Брат! Ты же мой брат!

Ром Таров
В Средней Азии общепринято обращение к старшему мужчине «ака», что в переводе на русский означает «брат». Русские обращения: товарищ  друг, молодой человек, господин, мужчина - здесь не входу. Сегодня я впервые задумался над значением слова «брат». Почему? Наверное, потому, что сегодня день рождения моего старшего брата-погодка. Это обращение более тепло чувствуется, чем все остальные. Правда последние годы оно немного отдает криминалом. Почему-то преступные элементы, и около них пребывающие, взяли за правило называть друг друга именно этим словом. Лично для меня оно вызывает чувство защищенности, теплоты и покоя. Откуда идет? Возможно, из детства. В детстве и юности со мной всегда рядом был брат, готовый в любую минуту встать на мою защиту. Правда, я не припомню ни одного конкретного случая, когда его вмешательство понадобилось, но само то, что у меня есть и он рядом делало меня уверенным, даже очень,… до наглости.
И вообще, брат это от всевышнего! Мы его не выбираем и не просим, он появляется до нас. Мы можем сами выбрать жену, можем иметь или не иметь детей. А родителей, сестер и братьев нам дает всевышний, хотим мы того, или не хотим. С этим надо жить и радоваться доброй воле всевышнего, подарившему нам такое счастье. А у кого-то бывает и несчастье, братья бывают разные. Сколько таких историй мне пришлось в жизни увидеть и услышать. Если несчастье вам послано в виде плохого брата, значит это тоже испытание и его надо пройти.
Мне безумно повезло, у меня хороший брат.
Воспоминания детства, почему-то, всегда начинаются у меня с одного зимнего дня. Мы с братом играем на горке с санками. Я смотрю на него, как он лихо катится вниз, и у меня захватывает дух, страшно, и все равно хочется тоже съехать. На головах у нас странные шапки, по форме как шлем летчика, только из серого каракуля. Я никогда ни у кого в жизни больше таких шапок не видел. До сих пор не знаю мальчиковые эти шапки, или девчачьи. И где только их наши родители достали? Именно они застряли в моей памяти.
Помню, как  в шесть лет собирались убежать воевать на Кубу, даже долго готовились: одежда, провиант и прочее. Больше готовился мой брат с друзьями, а я прилипал к ним нежелательным балластом. Почему не состоялся наш побег, не помню, но он сорвался.
А еще, помню, брат с другом принес какую-то большую и толстую книгу в синем потертом коленкоре. Они мне тайком сказали, что это бенгальский словарь, и они решили изучить язык и поехать в Бенгалию охотиться на тигров. Я опять «упал на хвост» и со скандалом потребовал учить меня тоже. Удивительно быстро они согласились. Первое приветствие я изучал несколько дней: «Сикру ракду». Брат требовал, чтобы я это повторял скороговоркой, мол, так быстрее запомнится. На третий день мама услышала мою скороговорку и говорит: «Ты что это, сынок, себя обзываешь?» Я ответил, что не обзываю себя, а учу иностранный язык. Она посоветовала прислушаться к своим словам. И тут только я услышал, что повторяя скороговоркой это приветствие, фактически произношу многократно: «Русик дурак». Меня в детстве в своем кругу называли Русиком. Представляете мое состояние, мой брат, моя защита и опора, которому я верил безоговорочно, так подло меня разыграл. Но обижался я недолго, понял, что действительно дурак, что так верил всему безоглядно.
Когда мне было лет десять, брат с друзьями устроил мне поединок с… девчонкой. По соседству с нами жила  рыжая здоровенная отчаянная дивчина немного старше меня. Семья ее была не благополучной, старший брат и отец были осуждены. Не помню почему, но мне предложили выйти с ней «один на один». Я пытался отказаться, мол, с девчонкой драться стыдно, но меня начали обвинять в трусости. Бой случился короткий и, для меня, позорный. Я оказался на земле в пыли в порванной рубашке и с разбитым носом. Был момент, когда «рыжая» бесповоротно меня забивала, и можно было остановить бой ввиду явного преимущества, но брат этого не сделал. Возможно, он хотел, чтобы я выиграл вопреки всему.
Потом мы выросли. Оба закончили военные училища, стали кадровыми офицерами. В одно время как-то так получилось, что отпуска у нас не совпадали, и мы не виделись несколько лет. Он служил командиром конвойной части в Норильске, а я в Средней Азии. И вот решился я слетать к нему во время отпуска, тем более, что проезд в отпуск и обратно для офицеров в СССР был бесплатным. До Красноярска долетел быстро, а там…
Кто помнит советское время и знаменитые полеты на «Большую землю» из Норильска. Город в четверть миллиона жителей и два самолета в день, один на Москву, второй на Красноярск. Каждый берет на борт до 100 пассажиров и все. Другого транспорта нет. Люди в живой очереди ждут месяц, живут прямо в аэропорту. Взятку давать бессмысленно, у норильчан такие зарплаты в месяц, что мне не платят в год.
Узнал у знакомых, что брат на днях прилетит из Норильска в Красноярск на совещание, уточнил, где обычно он останавливался, и поехал в ту гостиницу. Только зашел в парадное, смахнул с себя снег и вижу: по парадной лестнице спускается молодой майор немного «под шафе». Это оказался мой брат, мне неправильно сказали дату его приезда. Остаток ночи мы провели очень бурно, а наутро меня заковали в наручники и на спец. машине привезли прямо на борт самолета. Так как в Норильск и обратно, кроме самолета, не было другого транспорта, заключенных тоже перевозили самолетом, разумеется, без очереди. Для них МВД бронировало места в самолетах до Москвы и Красноярска в обоих направлениях, ведь в Норильске находилась зона с особым режимом для преступников. По прилету в Норильск меня сняли с борта и автозаком вывезли из аэропорта
Гостил я у брата неделю. Встретился со своим племянником, которому уже было четыре года, а в живую мы увиделись в первый раз. В Норильске я впервые в жизни охотился на дикого оленя. Трофейные рога висят у меня в прихожей до сих пор, а мясо мы с друзьями замариновали армянским коньяком (немногим ранее я летал к другу в Ереван) и зажарили шашлычок в Термезе. Мясо из-за Полярного круга, коньяк с Кавказа, а посиделка на крайнем юге СССР. Такие были времена!!!
В Норильске мне запомнился очень комичный случай. Мы сидели в гостях у одной семьи. Некая очень чопорная дама, супруга какого-то военного чина, все показывала себя везде побывавшей дамой. На столе стояли гранаты, которые я привез в подарок. Одна из женщин спросила, что это такое, и эта всевидевшая дама сказала, что это гранаты, мол, она их очень любила в Азии. Взяла демонстративно гранат откусила его и стала есть как яблоко. Я, еле сдерживая хохот, взял другой плод, разрезал красивой короной и подал первой женщине. Рубиновые ягоды все же лучше есть без горькой кожуры.
А улетел я обратно тем же способом - через автозак. Некоторые авиапассажиры, после Красноярска, попали со мной в следующий самолет и испуганно поглядывали на «освободившегося зэка».
Помню, брат уже уволился в запас и жил в России, а я продолжал службу в Средней Азии. На меня ушло представление  на очередное воинское звание и я жил в ожидании новостей из Москвы. Обычно выписка о присвоение очередного звания приходит в вышестоящий штаб, оттуда извещают офицера, приглашают и торжественно вручают погоны. По закону новые погоны офицер может носить с момента подписания приказа о присвоении звания. Кадровик мой меня недолюбливал, мол, молодой и ранний, поэтому пытался немного потянуть мои документы. Друг моего брата в то время служил в кадрах в Москве. Он уточнил и сообщил брату номер приказа в день подписания, вечером брат поздравил меня. Наутро я собрал своих офицеров, объявил приказ, а вечером мы уже обмыли звание. Недоброжелатели, которые есть в любом большом коллективе, сообщили о моем «самоуправстве» кадровику, он бросился к нашему командованию, и нажаловался. Командование пригласило меня на разборки. И я в новых погонах подполковника прибываю на ковер. Мудрый командир не принял меня сразу, предварительно сам соединился с Москвой, уточнил, что приказ реально прошел. Только после этого он принял меня, поздравил от всей души. Вечером мы опять обмыли мои звездочки, но уже с командованием. Кадровик потом долго говорил всем о том, что у меня «мохнатая лапа в Москве». Ее не было, просто у меня есть брат.
Сегодня у него день рождения, но теперь он живет не со мной. Ташкент и Тольятти, оба города на букву «Т», но как же далеко они друг от друга. Мы даже граждане разных стран. Со стороны я выгляжу здоровым, веселым и беззаботным, успешным главой семейства, окруженным женой, детьми и внучками. Но почему так трудно сделать то, что хочется сделать сейчас больше всего, что было доступно в детстве? Прижаться к брату, обнять его крепко крепко, поцеловать в щеку.
Опять почувствовать тепло, уверенность и…защищенность…
Вот этого сегодня не хватает больше всего.
Красивый стол, хорошая компания, замечательные тосты, все это будет у нас, но не вместе. Мы вышли из одного живота, но по жизни прошли раздельно. Жизнь очень сложная штука, брат.
Спасибо всевышнему тысячу раз, что у меня есть брат!!!
Брат!…Ты же мой брат!