывать о вас, живом герое, своим детям и внукам, если когда-нибудь они у меня будут и своим ученикам, которые у меня обязательно будут.   

     – Что вы, что вы, милая девушка. Какой из меня герой?  На моем месте так поступил бы каждый.
     – Так-таки каждый. Вон они стоят,  сколько их, красавцев  спортивного покроя, и ни один из них не кинулся спасать человека. Какое поразительное равнодушие,  малодушие, бездушие или трусость! Я возмущена этим равнодушием, но восхищаюсь вами.

      – Не надо судить так строго. Они подумали, если один спешит на помощь, другие могут только помешать. Такова психология. Поэтому и не стали мешать. Главное, все закончилось благополучно. Вы, наверное, студентка пединститута и изучаете психологию. У такой красивой девушки обязательно будут дети и внуки, и ученики - отличники.
Парень, между тем, оделся, собрал свои книги в сумку.

     – Хотел позаниматься,  но не получилось, жара невыносимая, придется вечером, когда жара хоть чуть-чуть спадет.
     – Да, вы угадали.  Учусь в местном пединституте, изучаем Психологию обязательно. Но не всё можно объяснить только психологией. Я горжусь вами.

    Видя, что парень одевается и собирается уходить, ветеран войны поспешил к ним. Вместе с ним подошли еще несколько человек, которые   где-то    в   глубине   души   осознавали,   что у них   на  глазах произошло нечто такое, что невозможно объяснить словами,  но переворачивает сознание человека. Им захотелось побыть рядом с этим парнем.

    – Молодой человек,  вы – настоящий герой. Вы спасли человека! Вдумайтесь, товарищи! Ещё чуть-чуть и победила бы Смерть. Она ходила среди нас. Выбрала молодую и красивую. Ей ещё жить и жить! Вот ведь, какая мудрость. Если ты не победишь – победит твой враг! Если ты не побежишь – побежит твой враг! - заговорил ветеран стихами, обращаясь к окружающим. Обращаясь к студенту он сказал:

     – Победили – вы! Не дали совершиться несправедливости! Понимаете, я прожил подольше и видел побольше,  пришел к такому выводу: герой это человек, который в нужное время оказывается в нужном месте и делает то дело, которое очень многим не по уму и не под силу, – в возвышенном тоне начал говорить ветеран.

        – И вы о том же. Ну, какой я герой? Обыкновенный студент.
        –  После армии поступили в институт? Чувствуется крепость и хватка, плаваете хорошо. Все ваши действия были, как у опытного спасателя. Наверное, где-то обучался? – допытывался ветеран, казалось, он хотел высказать всё, что у него накопилось в душе за время этого происшествия. – Вы как нельзя лучше подтверждаете мой жизненный вывод.

  Сколько сегодня на пляже людей молодых и физически сильных и только вы один решились на поступок, добавлю –  героический. Вы сами пока не сможете осознать значения, содеянного вами. Это, поверьте мне – поступок,  мало кто, только духовно сильный, на такое способен.
       – Да, пришлось три года исполнять воинский долг. Плавать никто не учил. Самоучка. Недалеко от дома был пруд. Купался до посинения. Никого и никогда я не спасал. А  правила действий при спасении утопающего висят на каждом пляже. Они не сложные. Один раз прочитаешь, и легко запоминаешь.

        – Вы собираетесь уходить?
        – Да, завтра у меня зачёт, а послезавтра экзамен, надо подготовиться. До свидания!
        – Разрешите, пожму вашу руку, –  это ветеран.  – Она, верю, совершит еще много добрых дел. Вы спасли человека!

       Молодой человек первой пожал руку девушке, потом ветерану и всем остальным и решительно зашагал. Вслед за собой он слышал голоса: «Это он спас девушку», «Он спас человека». И про себя повторил: «я спас человека».
           2007г.                *   *   *