О-си-на

Раев Анатолий Михайлович
Из серии: "Не выдуманные рассказы".


   В свою бытность я жил на Средней Волге. Были мы молоды (я и жена), вот и пришла нам в голову блажь: а что если попробовать колхозной жизни. Для разнообразия.
   Село выбрали небольшое по совету одного из наших знакомых. Предварительно съездили туда для ознакомления. Нам оно понравилось. С переездом тянуть не стали - осенью дочке в школу, в первый класс.
   Вот на ней я и хотел бы сосредоточить ваше внимание.
   В школу она пошла с желанием. Занималась добросовестно. И всё шло хорошо, правда, до тех пор, пока по программе не приступили они к освоению словообразования.
   - Ты бы позанимался с нею, - обратилась как-то ко мне супруга. - Отстаёт наша красавица в учёбе, - не то с иронией, не то с беспокойством поведала. - Вчера с учительницей разговаривала.
   - Что так? - удивился я.
   - Затрудняется она из букв слоги составлять. Ну и, естественно, из слогов составлять слова. Не получается у неё.
   Что же, сказано, сделано. Не откладывая в долгий ящик, я этим же вечером и занялся.
   Дочь с неохотой принесла свой "Букварь". Её удручающий вид говорил о многом. На мой вопрос: "Что сейчас проходите?" - она молча раскрыла книгу и ткнула пальцем. Я оценил степень сложности и успокоился.
   В комнату заглянула жена.
   - Ну что там? - поинтересовалась.
   - Да ничего особенного. Да, дочь, - подбодрил я девочку. - Не успеешь ужин приготовить, как мы закончим.
   Но я поторопился. На первом же слове мы споткнулись. И было это слово: осина. Довольно простое, на мой взгляд.
   Я попросил его прочитать полностью - дочь не смогла.
   - Ну хорошо, давай по буквам осиливать. Это какая буква?
   - О, - ответил ребёнок с надеждой поглядывая на меня.
   - Правильно. Молодец, - похвалил я её. - А эта?
   - С.
   - Хорошо. Эта?
   - И.
   - Так. Эта?
   - Н.
   - Эта?
   - А.
   - Что получилось?
   Дочь молчала.
   - Ну ладно. Давай по новой. Это...
   - О.
   - Эта...
   - С.
   - Эта...
   - И.
   - Эта...
   - Н.
   - Эта...
   - А.
   - Что получилось?
   Дочь снова молчала.
   - Ну ты что? - возмутился я. - Слово не хитрое. Что получилось?
   Дочь надувшись недобро посматривала на меня.
   - Ну что смотришь? Что получилось? - эмоционально потребовал я ответа.
   - Дуб, - еле слышно ответила Наташка.
   - Чего?
   - Дуб.
   - Сама ты дуб. Вот смотри: о, с, и, н, а. Что выходит?
   Дочь потупила взор.
   - Ну, что вышло? Хорошо. Давай по другому. Какая буква?
   - О.
   - Правильно. Эта...
   - С.
   - Так. Эта...
   - И.
   - О, С, И, как прочитать? - Дочь подумала. Ответила.
   - Оси.
   - Вот, - воспрянул я духом. - Эта...
   - Н.
   - Эта...
   - А.
   - Н и А, как соединить?
   - На.
   - Вот видишь. И получилось... какое слово?
   Дочь насупилась.
   - Что получилось? - теряя терпение, потребовал я опять от неё ответа.
   - Ты ругаться будешь.
   - Я что ругаться буду. Называй слово и мы идём дальше. Ну?
   - Дуб.
   Я соскочил с дивана и стал нарезать круги по комнате. Раздражение возникло сильное. Я чувствовал, что педагогический талант мой исчерпал свои возможности. Дальше продолжать у меня не было сил. Я вышел на кухню, закурил.
   - Ну как? - поинтересовалась жена.
   - Как, как... Иди, занимайся сама с этим дубом. Я отказываюсь...

      Прошло уже тридцать лет. Мы иногда вспоминаем этот случай. Смеёмся, конечно.
      - Ну вот трудно тебе было прочитать это слово? - однажды спросил я свою взрослую дочь. - В чём причина была? Неужели в самом деле не могла?
      - Да нет, пап, - ответила. - Я понимала, что это дерево, но ведь дуб тоже дерево, а выговаривается легче. Дуб - и всё! Я не осознавала разницы. Дерево, оно и есть дерево. А как его назвать - не так важно, считала я.