Здравствуй, папа

Альфира Зайнутдинова
               

По улице идут двое. Мужчина невысокого роста с темными волосами держит за руку маленькую девчушку.  У неё такие же темные волосы, заплетенные в две косички, которые весело подпрыгивают при каждом шаге. Девочка  быстро-быстро перебирает на тоненьких ножках, стараясь не отстать от взрослого мужчины. На ней воздушное капроновое платьице с рукавами - фонарик, с рюшами по подолу.  Огромные белые банты в косичках делают её похожей на куклу. Кажется, что с витрины магазина сошла кукла и пошла по улице, голова то и дело вертится по сторонам, а большие черные глаза удивленно оглядывают встречных людей, машины и все вокруг. Люди, глядя на них, невольно улыбаются. Такая красивая картинка: молодой папа с лапочкой – дочкой. Некоторые, не удержавшись, говорят им: « Какая красивая девочка, вся в папу». Мужчина улыбается, с гордостью поглядывает на девочку. А ребенок, кажется, не обращает внимания на их слова.

Однако, придя домой, она тут же подбегает к матери.
- Мамочка, почему все говорят, что я похожа на него? Он не мой папа, у меня есть другой  отец. Мне сказала соседка тетя Маша. А где мой папа?
Женщина с мужчиной переглянулись, не зная, что отвечать малышке. Мужчина тут же взял сигареты и вышел курить. Мать, видя, что дочь ждет ответа немедленно, притянула её к себе, поцеловала:
- Доченька, твой отец далеко, он с нами не живет. Дядя Фарит будет твоим папой. Он тебя любит.

            Этот ответ удовлетворил маленькую Айгуль, ведь своего отца она никогда не видела. Сначала она называла папой своего дедушку. Но ей объяснили, что он муж бабушки и не может быть её папой. Потом вслед за соседскими ребятишками она звала папой соседа дядю Рашита, но почему-то рассердилась мама. Ну, ладно, решила девочка, наконец-то и у меня  будет свой папа. Наверное, теперь никто не будет на неё сердиться.
Она вприпрыжку побежала на улицу, подбежала к соседкам, сидящим на скамеечке, и тут же выпалила:
- Мой папа далеко, он не приедет, а дядя Фарит будет моим папой. Вот!

Женщины замолчали, не зная, что сказать, а девочка уже неслась дальше к подружкам, торопясь поделиться новостью. С тех пор Фарит стал звать её дочкой, а она звала его папой. Разговора на эту тему дома больше не было. Но слова « не твой отец», все - таки,  засели в голове у ребенка. И временами с жестокостью, присущей детям, она их озвучивала.
Айгуль не любила ходить в детский сад, наверное, потому,  что она больше жила в деревне у бабушки с дедушкой на свободе. Режим детского сада ей был непривычен. По утрам она капризничала. Фарит отводил её по утрам в детский сад, как обычно торопился на работу, а Айгуль всю дорогу хныкала, упиралась ногами, вырывала руку. Видя, что все бесполезно, девочка дерзко говорила ему:
- Отпусти мою руку, я с тобой не пойду, ты не мой папа!
В такие минуты лицо у Фарита темнело, он ещё крепче сжимал руку ребенка и, молча,  продолжал путь. А девочка, словно поняв, что перегнула палку,  вдруг замолкала и шла дальше послушно и немного обреченно. В другое время Айгуль не перечила ему, и Фарит всегда с ней терпелив и добр. Когда он приходил с работы навеселе, перебрав со спиртным, Айгуль укладывала его спать, он беспрекословно слушал её.  И когда в семье появился маленький братик, Айгуль не чувствовала себя обделенной. Но те слова, услышанные в детстве от чужих людей, как осколки стекла в сказке о снежной королеве, сидели внутри неё. « Он не мой отец», - эта мысль точила её изнутри. Она росла, уже многое понимала в этой жизни, наблюдала, сравнивала.
Айгуль видела, как подруги садились на колени к папам, обнимали, целовали их. В это время ей тоже хотелось гладить по щеке родного человека, забраться на колени, рассказывать шепотом на ухо свои детские секреты. Но как бы хорошо не относился к ней Фарит, зова крови не чувствовалось ни с одной, ни с другой стороны.
« Где же ты, отец?- спрашивала девочка, глотая слезы, и глядя в темноту длинными ночами. И чем взрослее она становилась, тем чаще задавала она этот вопрос. Когда она спрашивала об этом маму, то видела в её глазах  неутихающую  боль и перестала мучить её. Иногда доставала фотографию отца и думала, почему же он ни разу не захотел увидеть её?  Ведь он жил всего в двух-трех часах езды от них.

Материнское сердце чувствует состояние своего ребенка. И вот однажды мама рассказала, что встретила отца, он расспрашивал о ней, обещал приехать. С тех пор Айгуль начала ждать его с нетерпением. Но шли дни, месяцы, а его все не было…

Когда поженились Фарит и Дина,  девочке было всего четыре года. Самым главным аргументом при выборе спутника жизни для Дины было отношение избранника к  её  дочери. Фарит всегда был внимателен к девочке, называл её дочкой. Именно поэтому Дина согласилась стать его женой, хотя и видела, что он  частенько заглядывал в рюмку.

Нет, он не скандалил, а наоборот, выпив, старался быстрее лечь и заснуть, приговаривая:
« Дочка, ложусь, ложусь». Но именно эта тяга и привела его  к большому несчастью. В февральскую стужу, когда стояли сорокаградусные морозы, он уснул на улице и отморозил руки. Ему ампутировали пальцы обеих рук.  Всего в тридцать четыре года он стал инвалидом. На руках у Дины оказались двое детей и муж-инвалид. Дина его не бросила, одевала, кормила, мыла, ухаживала за детьми и работала.
Айгуль видела, как тяжело приходится её матери. Фарит не бросил пить. Находились жалостливые люди, которые наливали ему по доброте душевной.
- Мама, почему ты его не бросишь?- спрашивала её дочь.
- Он не сможет жить один без нас. Как же я брошу его? Он ведь мой муж, отец твоего братика. Вырастишь, поймешь, дочка, - вздыхала она.
- Я никогда не буду жить с пьющим человеком, мама – говорила категорично Айгуль.
- Аминь, доченька, пусть так и будет. В жизни не бывает все только белое или черное.
 Не забывай, что он тебя вырастил.
- Он меня не растил, я сама росла, он не мой отец, - начала было говорить Айгуль, но осеклась, увидев гневный взгляд матери.

Фарита судьба не жалела. Она отняла его единственного сына, ему было всего двенадцать лет. А через несколько месяцев после несчастного случая прикованной к постели оказалась и Дина. И теперь уже Фарит кормил, ухаживал за женой. Он не разрешил дочери бросать учебу. Несмотря на то, что и сам нуждался в помощи, он не отходил от жены два года, до её смерти.

На земле остались два одиноких человека: Фарит и Айгуль. Но всё  же,  их двое.
Айгуль знает, что дома её ждет отец. Поэтому на каникулы она спешит к нему. Потом он провожает ее на вокзале. И это чувство, что она не одна на этом свете поддерживает её.
В первый же день, когда Айгуль приезжает домой, они отправляются на кладбище. Две могилы  ждут их там: мама и братик. Улыбаясь, глядят они с фотографий. Фарит, подходя к ним, говорит: « Здравствуйте, как вы тут?» Айгуль думает про себя: « Разве с умершими здороваются?» Но она не знает, что нужно говорить, поэтому, молча, смотрит, пытаясь проглотить комок, застрявший в горле. Вскоре они прощаются и долго идут, молча.

Фарит живет один, вот уже двенадцать лет, с тех пор, как похоронил сына и жену.
Его навещает дочь Айгуль с мужем и сыном. Он ждет их в гости, потом они отправляются на кладбище. Рядом с женой и сыном есть место и для него. Там его вскоре и похоронят.
Получив телеграмму о его смерти, Айгуль почувствовала, что она осиротела окончательно.  Нет человека, который ждал её в родном доме. Все её близкие теперь на кладбище. Три могилы рядом.

Подходя к ним, она здоровается так же как и Фарит: « Здравствуйте, мои дорогие! Как вы тут?» Три сирени берегут их покой, расцветая весной пышным цветом. Из под цветов на неё смотрит Фарит и словно говорит: « Здравстсвуй, дочка»
- Здравствуй, папа. Всё хорошо, папа – отвечает  ему Айгуль.