Тот самый Джайсинг

Таня Московцева
 А Раджастан действительно основал царь Джайсинг.
 Узнавая историю  этого штата из уст самого Джайсинга , болтая понемногу с Випин , рассказывая друг другу истории и даже анекдоты, мы остановились в небольшом селении с цветочным базаром. Столько далий с умопомрачительными оттенками я не видела даже в глянцевых журналах. Мы с Випин пили сок (знаменитый фреш), гуляли, а Джайсинг выбирал и покупал цветы для своего сада на свой вкус, почти не спрашивая нашего совета.

 Мужчины не такие уж и «слабые». Он достаточно состоятельный, чтобы его  родные женщины  не работали, а сила его проявляется, я бы сказала,  иногда даже в слишком  нежной снисходительности к родным:
- Представляешь, моя Випин совсем  не хочет заниматься садом, может, ты ее  научишь?
  Однажды я его спросила:
– почему Манси не работает?   Ей уже 25 лет, и  зачем тогда   высшее   образование?
Он ответил просто и спокойно:
 - я хочу ее выдать замуж, но если она найдет работу по душе, пожалуйста, пусть работает, одно другому не мешает.
(Но если у  женщины появляется ребенок, о работе нужно забыть лет на семь. В Индии нет этого уродливого монстра -  дошкольного воспитания, т.е. детских садов. Мать полностью освобождается от материальных забот и посвящает себя только детям.)
 
 Джайсинг рассказывал о  своей поездке в Европу. Из Франции  решил «заглянуть» в Англию, без визы. “Так можно”, - сказал его французский друг.
 Но на границе англичане показали зубки: мол, вам, индийцам, без визы запрещено.
Тогда Джайсинг чуть ли ни трибунно заявил: «Вы жили 200 лет в Индии и мы не требовали никакой визы! Я ненавижу вас».  Что вы думаете, его впустили в Англию!
Конечно, для этого нужно быть и самоуверенным человеком. Не раз он говорил мне, что добрая слава и имя помогают ему во всем, даже если он сделает ошибку или вообще ничего не сделает. А имя есть. Корни его семьи где-то очень далеко. Реальных родственников в глубину на 500 лет знает почти всех!

Перед въездом в Чуру  он вдруг говорит мне:
- Хочешь увидеть моего отца?
-  Да, - и собралась увидеть кладбище, уже зная о смерти его родителей.
 Но вместо этого притормозили у памятника, который воздвигли благодарные горожане его отцу, знаменитому адвокату, соратнику Раджива и Индиры Ганди. Он умер молодым, от рака, в 59 лет.

Джайсинг  стал главой семьи, которая по его скромным подсчетам – в 300 человек. Я сама лично видела, с каким уважением к нему относятся братья, убеленные сединами. Он решает все вопросы своего родового дома -  от женитьбы племянников до строительства жилых комнат для туристов.

Я очень много времени, особенно в первый месяц, проводила с семьей Джайсинга. Какой диапазон! В северном городе Рурки это скромные аскетичные провинциалы с тихо сияющей Сатевити во главе.
В Дели – образованные, урбанизированные, но не американизированные, работающие в различных фирмах, что-то продающие и покупающие, в общем как у нас - зарабатывают деньги и только деньги. (Как сказала одна из его юных племянниц : - Tanya , all  Indians are mad of money! Nothing more. Never believe them… with their soul.)
В Раджастане - доброжелательные, веселые, беспечные, с чувством юмора, очень близким русскому пониманию.

На этот раз я увидела, как встречаются очень близкие родственники. Также! то есть они не кидаются в объятия, не целуются, но на расстоянии как бы обнимают друг друга. Очень тепло и нежно приветствуют, смеются.
Особенно сблизилась я с семьей младшего брата Джайсинга. Как мы общались и проводили время, – это отдельная, трогательная история, и если кому-нибудь будет интересно, я потом расскажу. Трогательная, потому что Рину, жена брата,  буквально рыдала в моих объятьях, когда я через неделю покидала этот гостеприимный дом. А мне, если честно, хотелось там остаться навсегда.
 К русским относятся с огромной симпатией в Индии, и я счастлива, что после общения со мной ее  станет  больше.

Поводом для веселья у нас было все. Например, Джайсинг  говорит:
-Таня, ты сама стираешь, убираешь, работаешь?  Сама моешь посуду, сажаешь, копаешь?
– да, да, да.
 - Ну а ты, Рину, – стираешь, моешь, убираешь?
– нет, нет, нет (были ее ответы).
 -  но почему Таня знает английский а ты кроме Welcome ничего не удосужилась выучить?
Рину, когда отвечала, заразительно смеялась. Зачем ей английский, когда она разговаривает своим сердцем!

Смех смехом, но однажды я решила постирать свои футболки (для этого простой кран в открытом дворике) и наткнулась на Джайсинга. Он так грозно на меня посмотрел, таким тоном запретил это делать, что я беспрекословно отдала все бельишко служанке. Вы скажете деспотизм? Отнюдь.
Когда я через 3 дня объявила, что у меня разгрузочный день, только на овощах и фруктах, он очень вежливо пытался объяснить мне, что это опасно. Но я была уже на своей территории, то есть это касалось лично меня, а не их традиций.