Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
(Е.Баратынский "Последний поэт")
Боюсь высказать мнение, но мне кажется, некий "конец света" для поэзии - исчерпанности, не интересности, потери читателя как такового (поэзия нужна больше для самих литераторов,нежели для кого-то еще), трагика положения - присуща в большей степени русской поэзии,нежели для прочих поэзий,прочих литератур. Дело в том, что литература (и поэзия в частности) в 19 веке - и, особенно в 20м, - брала на себя социальную функцию - быть рупором, местом для разных историко-политико-философских дискуссий, не говоря о национальной (и мировой литературе), ее дальнейших путях развития;была проводником демократических идей.
Удивительно но кружки декабристов формировали именно литераторы. В России еще получалось так,что гении поэзии были и первопроходцами в прозе - Пушкин,Лермонтов(особенно Мих.Юрьевич), именно их образы стали превращаться в символы эпохи "священных певцов",которые боролись с царским деспотизмом,цензурой и прочим. Западники и славянофилы имели к литературе самое прямое отношение.И еще до появления т.н. двух противоположных течений в литературе, шла борьба за новый язык, язык Карамзина,Жуковского и А.С.Пушкина (чуть позже). Русская литература являлась трибуной общественно-политических взглядов, споров (исторических,сугубо литературных - "чистое" искусство или "искусство для народа?" "Продолжать пушкинскую традицию в поэзии или искать и привнести что-то новое?" и т.д.). Можно сказать, литература и литературные журналы 19в. были общественным явлением в самом широком смысле, - те же самые философские споры, исторические споры западников и славянофилов, должна ли быть Россия конституционной монархией или республикой,вроде республики древнего Новгорода? - Все это обсуждалось в литературных журналах, а не в философских,исторических и прочих. Не знаю, не силен по истории Европы 19-начала 20 века, но мне думается,что "там" вопросы уходили в обсуждение соответствующих журналов и литература постепенно переходила в область искусства. И утрата ведущего общественно положения литературы шло постепенно и не так болезненно,как получилось в России (в конце 20века).В России же новый виток высокой значимости литературы пришелся на " хрущевскую оттепель",когда в широком плане снова поднимались самые насущные и теоретические вопросы,посвященные,опять же - исторической судьбе России... -тот же Высоцкий, потом Тальков (например, в зарубежной славистике не могут понять феномен культа Высоцкого,бывший в 60-80х, хотя сейчас это объясняется именно политической обстановкой в стране постсталинского периода, со всеми вытекающими отсюда...).
И вот в постсоветский период мы обнаружили,что литература не нужна.- От того и трагичность положения, так как мы современники этого своеобразного "слома", и еще не успели привыкнуть утрате широкого общественного значения литературы. Если книги прозаиков еще могут издаваться большими тиражами, то поэтические книги издаются чаще за счет авторов (исключения поэты-песенники, которые известны чисто с музыкальных позиций и сборники будут раскупаться,так как группа или певица/певец пока еще популярны).
Видимо, Россия сейчас живет в новых исторических условиях, поэтому литература перестала быть актуальной - она стала,как и в Европе, одним из видов искусства, и может рассматриваться только в этом ракурсе. Поэзия и Литература в целом, перестали служить рупором,говорить людям то,что они боятся сказать и хотели бы обсудить...
Тьфу-тьфу-тьфу, но,если появится снова цензура, отклонение политических режимов в сторону тирании или автократии,подавления личности, поэзия и вообще Литература приобретет снова социально значимые общественные позиции. Возможно, часть аудитории возьмет на себя рэп или рок.
P.S. И здесь не следует вину перекладывать на ТВ,зомбоящик и т.д.
ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ
Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Для ликующей свободы
Вновь Эллада ожила,
Собрала свои народы
И столицы подняла;
В ней опять цветут науки,
Носит понт торговли груз,
Но не слышны лиры звуки
В первобытном рае муз!
Блестит зима дряхлеющего мира,
Блестит! Суров и бледен человек;
Но зелены в отечестве Омира
Холмы, леса, брега лазурных рек.
Цветет Парнас! пред ним, как в оны годы,
Кастальский ключ живой струею бьет;
Нежданный сын последних сил природы -
Возник Поэт,- идет он и поет.
Воспевает, простодушный,
Он любовь и красоту,
И науки, им ослушной,
Пустоту и суету:
Мимолетные страданья
Легкомыслием целя,
Лучше, смертный, в дни незнанья
Радость чувствует земля.
Поклонникам Урании холодной
Поет, увы! он благодать страстей;
Как пажити Эол бурнопогодный,
Плодотворят они сердца людей;
Живительным дыханием развита,
Фантазия подъемлется от них,
Как некогда возникла Афродита
Из пенистой пучины вод морских.
И зачем не предадимся
Снам улыбчивым своим?
Жарким сердцем покоримся
Думам робким, а не им!
Верьте сладким убежденьям
Вас ласкающих очес
И отрадным откровеньям
Сострадательных небес!
Суровый смех ему ответом; персты
Он на струнах своих остановил,
Сомкнул уста вещать полуотверсты,
Но гордыя главы не преклонил:
Стопы свои он в мыслях направляет
В немую глушь, в безлюдный край; но свет
Уж праздного вертепа не являет,
И на земле уединенья нет!
Человеку непокорно
Море синее одно,
И свободно, и просторно,
И приветливо оно;
И лица не изменило
С дня, в который Аполлон
Поднял вечное светило
В первый раз на небосклон.
Оно шумит перед скалой Левкада.
На ней певец, мятежной думы полн,
Стоит... в очах блеснула вдруг отрада:
Сия скала... тень Сафо!.. голос волн...
Где погребла любовница Фаона
Отверженной любви несчастный жар,
Там погребет питомец Аполлона
Свои мечты, свой бесполезный дар!
И по-прежнему блистает
Хладной роскошию свет,
Серебрит и позлащает
Свой безжизненный скелет;
Но в смущение приводит
Человека вал морской,
И от шумных вод отходит
Он с тоскующей душой!
<1835>Е.Баратынский