8. 1982 г. Керчь. Любить сильнее возможного, 19

Виталий Альбертович Иванов
8.1982 г. Гомель-Керчь. Любить сильнее возможного, 19
------------------------------------------------------

1.08.82
Леночка!
Какая ты молодчина! Это была чудесная неожиданность. Проснуться и услышать твой родной голос! Спасибо тебе, моё сокровище. Это было очень вовремя. Ведь я уже начал  серьёзно волноваться – неделю нет твоих писем. И как здорово: ты мне звонила целых пять раз. Это не просто так. Значит, любишь, помнишь, скучаешь. Я потом пол дня боялся отойти от телефона. Ничего, что сломался автомат, самое главное – я успел услышать и понять, что ты хотела сказать мне. Ты не представляешь, как мне всё это дорого. Встать так рано, в воскресенье, ехать так далеко, специально, чтоб позвонить мне. И ещё ведь у тебя совсем нет денег!
Спасибо тебе, родная моя! О самом главном мы успели поговорить. Остальное – детали, обо всём напишу тебе, расскажу при встрече, которая скоро. Уже август!
Всё-таки мне очень хочется встретиться с тобой в Керчи. Один никуда дальше не поеду! Ты ещё потеряешься, что-нибудь перепутаешь. Мало ли что может случиться. Приеду, заберу тебя и увезу!
Там же всё рядом. Я уже давно внимательно изучаю карты, расспрашиваю знакомых. Там ходят электрички, на которые всегда можно взять билеты, ходят автобусы. В самом крайнем случае можно поехать автостопом, договориться с проводником. Короче, доберёмся!
Из Гомеля хочу выехать числа 14-го. Если не удастся взять билеты, поеду тем же автостопом. Хочу приехать к тебе 15-го – 16-го – 17-го, как выйдет. Один-два дня как-нибудь переночую, хоть на вокзале, если у вас такие суровые порядки. Неужели, ничего не придумаем? Не может быть.
Ты заранее, точно договаривайся увольняться из экспедиции 16-го – 17-го. Оформляй и заканчивай все дела. Встречай меня в Керчи. Если не сможешь, я найду тебя!
План у меня такой. Едем в Пицунду. Там самое лучшее море на всём Кавказском побережье. Добираться нужно до Гагр поездом или электричкой (электричками, автобусами). От железнодорожной станции Гагры идёт автобус прямо до места. Кирилл мне всё объяснил, у меня есть подробный план местности. Они ездят туда уже несколько лет с палаткой. Там рядом лагерь МГУ и ещё нескольких институтов. Состав – москвичи и ленинградцы – в основном. Грузины туда не суются. Палатку ставят между 2-м и 3-м ущельями, прямо на берегу. От Пицунды идти минут 40. Очень красивое, хорошее место. Магазин, две шашлычные рядом. Палатки дикарей стоят в куче, если надо уйти, предупреждаешь соседей. Да и что у нас брать? Деньги можно носить с собой. По опыту прошлых лет питаться и даже брать вино можно в 50 % бесплатно. Я всё знаю. В прошлом году они даже палатку не ставили – ночи тёплые, спали в спальниках.
Есть, в принципе, ещё вариант поехать под Туапсе в Южный лагерь от ЛПИ. Там, когда мы ездили с Воронцовым, можно  было довольно легко снять комнату в посёлке. Но это не так романтично, и неизвестно ещё, как у нас будет с деньгами.
Кстати, о них. Завтра – понедельник. Начинаю развивать бурную деятельность. Начну с Валеры Каминского. Верю в успех. Хочу занять рублей 100. Мне пришлют 7-го получку и 22-го аванс – ещё 130 рублей. Возможно, удастся что-нибудь заработать в Гомеле, если будет много грибов и место, куда их можно сдавать.
Пока всё, дружище.
До свидания. Люблю тебя, целую.
Ещё раз спасибо за звонок.
Жду письма.
Твой Виталька

P.S. Бери всё же на всякий случай на 17-е августа билет до Гагр. Если что мы всегда сможем его сдать.
=================================

3.08.82
На конверте обратный адрес Наташи Левитской, написано её рукой

Лена
Не трепли мне нервы. Немедленно вышли телеграмму, приезжать мне или нет. Нахожу только одно объяснение отсутствию писем – крохотным остатком совести. Тяжело изменять и писать одновременно письма мужу. Да?
Лето ты мне уже всё испортила. Спасибо. Учти, что каждый день без твоего письма обходится минимум в 5 рублей отпускных денег. Ещё немного и кроме отсутствия желания будет и отсутствие возможности ехать на юг. Не могу не пить.
Твоё нежелание, чтобы я приехал в Керчь, объясняется только тем, что ты боишься, что я узнаю правду. В каких ты отношениях с Андреем?
Писать больше не буду.
Какая ты всё-таки дрянь!
Я тебе по 2, даже по 3 письма писал каждый день.
Не целую.
Не хочу делить тебя с кем-то.

P.S. Попросил знакомого подписать конверт, т.к., кажется, мои письма тебе не передают или ты их не читаешь. (Их было штук 20 – 25. Хороших!)
Высылаю 20 рублей. Покупай 2 билета до Гагр или, если таких нет, до Новороссийска или Краснодара. Оттуда ходят автобусы.
Хотя не понимаю, почему ты не могла, получив билет, сразу же его продать. Или Панкратов совсем тебя запутал?
PP.S. Свой билет до Ленинграда продавай с рук, а не в кассу возврата с условием, чтобы в Ленинграде этот билет прислали на мой (твой) адрес по почте или позвонили – моя мать подъедет. У проводника взять билет всегда можно обратно. Желающих поехать на таком условии, думаю, будет больше, чем достаточно.
На всякий случай, я здесь всё же с кем-нибудь договорюсь.

Извини, если я не прав. Пойми, мне плохо.
Твой муж

Как я не хотел тебя отпускать! Это было безумием.
Если ты не напишешь мне, хочешь ты или нет, чтобы я приехал, чем ты там занималась и почему не писала (без отговорок!), я никуда не поеду. Зачем?
Получила ли ты мой первый перевод на 20 р?
=================================

3.08.82
Здравствуй Лена!
Вчера взял палатку. Тебе понравится. Это – сюрприз!
Сегодня позвонил Потоцкий из Ростова. Он там в командировке, задерживается. Приедет только 6-го. Так что билеты придётся сдать и покупать новые на 7-е.
Я тебе обещал рассказать, как я провожу время.
В среду на той неделе заезжал к Кисаржевской. У неё уже совсем большой мальчишка, крупный, здоровый. Тебе от неё большой привет. Посидели, поговорили, распили бутылочку. Она уже грудью не кормит.
В четверг вечером, асов в 9 позвонил Шел, предложил зайти в «Спутник» (гостиница). В баре выпили по 50 коньячку, но обстановка не понравилась – одни негры, арабы да наши русские б.
Взяли такси, поехали в «Ровесник». Добрались к 11-ти часам. Взяли там вина и поехали на Петропавловку, на пляж. Какой там замечательный вид открывается на стрелку Васильевского острова, Эрмитаж, Адмиралтейство. Провожали солнце. А когда оно село, включилась подсветка. Представляешь, какая красота!
Мы с тобой обязательно туда съездим.
Затем Шел убалтал меня ехать к нему пить шампанское. Было уже 2 часа ночи. Поехали, конечно, - опять мотор. Вечер прошёл замечательно: интересный разговор, хорошее вино не на грязной лестнице.
В пятницу, если ты помнишь, меня вызывали в Военкомат. Так вот: вклеили мобилизационное предписание и пока отпустили.
Вечером опять позвонил Шел, заехал за мной на такси, погнали в «Кронверк». Взяли по коктейлю. Они там отличные, правда, и очень дорогие. Попили на палубе. Немножко. Потом решили рвануть в «Спутник».
В ресторан пройти удалось довольно легко – рубль швейцару. Столики свободные были. Взяли шампанского, холодной закуски. Шел, конечно, сразу же помчался танцевать, а я с интересом наблюдал окружающие лица.
Кстати, оказались и знакомые – с одним парнем мы вместе учились в ЛПИ. По этому случаю пришлось взять водки.
Представляю, как ты уже злишься!
Честное слово, малыш, за эти  дня я ни разу даже ни с кем не танцевал. Да и развлечения все шли за счёт Шелла. Он тут случайно выиграл 150 рублей в покер – советская интеллигенция гуляет.
Сегодня звонил опять – приглашает.
А тогда я вернулся домой не поздно – в начале первого.
На следующий день, в субботу, мы договорились с Воронцовым и моей  мамой поехать за черникой. И поехали в ромашки. Мы с мамой набрали 6 литров, Серёга литра 4. Мама уже сделала чернику с сахаром – вкусно!
В воскресенье сидел дома, вечером сходил в кино на узбекский фильм – первый раз пошёл, и сразу так повезло! «Золотое руно» - детектив, смотреть можно, а можно и не смотреть. Потом писал тебе письмо – очень много, в отличие от тебя, трачу на это время.
В понедельник заезжал к Валерке – занял у него немного денег. На Кавказ нам с тобой хватит.
Ну, всё рабочий день закончился. Спешу по делам.
Уже 9 дней от тебя ни одного письма. Надеюсь на то, которое ты обещала написать в воскресенье.
Целую. Люблю.
Не сердись. Конечно, я злюсь. Будь человеком, пиши!
Твой Виталька

Чем ты там занимаешься? Как работа? Раскопали чего-нибудь?
=================================

3.08.82
Здравствуй Ленка!
Меня не покидает чувство, что что-то случилось. Не может быть, чтобы 10 дней просто так ты не писала мне писем.
Хорошо тебе там? Весело? Что за народ? Подружилась ты с кем-нибудь из девчонок или ребят? Чем занимаешься? Часто ли думаешь обо мне, Сашке и как?
Всего два раза, когда мы расставались, ты не писала мне так долго письма. И первый раз – когда познакомилась с Панкратовым.
Мне очень одиноко и грустно. Я, как всегда, не соображаю всё сразу, но мне давно уже интуитивно очень плохо. Я мучаюсь, не нахожу себе места. Видишь, сегодня я пишу уже третье письмо. Надо мной или тобой у вас, наверное, смеются.
Я же знаю, что ты звонила мне не просто так. Что мучило тебя? Так мы и не успели друг другу ничего сказать. Ты опять стоишь перед выбором? Гони всех прочь, ничего роднее тебя, меня и Сашки у нас никогда не будет.
Как ты живёшь там? Всё в той же большой палатке? Подселили к вам кого-нибудь, и сколько вас теперь? Что за работа? Ты же ни о чём не пишешь. А мне всё, всё о тебе интересно. Пропололи вы свои грядки?
Понимаешь, если вначале я думал, что ты не пишешь мне, потому что обиделась, не получая мои письма, то теперь тебе уже нет никакого оправдания. Мне же они нужны очень. Мне так не хватает любви! Ленка! В Ленинграде лето. Столько красивых девчонок. И столько возможностей было познакомиться. И круг знакомых и друзей опять расширился. Но я думаю только о тебе. Понимаешь?
А сил-то, сил-то сколько! И девать их некуда. Я так сроднился с тобой.
Не знаю. Могу смотреть на других девушек, радоваться их красоте, но быть вместе хочу только с тобой. Что тут сделаешь?
Вот сегодня опять Шел вытащил меня сначала в «Кронверк», потом в «Ровесник». Не могу! Он танцует, а я сижу, как дурак, за столиком и думаю о тебе. Что-то ты сейчас делаешь?
Понимаешь, Ленка, я чувствую, что у меня наступает критический ммент. Или у нас с тобой всё будет действительно хорошо (не хватает любви, понимания, страсти, трезвости, плохо всё) или я опять сорвусь во все тяжкие. Только в этот раз уже не во сне и не в своём поэтическом, шизофреническом мирке, а в этой реальной до пошлости жизни. Все женщины, деньги, удовольствия будут наши. Это страшно, Ленка! Я чувствую в себе силы на всё. А эт ведь стоит только – потери своего лучшего «я». Продать душу чёрту.
Я сам во всём виноват. Нельзя прятать лучшее, что в тебе есть. Лучше быть подлецом, чем обывателем или самоуглублённым романтиком. Я трус, наверное. Я всегда боялся реальной жизни, точнее, не её, а борьбы за своё восприятие её. Я всегда знал, что кроме собственного осознания себя личностью, естественно, существует и восприятие тебя окружающими. И плевать мне на них было. Вот это-то и привело меня в Скворцово-Степаново. По-другому это называется равнодушием.
Что ж, подходя потихоньку к тридцати годам, поневоле задумываешься. Жизнь-то одна. И одному жить всё же скучно, нельзя жить одному.
Я очень виноват перед тобой. Но сейчас, если уже не поздно, я хочу, чтоб ты знала и поверила мне: нет для меня ничего тебя дороже. Я не сразу перестроюсь, не сразу стану другим, но я хочу жить, жить в этой реальной жизни, вместе с тобой, Сашкой и теми, кто у нас ещё появится.
Попробуй воспринять это не как бред.
Конечно, всё это звучит странно. Что сделаешь, я же поэт, всё-таки. Какой ни на есть.
Темно уже, совсем темно. Пишу почти вслепую, на одном из наших памятных мест.
От Шелла я сбежал. Он пьян вдребезги. Таким я его уже застал и давно не видел. Он был у Коли Закржевского.
Не думай, что я много пью. Я пью сейчас мало. Просто одному оставаться тяжело.
Совсем немного уже осталось до встречи. Продержись ещё немножко, малыш, пожалуйста. Мы встретимся, и всё станет ясно. Как ты писала в последнем письме, я очень надеюсь на благополучную встречу. На счастливую встречу! Давай попробуем быть самими собой – вместе, вдвоём, навсегда!
Помни, я люблю тебя больше всего на свете.
Твой Виталька

Купил фонарик. Нам будет светло.
Тебя никто не обижает? Как Панкратов?
Не делай глупостей, малыш. Прошу тебя.
Я тебя люблю!
Люблю! Люблю!
Совсем темно. Мне так не хочется уходить от тебя – сейчас, я имею в виду. Когда я пишу тебе, мне кажется, я с тобой разговариваю.
Ещё две недели! Жди меня! Пиши! Пиши!
=================================

4.08.82
Качаются тонкие ветки,
Свои сочиняют слова,
И свет, золотистый и редкий
Едва пропускает листва.

Колеблются лёгкие тени.
И кажется в гуще лесной,
Что маленький солнечный гений
С зелёной играет листвой.

Я люблю тебя!
=================================

8.08.82
Привет!
Ну, как в Гомеле? Мокро? А грибы? У нас была страшная неделя – проливные дожди, ураган: в кухне по колено воды, срывало палатки, ручьи и реки по всему лагерю. Вечером, в конце недели, когда вылезло, наконец, солнышко, - послали машину за водкой в профилактических целях, т.к. в экспедиции не было ни одной сухой нитки. Сейчас же стало лучше – и согревались всю ночь.
До сих пор больше, чем по пол дня не работаем – хоть раз в день, да льёт какая-то гадость. Море холодное, заставляем себя купаться из соображений гигиены. Но, слава богу, это не Ленинград, всё же тепло, холод только по утрам, но с 6-ти на работу, так что помёрзнуть никто не успевает, с лопатой не холодно.
Так что ты уж не обижайся на отсутствие писем.
Питание выдавали холодным пайком. Всё это, конечно, весело, но я с трудом представляю, что мы-то с тобой на Кавказе будем делать, если так будет продолжаться.
Телеграфируй, когда приезжаешь – уж встречу! Раньше 17-го по-прежнему не рекомендую – я ещё буду не свободна, а одному тут абсолютно нечего делать, особенно в плохую погоду.
Керчи, как таковой, нет. Вся она после войны отстроена заново, отдельные районы новостроек, причём разбросаны друг от друга на пол часа езды полями, заливами, холмами. Очень странное впечатление. Есть только маленький старый центр – ул. Ленина. Вперёд–назад – 10 минут.
Имея деньги, можно походить по магазинам – очень ничего. Но их, увы, как всегда, нет. А так дешёвые платья - сафари, ситцевые платья, халатики, очень хорошо с обувью, завал купальников. Есть божественные спиртные напитки – рябина на коньяке, Новосветовское шампанское, клубничная наливка и проч. Нашла место, где можно купить сухого (очень хорошего) 2р. литр. Дорого, конечно, но удивительно вкусно. Может быть, возьму немного в дорогу.
Там же можно купить коноплю по сходной цене
Не забыл про билет? Что-то мне твои письма перестали нравиться – откуда-то пошловатый тон появился. Холодок. У тебя этого никогда не было. Что случилось?

У меня, возможно, будет билет, но один. Закажет экспедиция, но 2-то никак. Как быть? Брать один или не брать ничего, пока сама я ничего не узнавала – в город было не выехать. Прямого транспорта в Гагры, вроде бы, нет. На днях разузнаю.
Видели уже много раз дельфинов – рядом с берегом. Купаемся вместе, но как только кто-нибудь хочет их догнать – машут ручкой и уплывают метров на 5.
Сообщи подробно день, время, поезд, вагон (если поедешь в Керчь) – может, будет машина, и меня подвезут. Если поедешь в Гагры прямо – напиши ещё подробнее место встречи и время.
Маме я ещё не писала, что задерживаюсь ещё на пару недель – интересно, как она это воспримет.
Вообще, о Ленинграде думать не хочется, хочу жить на воле.
Не печалься, малыш, всё будет замечательно.
Привет Серёже. Подсушил бы ты чуть-чуть грибов нам на обеды? Идёт?
Всё, Виташка, до скорой встречи, постарайся, пожалуйста, ничего не перепутать, не разъехаться со мной, не потеряться и не потерять, рассчитываю на твою рассудительность.
Напишу ещё, обязательно, ходи на Главпочтамп!
Не забывай. Жду от тебя подробнейшей информации.
Целую, Виталька. Скучаю, жду встречи.
=================================

8.08.82
Здравствуй, Лена!
Пишу из Гомеля. Приехал сегодня. В последний день получил всё же твоё письмо.
Уже купил билет до Керчи. Поезд отходит 15-го в 20.00. Ехать придётся с пересадкой – до Джанкоя, а там компостировать билет. Во сколько поезд идёт из Джанкоя, не знаю.
В Гомеле один. Потоцкий задержался в командировке. Приедет 10-го - 11 го. Прислал мне адрес родственников телеграммой. Думаю, остановиться пока, до его приезда в гостинице. У родственников неудобно.
Покупай 2 билета на Краснодар на 17-е вечер или 18-е (не знаю, когда точно буду).
Есть предложение поехать в Южный лагерь от ЛПИ. Там, говорят, можно снять комнату. Туда же подъедет Скворцов Виталик и, возможно, ещё знакомые. На всякий случай, у меня с собой палатка, надувной матрац.
Прибытие отпразднуем у дяди Вани.
Где мы с тобой встретимся, в Керчи? Срочно телеграммой шли координаты.
Я могу послать телеграмму из Джанкоя. Но там же ехать до Керчи совсем недолго. Когда ты будешь на вокзале? 17-го, я надеюсь, ты приедешь уже со всеми вещами. У нас не так много времени. Скорее всего, я приеду 16-го вечером или в ночь с 16-го на 17-е. Встречай, если сможешь. Очень хочу тебя видеть.
Виталик
Пиши пока на Главпочтамп.
=================================

10.08.82
Виталька, родной мой, спасибо тебе, уже два дня по два чудных письма, мне все завидуют чёрной завистью. Но теперь-то ты понял, что оставаться всегда труднее, чем уезжать, и писать легче, оставаясь.
Хочу скорее увидеть тебя, очень скучаю, но, пожалуйста, не требуй от меня писем – отписываться мне не хочется, а хорошее большое письмо я вряд ли сейчас напишу.
Где ты сейчас: Был ли у Сашки ещё? Жду телеграмму. Только подробно – время и место. Если в Керчи, то, вероятно, встречу поезд – если не ночной. Если ночью – встречу утром  у касс на вокзале – первым автобусом, если не дадут машину.
На все твои письменные вопросы отвечу после встречи. Поверь, нет желания писать – не так всё будет, не интересно, я хочу разговора. Не сердись, ладно?
Спасибо за стихи, милый мой, всё очень вовремя, я люблю твои письма. Не волнуйся, не думай ни о чём, всё хорошо, тревоги твои напрасны, старайся мне верить. Всё будет хорошо.
Пишу лёжа – отсюда почерк.
Очень хочу верить тебе и в тебя, и ещё больше, чтобы в себя верил ты сам. Жду ещё писем, до встречи немного – сегодня 8-у или 9-е (понедельник это что?) С 17-го на 18-е поговорим, да? 10 дней!
Кстати, к нам приехали вчера ребята с Кавказа, лазали они там куда-то – дожди там. Вот так.
А фонарик – это здорово, ты молодчина, если ты ещё и свечек достанешь – вообще атас! Мы здесь все только на свечах и живём. Представляешь, как будет здорово – палатка, внутри свечка и мы. Тепло и уютно. Свой дом.
Сегодня уже 10-е – письмо не отправлено – и в лагере и…

=================================

14.08.82
БУДУ ДЖАНКОЕ 16 20 ЧАСОВ ЕДУ БЛИЖАЙШИМ ПОЕЗДОМ ВСТРЕЧАЙ 17 ЧЕТНЫЕ ЧАСЫ У ВОКЗАЛЬНЫХ КАСС ЦЕЛУЮ = ВИТАЛИК=
=================================

14.08.82
ВСТРЕЧАЮ 17 С 6 УТРА ЦЕЛУЮ = ЛЕНА=