Кому тамбовский волк товарищ?

Рагим Мусаев
        КОМУ ТАМБОВСКИЙ ВОЛК ТОВАРИЩ?

        Дед вспоминал: «Помню, как сосед ПЕТРОВ, имени не помню, брал меня на протекавшую там реку Хопер помогать ему ставить сети на рыбу. Рыбы было много: караси, щуки. Часть улова я приносил домой».

        - Юрий, сейчас на Хопре по-прежнему хорошая рыбалка?

        - Да. Только Хопер протекает километрах в 100 южнее Мордово. Зато через Мордово протекает не менее любимая рыбаками река Битюг. Возможно, Ваш дедушка, бывший в ту пору ребенком, подзабыл или спутал названия рек.

        - Все может быть, но обычно память деда не подводила.

        - Может, и здесь не подвела. Дело в том, что для бесперебойной доставки сахарной свеклы к заводу подвели ветку железной дороги, по которой и сегодня можно доехать до Борисоглебска, откуда в 1930-е годы на завод возили сахарную свеклу. А Борисоглебск стоит как раз на реке Хопер. Так что все может быть.

        - Юрий, а чем рыбалка на Хопре принципиально отличается от рыбалки на Битюге?

        - Да ничем. Битюг – приток Хопра. Кстати, тогда эти реки считались самыми чистыми реками Европы.

        Зачем же тогда было отправлять первоклассника на рыбалку со взрослым соседом за десятки километров от дома, если все то же самое было рядом? К тому же, судя по всему, поездка длилась не один день. Сомневаюсь, чтобы моя пробабка Елизавета Павловна, чрезвычайно трепетно относившаяся к единственному сыну Володе (моему деду), отпустила ребенка в такую поездку просто так, да еще и с не самым близким человеком. Дед даже имени его не запомнил. Но ведь отпустила! Зачем?

       Кто бы мог ответить на этот вопрос? Хотя бы выдвинуть обоснованную версию. Нужен человек, знающий историю семьи и ориентирующийся в событиях. Увы, иных уж нет, а те… Хотя… Есть! Есть такой человек! А не поговорить ли мне с самим собой?

       - У тебя есть версия?

       - Конечно, есть. Родители могли отправить деда на такую странную рыбалку только в каком-то исключительном случае.

        - Это и так ясно. А конкретнее?

        - Пожалуйста. Именно в этих местах Тамбовской губернии в неурожайный 1920 год в ответ на коллективизацию и грабительскую конфискацию хлеба вспыхнуло крупнейшее в стране крестьянское восстание под предводительством А.С.Антонова. Более 40 тысяч повстанцев даже провозгласили свою Временную демократическую республику Тамбовского партизанского края. На подавление крестьян бросили 100 тысяч красноармейцев во главе с М.Н. Тухачевским.

        - Ничего себе... В мое время в учебниках истории про это писали как-то вскользь, без особых подробностей.

        - Это что! В ход пошла артиллерия, авиация, бронетехника и даже химическое оружие. Власти ввели режим жесткой оккупации, в рамках которого брались заложники, проводились массовые расстрелы, выжигались целые села и деревни, создавались концлагеря. Тухачевский писал: «Без расстрелов ничего не получается. Расстрелы в одном селении на другое не действуют, пока в них не будет проведена такая же мера». Расстрел следовал даже за отказ назвать свое имя.

        - Так это самая настоящая гражданская война!

        - Она и есть. Со своей стороны антоновцы с особой яростью громили совхозы и коммуны, брали в заложники семьи красноармейцев и коммунистов, портили железные дороги. Только советских и партийных работников они казнили свыше 2 тысяч.

        - Тем не менее, шансов победить регулярную армию у крестьян не было.

        - И да, и нет. Несмотря на официальное заявление о разгроме восстания летом 1921 года, еще год в тамбовских лесах шли боевые действия. Разделившиеся на группы повстанцы скрылись в лесах и растворились среди населения, перейдя к партизанской войне. По рассказам старожилов, отдельные отчаянные вылазки продолжались вплоть до середины 1930-х годов.

        - Получается, что в начале 1930-х в окрестностях Мордово вполне могли вновь активизироваться сидевшие в глубоком подполье партизаны? Или, как их тогда официально именовали, «бандиты».

        - Вот именно. И в этой опасной ситуации семья советского служащего Саморукова вполне могла отправить сына куда подальше, например, рыбачить на дальний Хопер.

        - Стоп. Почему же тогда советский служащий Саморуков не выслал с сыном и жену?

        - С сыном и взрослым соседом? На рыбалку? С ночевкой?

        - Да. Как-то не очень…

        - К тому же официально эти народные выступления всячески сглаживались и ретушировались, объявлялись «отдельными бандитскими вылазками». Ведь о победе над антоновцами сообщили еще в 1921 году. Высылка семьи могла быть расценена как сеяние паники с соответствующими негативными последствиями. Ведь и для ребенка придумали благовидный предлог – рыбалка.

        - Допустим. Другие доказательства есть?

        - Прямых доказательств нет и быть не может. А вот косвенное еще одно есть.

        - Какое?

        - Вскоре Саморуковы Мордово покинули.

        - Но дед писал о том, что «врачи порекомендовали отцу сменить климат, и мы вернулись в Богородицк».

        - А тебе не кажется, что лучшего уважительного предлога не найти? К тому же, предлог чисто субъективный и сложно проверяемый.

        - Но климат Тамбовской губернии, перерезанной множеством рек и речушек, правда более влажный, и мог сказаться на здоровье болевшего туберкулезом прадеда.

        - Во-первых, это только версия, попытка разобраться в событиях. А, во-вторых, почему реальное ухудшение здоровья не могло быть использовано для желаемого отъезда из неспокойного места?

        - Убедил. Послушай, а не с этими ли «бандитскими» событиями связано и ранение прадеда, о котором дед впервые вспоминает именно в связи с пребыванием в Мордово: «Отец страдал туберкулезом, развившимся вследствие ранения в грудь в Гражданскую войну»?

        - Сложно сказать. Дед сам знал об этом очень мало: «Я знаю лишь то, что слышал от матери. Отец родился в 1900 году, а потому ни в Первой мировой, ни в Гражданской войне не участвовал, как он сам писал «по возрасту». Это подтверждают и документы. Ничего больше об этом ранении я не знаю. Точно не знаю, когда именно отец заболел туберкулезом. Сколько я себя помню, лет с шести - семи, он уже болел, из-за чего часть домашней работы ложилась на нас с мамой». Это все.

        - Так на какой «Гражданской войне» ранили прадеда? И почему эта информация скрывалась? Может, его ранили красноармейцы? Тогда было бы понятно, почему обстоятельства раны были тайной.

        - У прадеда не было ни имущества, ни хозяйства, которые можно было реквизировать или национализировать. Да и братья прадеда с новой властью ладили.

        - Получается, что очевидных причин для конфликта с «красными» у прадеда не было?

        - Именно. Прадед не был коммунистом, но уже с начала 1920-х годов занимал выборные профсоюзные должности, проходил чистки, что для человека с антисоветским прошлым просто невозможно.

        - Тогда, может, его ранили «белые»?

        - Сомнительно. Революцию и Гражданскую войну прадед провел в уездном Богородицке, где белых никогда не было и боевые действия не велись.

        - Но при этом в уезде отмечались отдельные крестьянские выступления, связанные с продразверсткой. Сергей Голицын в «Записках уцелевшего» вспоминает, что «Восстания крестьян происходили в 1919 и 1920 годах на продовольственной почве по всей стране… в одном из восстаний запылало двенадцать Богородицких волостей из двадцати одной».

        - Да, но он же пишет о том, что как раз в это время «в Богородицке обосновался штаб воинской части» и ни о каких волнениях в самом городе, где и жил прадед, Голицын не вспоминает.

        - Получается, что шальная пуля могла задеть прадеда и в 1919 – 1920 годах в Богородицке, но, скорее всего, прадед стал случайной жертвой тамбовских «бандитов» в 1930 – 1932 годах?

        - Скорее всего.

        - Тогда объясни, почему прадед говорил о том, что ранение получено в Гражданскую войну? Ведь к 1930 году она давно закончилась!

        - Так тамбовские «бандиты» и были остатками антоновцев, воевавших в Гражданскую. Да и как говорить о бандитском нападении, которого по официальным документам, скорее всего, в природе не существовало. Раненые были, а нападения не было. Зачем портить статистику, лишаться премии и получать выговор?

        - Ну да. А так – мало ли кого и как в Гражданскую ранили…
Кстати, именно после того антоновского восстания в обиход вошла поговорка «тамбовский волк тебе товарищ». Так милиционеры отвечали на обращения задержанных «бандитов». Поначалу фраза имела местное хождение, но со временем люди переезжали, увозя с собой и крылатые слова. В числе этих переселенцев и Саморуковы, вернувшиеся в Богородицк.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/01/1989