Тает

Николай Зиновьев
     –   Бабушка, ты вчера  сказала маме, что «тётя Рая тает, как свеча». Разве человек может таять? Я знаю, как тает сахар во рту,  видела, как тает весной снег на дворе, лёд на озере, но, чтобы человек таял, разве такое может быть? –
удивлённо-недоуменно спросила внучка Аня бабушку Таю.
     –  Да, внученька, я так сказала, потому что, в жизни такое бывает. Человек живет, живёт,  потом заболевает и, или выздоравливает, если его правильно лечат или тает, как свеча, и умирает. Ты помнишь тётю Раю, красивая такая, высокая и статная, она у нас бывала?
      – Помню, конечно. Она же раньше к нам часто приходила. Потом перестала, почему-то. Мне всегда красивую куклу приносила. Учила шить им платьица.
      – Вот - вот,  я про неё и говорю. Перестала, потому что заболела и, причём, тяжело.  Врачи говорят, что предстоит трудное и долгое лечение.
     – Ой, как это плохо болеть. В другой раз, когда пойдёшь к ней, возьми меня с собой.
    –  Обещаю. В молодости, ты знаешь, какая она была?  Красавица, плясунья, и певунья, и в работе неутомимая, а сколько нам приходилось ходить! После окончания средней школы мы учиться не поступали из-за отсутствия материальных возможностей. У нас в деревне работы не было. Когда в соседнем селе Виноградово открыли ткацкий цех, мы поступили туда и ходили на работу  из нашей деревни, а это – 6 км туда, 8 часов работы, и всё на ногах, и столько же обратно. Обе были комсомолками, активистками-общественницами. Мы были молоды и здоровы. Думали, нам износу не будет. Участвовали в разных общественных мероприятиях, в художественной самодеятельности.
     Потом построили  фабрику, рядом с ней вырос новый город с высотными домами, Дворцом культуры, школами, детскими садами и яслями,  а наша деревня оказалась в черте города. С тех пор многое изменилось. По городу начали ходить автобусы. Стало намного легче добираться до работы.  Наши деревенские дома снесли, нас всех переселили в квартиры в новых многоэтажных  домах. Жалко было покидать свои дома, у всех были сады и огороды. Круглый год имели овощи и фрукты всё своё родное.
    Ну, ничего! Быстро привыкли к городской жизни. Мы поступили учиться заочно в текстильный институт, успешно окончили,  вышли замуж. Родились дети,  получили квартиры, обустроились. Дружили семьями. Все праздники отмечали вместе. Нам с Раей, как наиболее активным комсомолкам и передовым работницам предложили вступить в партию. Рая вступила, я отказалась, сослалась на занятость (у меня уже было двое детей). Её, как наиболее активной предложили работу в горкоме  комсомола. Я осталась работать на фабрике. Потом Раю повысили, перевели работать в горком КПСС. (партия была такая). Хотя мы продолжали работать в разных местах, продолжали дружить. Она всегда делилась со мной всем тем, что её лично волновало. У ней работа была ненормированная. Рано уходила на работу и поздно приходила. Работа ответственная, требовала повышенного нервного напряжения. Семья из-за этого распалась. Муж забрал сына с собой. Здоровье её на нервной почве, начало пошаливать. Хотя она каждый год ездила лечиться в санатории. Но здоровье лучше сохранять и беречь, чем лечить. Сколько лет прошло с тех пор! Постепенно подошла   пенсия. Её долго не отпускали на пенсию. Потом Рая заболела, только после этого ей оформили пенсию. Я её всегда навещаю. А вчера сходила к ней, всего  два квартала от нас, посидела, поговорила и вернулась, но  очень устала, вот и у меня силы тают.
    – Опять тают, что, это у тебя любимое слово, что ли, бабушка?
    – Да, внученька, с годами силы тают! Сахар во рту тает, снег во дворе тает, лёд на озере тает, свеча тает, человек, как свеча тает. Всё тает.