Прозрение

Дмитро Худолеев
Эта история произошла где-то в середине зимы. Не помню точно, что я делал тогда, наверное, как всегда, пил. Это времяпрепровождение (весьма приятное временами и весьма противное в общем массиве) изредка прерывалось какими-то идиотскими выходками в духе экстремального отдыха. За ту зиму я трижды ползал по городским развалинам, один раз залез на заброшенную радиовышку. Вдохновителем этих занятий, разумеется, был не я. Генератором этих замечательных идей был Сергей - личность неглупая, но временами добивавшая своими квадратными шутками. Он сам маялся от ничегонеделанься, хотя, как и я, был студентом университета. Только он учился в мехмате, а я - на филологическом. Мы все учились одинаково - то есть никак. Только я сходил с ума самостоятельно, а Сергей - ввиду неумной страсти к непознанному. Правда, его в последнее время стали больше интересовать факториалы и экспоненты, но мысли об экстриме приходили именно к нему.
Так вот, однажды Сергей вновь уговорил совершить очередной марш-бросок на лыжах к затерянному в лесах охотничьему домику. Дорога была нелегкая - тридцать километров в дремучем лесу, где, как говорят, еще водились волки. На электричку мы сели рано утром, я долгое время дремал. Проснулся я не от постоянной болтовни Сергея, а от размеренного голоса случайного попутчика. Голос его забирался мне глубоко в мозг, будоражил воображение, но он не был громким. Я открыл глаза и увидел невысокого человека в черном пальто. На его голове была небольшая шапка того же черного цвета. В руках он держал блокнот и ручку, временами он в ней что-то записывал.
Когда я проснулся, то Сергей разговаривал с ним о ситуации на Ближнем Востоке. Только я зашевелился, как разговор утих сам собой. Я сердито посмотрел на попутчика, но он уткнулся в свой блокнот (видимо, испугался, что я буду его ругать за нарушенный сон). Сергей в этот момент посмотрел на в окно. Мимо заснеженных полей, мимо стогов там мирно вышагивали охотники, двое из них несли забитых зайцев (я заметил это сразу - они их просто волочили по снегу).
- Царь природы, - протянул Сергей.
- Вы то хоть понимаете, что вы сейчас сказали? - внезапно спросил незнакомец.
Сергей смутился. Незнакомец продолжал:
- Наверное, вас волнует, что я пишу в блокноте? Хорошо, я отвечу, и укажу на ту глупость, которую вы только что сказали.
Всем известно, чем началась Библия, про слово и шесть дней, создание Адама и Евы. Но мало кто знает, что из первоначального текста была исключена одна глава. Всего лишь одна глава, но она полностью изменяла все дальнейшее содержание священной книги.
- Впервые слышу, - заметил я.
- Разумеется, эта глава была исключена даже до воссоединения текста Библии. Так вот, я, как историк и археолог, заинтересовался этой легендой, и недавно мне удалось найти обрывок этой главы в раскопках одного древнего дома в пригороде Москвы. По всей видимости, это был дом одного из раскольников. Первых раскольников, а не тех - староверцев. Именно из-за этой главы произошел первый раскол в христианской церкви, о чем в учебниках истории практически не говорится по одной простой причине - почти всех раскольников убили идейные противники. Мне удалось перевести эту главу с древнеславянского, после прочтения я понял, что всю жизнь я прожил зря и, как слепая рыба, бессмысленно метался в реке Времени. С тех пор прошло два года, я постоянно путешествую и пересказываю содержание этой главы случайным слушателям.
«Ну все, попал на религиозного фанатика», - подумал я.
- Глава эта повествует о событиях, развивавшихся параллельно со знаменитым грехопадением человечества и изгнанием из Рая. Создав человека, Бог отдыхал в тени деревьев. Тут к нему подкрался Дьявол. Дьявол, как известно, один из ангелов, имел весьма престранные отношения с Создателем - он мог свободно посещать Эдемский сад, разговаривать с Творцом. Но он все равно оставался Дьяволом, и мысли его были черны. Вот и теперь, рассматривая созданный мир, человека - дитя Бога, он задумал недоброе. В его сердце проникла жгучая зависть, что все это сотворил не он сам, один из могущественных ангелов - первых созданий Бога. Это служило укором слабости силы Сатаны, его низости перед могуществом Бога. И вот он решил отомстить Создателю. «Слушай, - сказал он. - Ты думаешь, что создал человека по своему образу и подобию. Но я скажу тебе, что ты создал не дитя Бога, а мое дитя, мое отображение во плоти». «Как ты смеешь?!» - рассердился Создатель. Если бы он не устал от великого сотворения мира, то, наверняка бы, прогнал Дьявола навсегда из Эдемского сада, или, может быть, уничтожил его раз и навсегда. Но он устал. «Не сердись, но это так. И я могу подтвердить тебе это» - продолжал Дьявол. «Каким образом?» - усмехнулся Бог. «Очень просто - я добьюсь того, что человек разозлит тебя: он совершит поступок, достойный меня. Он нарушит твой запрет, солжет тебе. Но уговор: если я справлюсь, ты изгонишь человека из Рая, проклянешь его и его потомство, перестанешь помогать им, заботиться им, не станешь мешать мне, если я начну повелевать ими. Сойдет?». Бог согласился. Дьявол, довольный, удалился.
На следующий день Адам и Ева, как известно, съели яблоко с Древа познания потому, что Дьявол уговорил их отведать запретный плод. А именно для того, чтобы человек мог стать таким же, как Бог. Человек нарушил запрет, солгал Богу. Он сделал то, что ранее сделал сам Дьявол, когда его сотворил Бог: он покусился на единовластие Бога. Человек был изгнан из Рая, души людей навсегда оказались во власти Сатаны. С тех пор человек только и делал, что грешил: сначала Каин убил родного брата. За ним человек поработил человека, сотворил государство. Одни страны порабощали или уничтожали другие. Войны на планете не прекращались ни на минуту. Кровь и смерть стали постоянным спутником жизни. Но этого мало, поработив себе подобного, человек начал порабощать планету - планету, которая была создана Богом. Природа, как частица божественного творения, не могла существовать вместе с дьявольским созданием. Человек изменял континенты, сравнивал горы, поворачивал реки вспять, осушал моря. Человек стал постоянным укором Богу. Укором, так как показал, что все, что не создавал Бог, то все обращалось против него. Часть ангелов во главе с Сатаной отказались подчиняться Богу, вот и человек оказался не венцом природы, а ее уничтожителем. Самое главное творение оказалось самой главной ошибкой. А так как сила Бога проявлялась в его творениях, Дьявол постоянно чувствовал мучения и страдания Творца за свои просчеты.
На этом глава заканчивалась. Хотя не стоит предавать тексту столь уж большое значение: я и сам не могу сказать вам, на самом ли деле именно эта история, найденная мною на берестяной грамоте, входила когда-то в текст Библии. Главное в другом: человек живет так, как считает нужным, не обращая внимание ни на кого. Он эгоистичен, жесток и кровожаден. А тот, кого люди называют Дьяволом, по сравнению с человеком - страшилка для маленьких детей. На самом деле человек гораздо сильнее, страшнее библейского Ангела Ада. Только мы нечасто замечаем, что живем в мире, где каждый мнит себя Змеем. Но надо лишь присмотреться.
Попутчик закончил. Вскоре он вышел на остановке.
- Прелюбопытный старичок со сбрендившей крышей, - заметил Сергей. - О! Он оставил ручку!
Сергей поднял потерянную незнакомцем ручку и начал вертеть ее в руках. Передо мной сидел Змей, он рассматривал в своих цепких пальцах очередную добычу - трехрублевую пластмассовую ручку. Из его рта высовывался раздвоенный язык и парил в воздухе. Можно было не сомневаться, что свою находку Змей не упустит никогда.