Сахарная церковь и школа

Рагим Мусаев
        САХАРНАЯ ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА

        Первоклассником дед стал в 1931 году в поселке Мордово Центрально-Черноземной области (теперь райцентр в Тамбовской области), где его отец с 8 декабря 1930 года по 1 мая 1932 года работал старшим экономистом планово-экономического бюро Новопокровского сахарного комбината. Производство сахара начал в этих местах граф А.А. Орлов-Давыдов еще в начале XX века. К 1930 году сахарный комбинат считался одним из крупнейших в Центрально-Черноземной области.

        БЫЛА ТАКАЯ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНАЯ ОБЛАСТЬ, КУДА ВХОДИЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ВОРОНЕЖСКАЯ, КУРСКАЯ, ТАМБОВСКАЯ И ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТИ. ПОМНЮ, КАК НАС С МАТЕРЬЮ СО СТАНЦИИ МОРДОВО НОЧЬЮ ЗИМОЙ НА САНЯХ, В КОТОРЫЕ БЫЛО ЗАПРЯЖЕНО ДВЕ ЛОШАДИ, ВЕЗЛИ НА ТЕРРИТОРИЮ ЗАВОДА. КРОМЕ НАС БЫЛИ ЕЩЕ ПРИЕХАВШИЕ, И ПОЭТОМУ САНЕЙ БЫЛО НЕСКОЛЬКО. КАК СЕЙЧАС ПОМНЮ: СВЕТИЛА ЯРКАЯ ЛУНА; ВОЗНИЦЫ ЗАТЕЯЛИ МЕЖДУ СОБОЙ СОРЕВНОВАНИЕ, КТО ПРИЕДЕТ БЫСТРЕЕ, И МЫ ПОНЕСЛИСЬ...

        ТАМ С 1 КЛАССА Я СТАЛ ИЗУЧАТЬ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕНИКОВ БЫЛО НЕМНОГО, И В ОДНОЙ КОМНАТЕ ЗАНИМАЛИСЬ СРАЗУ ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАССЫ. КАЖДЫЙ КЛАСС СИДЕЛ НА СВОЕМ РЯДУ, И УЧИТЕЛЬ СРАЗУ РАБОТАЛ СО ВСЕМИ: ОДНИМ ДАВАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ, ДРУГИМ В ЭТО ВРЕМЯ ОБЪЯСНЯЛ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ, А ИНОГДА РАБОТАЛ СРАЗУ СО ВСЕМИ. УЧИТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЛО, И ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ВЕЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК. ЗВОНКОВ КАК ТАКОВЫХ НЕ БЫЛО. УЧИТЕЛЬ САМ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ ОБЪЯВЛЯЛ ПЕРЕМЕНЫ, И МЫ БЕЖАЛИ НА УЛИЦУ. ПОТОМ НАС ЗВАЛИ ОБРАТНО.

        Местный краевед Юрий Поздняков рассказал, что здание школы, в которой учился дед, заброшено, но сохранилось до сих пор.

        - Юрий, неужели мордовские первоклассники в 1931 году могли изучать немецкий язык?
        - Вполне. Еще в начале ХХ века для работы на нашем сахарном заводе приехали специалисты из Германии. Некоторые обзавелась семьями, их потомки живут в Мордово до сих пор. Скорее всего, учителем Вашего деда стал один из тех самых специалистов.
        - Приглашение иностранцев - дело не дешевое. Оправдали ли себя эти затраты?
        - Род Орловых-Давыдовых, приходившихся дальней родней богородицким графам Бобринским и поэту-партизану Денису Давыдову, был не беден. Да и Новопокровский свеклосахарный завод очень скоро стал приносить графу солидный доход, позволяя не только содержать дома в российских и зарубежных столицах, но и украшать их, к примеру, картинами Рембрандта. На «сахарные» деньги граф финансировал масонскую ложу в Петербурге, в годы Первой мировой войны открывал бесплатные столовые и лазареты, выплачивал пособия нуждающимся семьям солдат, ушедших на войну.
        - Получается, что уровень жизни в Мордово был довольно неплохой?
        - Да. И не только при графе. В предвоенные годы продолжало работать производство, на которое также приглашали знающих специалистов со всей страны. Собственно, так в Мордово оказался Ваш прадед. Специалистам выделяли хорошие квартиры в домах, возведенных еще графом для тех самых иностранцев. Дома, построенные, как и завод, в стиле русский модерн, даже по современным меркам выглядели очень стильно.

        На те же «сахарные» деньги в Мордово возвели и церковь. Как известно, наличие в населенном пункте храма - один из важных показателей благосостояния населения до революции. С большой долей вероятности можно утверждать, что Саморуковы посещали мордовскую церковь Архангела Михаила, до сих пор удивляющую единственным в России фарфоровым иконостасом и своими размерами: одновременно в храме может молиться 5 тысяч человек.

        В 1939 году церковь закрыли и, как водится, решили взорвать. Но приехавшая комиссия взрыв отменила, сославшись на то, что от него может пострадать стоящая рядом школа. Кстати, та самая, в которой учился дед. Благодаря этой близости, церковь дожила до наших дней. В годы войны в церкви разместился госпиталь, а с 1945 года служба возобновилась.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/10/1663