Мастер тишины

Юрий Лазин
Этот июльский день 1990 года в Москве был на редкость жарким.  Особенно на Красной площади. Но как не прогуляться днём по московским  достопримечательностям и магазинам провинциалу с Кавказа. Все ж товары в Белокаменную свозили. Народу тьма. Однако по пути к Пушкинской площади стало как-то просторнее. Я глянул вперёд и увидел сумасшедшую очередь. Ну кого можно было удивить очередью  в Москве 90х годов. Но эта очередь впечатляла даже повидавших невиданное. Она напоминала праздничную демонстрацию, только без красных флагов. Конец её терялся где-то вдали. Визуально она была километра два не меньше. Первая мысль: «Что же там дают?». Вторая, естественно: "Всем вряд ли хватит".

Я подошёл поближе и увидел, что все эти люди стоят в очереди в ресторан «макдональдс». Я читал про эту сеть ресторанов, но что она вызовет такой ажиотаж, пусть даже в Москве... Люди стояли не просто в очереди, а строем по 10 человек. Вот так по 10 человек они и терялись где-то за двумя километрами изголодавшегося по цивилизации населения. Я стоял разинув рот и не мог понять, что это? Я это  действительно вижу, или что?... Народ в очереди поглядывал на меня, по-видимому, с разными чувствами. Кто-то, наверняка, подозревал меня в злостном намерении проникнуть в ресторан без очереди, но очень многие старались делать вид, что они тут случайно отстояли километровую очередь и вообще им тут не нравится. Может быть к этому их подвигло моё глупо-удивлённое выражение лица, а может разочарование от длительного стояния, чтобы поесть за собственные немаленькие деньги. Комплексный обед стоил, как средняя месячная зарплата. Но людям некуда было девать деньги. Присваивать деньги научились, к тому времени, везде, а вот отоварить их было негде. Даже и в Москве ввели систему визиток для москвичей, чтобы хоть москвичам товаров хватило. Москвичам хватало и для себя, и для перепродажи, и для макдональдса.
   
Наконец, я стал приходить в себя. Вспомнилась история о мастере тишины, которую я когда-то прочитал.. Я в неё тогда не поверил. Но...
В Нью-Йорк приехал исполнитель тишины и стал себя активно рекламировать. Билеты не его концерт были проданы на ура. Люди собрались в концертном зале и около двух часов слушали, как мастер играл тишину на рояле, с которого сняли струны. В зале, во всё время концерта, царила невероятная тишина. Наконец концерт закончился, исполнитель встал из-за рояля, поклонился и зал взорвался аплодисментами переходящими в бурные овации...
Спустя несколько часов мастер тишины давал интервью местным новостям и на вопрос, чего он хотел добиться, он ответил:
«Я хотел увидеть есть ли границы у человеческой глупости. Я понял, что она безгранична».