Странные мысли в предпасхальные дни

Ната Пантавская
     Интеллектуалы всех стран ищут национальную идею для сплочения общества. Для всех правительств национальная идея – это фиговый листок, с помощью которого удобно прикрыть основную задачу – побудить граждан своей страны «в едином порыве» пожертвовать своими жизнями для защиты интересов, правящей в данный момент, группы людей. Но, видимо, у общества есть статистический предел жертв и обид, за которым любая идея, национальная или религиозная, теряет своё значение, теряет смысл. И тогда происходят исторические глобальные развороты, меняющие устои, формации, сметающие государства, царства и их прежних властителей.

     На моём столике среди многих книг лежит главная Книга – Библия. Для меня - это Священная книга трагической истории ошибок человечества в лице Избранного народа. Это не история нации, а история человеческого сообщества, первого услышавшего глас единого для всех Бога, заключившего с ним, освящённый кровью плоти, Завет. Исполняя Завет, Господь спасает их от рабства, даёт им Законы, которые народ-избранник должен исполнять и, главное, довериться Ему, любить и славить Его как Отца своего, как Творца, создавшего человека и давшего ему всё для счастливой жизни. Помню, когда читала Библию, меня чрезвычайно поразила лёгкость, с которой, избранный и спасённый Богом от рабства, народ отказался от основного постулата Завета с Ним – «Ваш царь – Я – Господь!»
Вот этот момент... 8-я глава 1-й Книги Царств.

     Когда Самуил, призванный Богом судить народ свой, состарился и не мог исполнять обязанности судьи, он поставил судьями над Израилем сыновей своих. Но сыновья «уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно». И пришли старейшины Израиля к Самуилу и сказали ему: «Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». Расстроился Самуил, что народ отверг его и спросил совета у Бога. И ответил Бог: «Послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли меня, чтоб я не царствовал над ними... Только объяви им права царя, который будет царствовать над ними». Какие права?

«Сыновей ваших он возьмёт, и приставит к колесницам своим... и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие... И дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши... лучшие возьмёт и отдаст слугам своим. И от посевов ваших... возьмёт десятую часть, и отдаст евнухам своим и слугам своим... и юношей ваших лучших возьмёт, и употребит на свои дела... и сами вы будете ему рабами. И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда».

     И восставали народы! И прогоняли царей своих, избирали парламенты, президентов, премьер-министров! К бунту народов присоединились и мы, но изменили ли свою участь? Избавились ли от рабства?Загляните в свой кошелёк. От чего, после вашей кровавой бойни за справедливость, он остался таким же «тощим»? Кто опять вынул из него большую часть заработанного вами? Ответ – в мудрейшей из Книг – в Библии. Помните права царя? «... от посевов ваших возьмёт... и отдаст евнухам своим и слугам своим... и сами вы будете ему рабами...»
     Не плачьте, не стенайте солдатские матери, вдовы с сиротами! Не взывайте к Господу! Не ответит Господь вам. Ведь предрёк Он, что царь «...сыновей ваших возьмёт, и приставит к колесницам своим... и дочерей ваших возьмёт... и юношей ваших лучших возьмёт, и употребит на свои дела... и сами вы будете ему рабами...»
     Не горюйте в отчаянии тюремные сидельцы, бывшие богачи, решившие, что только экономическая независимость освобождает от рабства! Не дрожите от страха богачи, пока ещё живущие на свободе! Не взывайте к Господу! Не услышит Он ни нищих, ни богатых. Ведь Он предрекал, что царь «...поля ваши... лучшие возьмёт и отдаст слугам своим... и сами вы будете ему рабами...»
     Диссиденты моей любимой Родины, не отчаивайтесь, выпивая «за своё безнадёжное дело», когда видите, что народ на выборах голосует не за вас, а за того, на кого укажут власти. Сограждане делают свой выбор осознанно. «Какая разница, кто у власти?! - говорит народ. - Мы хотим иметь право на льготы и субсидии, на «бесплатные» услуги, а это может дать только настоящий хозяин, крепкая власть. Мы не хотим ни за что отвечать!». Они не хотят свободы и ответственности за свою жизнь, они хотят только «подаяния» от хозяина, чтобы не сдохнуть. Им проще, когда за них всё решает хозяин или государство. Они, как предрекал Господь, живут в рабстве.
     Всё это происходит с разными вариациями во всех странах мира. Только, в «демократических», как мы называем, странах Запада с народом и его собственностью обходятся аккуратнее, тоньше. Там тоже выбирают себе власть, но демократическая машина давно отлажена, и любой результат выборов предсказуем: увеличение или уменьшение налогов, возможность больше или меньше своевольничать – вот и вся разница между борющимися за власть партиями. А почти дармовой, потребительский банковский кредит, угодливо предложенный народу законодателями власти вместе с идеалами демократии, не хуже цепей галеры приковывает гражданина к постоянному месту жительства и трудовому конвейеру, заставляет всячески поддерживать стабильность в государстве, стабильность законов. Не дай бог, если что-то кардинально изменится! Ведь тогда потеряешь работу, не сможешь выплатить кредит и сразу всё, полученное взаймы от власти благополучие, исчезнет! Сегодняшний кризис - яркий пример зыбкости благополучия человека.
     Слаб человек. Ему нужна «синица в руках», неважно, как добытая, взаймы или «даром», а не «журавль в небе» в виде абстрактной духовной и ответственной свободы личности.

     Не услышал тогда древний народ предостережения Господа и с упрямством осла сказал: «Нет, пусть царь будет над нами. И мы будем, как прочие народы».
     Потребовав себе земного, обычного государства, с его кнутом и пряником, с его словесной, лживой эквилибристикой и корыстной, неправедной властью, древний народ вновь стал рабом, «как прочие народы». Потом пали все его древние Царства, потому что ни Цари, ни народ «не ходили пред лицем Божьим», и на Землях Обетованных стали хозяйничать другие народы. Грустный исторический пример «особого пути» Избранного народа.
 
     В страхе перед окончательной гибелью, в отчаянии от поражений в борьбе с поработителями, некоторые израильтяне, вспомнили пророчество Моисея и Исайи о приходе Машиаха, и пошли за своим соплеменником Ииусом из Назарета, увидев в нём исполнение пророчества о приходе спасителя, нового Царя. Ведь он, как Царь, осмелился спорить с догматиками-фарисеями Синедриона. «Суббота для человека, а не человек для субботы», - говорит он знатокам обрядов, забывшим Божье милосердие. Он изгоняет из храма корыстолюбивых торговцев-священнослужителей! «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие», - предупреждает он, забывшего о Боге, богача. Он требует исполнять древний завет с Богом. «Не думайте, что я пришёл нарушить закон и пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить», - объясняет он своему народу. Призывает к терпимости к другим народам! Для Бога «нет ни эллина, ни иудея». Призывает не забывать заповедь – «любить ближнего, как самого себя».
     Но верные его ученики в момент опасности для себя допускают арест Учителя, допускают исполнение приговора власти Синедриона - казнь благороднейшего из евреев, повинного лишь в требовании исполнять древний Завет, исполнять Закон.
     Только рабы могли, как агнцем, пожертвовать жизнью Христа для собственного спасения. И Христос, мудрейший человек, зная слабость и греховность народа своего, ещё при жизни на Тайной вечере предсказал, что трижды отречётся от него любимейший из учеников, столп будущей Церкви Христовой - Пётр, и что один из сидящих с ним - предаст.

     А потом, «верные» ученики, «мудрые, как змии, и простые, как голуби», оправдывая себя, придумали легенду о второй, божественной сущности Христа, которого Сам Отец послал на Землю, чтобы он пожертвовал жизнью для искупления тысячелетних прегрешений народа.    Господь решил! Мы, ученики, не виноваты! Так они свой грех отречения и предательства, свою ответственность переложили на плечи несчастного Иисуса. И начнут ученики рассказывать о Новом Завете, заключённом с погибшим. Пойди, проверь! Ведь Христос не оставил ни одной строчки народу, хотя был грамотным. Ведь у евреев всех мальчиков начинают учить читать и переписывать Тору с пяти лет. А может быть записи были, но кто-то их уничтожил?.. Но муки совести рождают «кровавых мальчиков в глазах», рождают видения. И ученики уже как «очевидцы» рассказывают о встречах с «воскресшим» Учителем.

     Спасаясь от языческой власти римлян и власти Синедриона, первые христиане разбежались по миру, благовествуя о чудесном спасении нового Бога - воскрешении Христа. Идея о добром, всё прощающем Боге, искупившем человеческие грехи, овладевает умами слабых, обиженных и униженных. Люди, как набедокурившие дети, кидаются от строгого Отца-Творца и суровых Богов к милосердному человеку и «творят» себе нового Бога.

     В самый критический момент развала языческой мощной Римской империи эта идея доходит до императора. Через три столетия после казни Христа идея христианства понадобилась государству. Для укрепления своей власти в восточной части Римской империи под названием - Византия, император Константин принимает христианство, запрещает преследовать христиан и разрешает им проповедовать новую веру. Теперь Константин «святой и добрый». Христиан больше не жгут, не распинают. Ещё два столетия понадобилось церкви апостола Петра, чтобы создать свою религиозную догму и чёткую иерархию церковной власти. Впервые в мировой религии появилась единоличная власть над всей паствой "наместника" Бога на Земле - святейшего Папы.

     В таком виде церковная власть начинает конкурировать с властью императора. И храбрый Юстиниан 1, после возврата Рима под власть Византии, предпочёл не конкурировать с церковью, а, объявив христианство государственной религией, приспособить её к своим нуждам. Но Конкуренция – великая и злая богиня истории человечества. Она разрушает единство земной церкви. Забыв об основном своём назначении – молитве за спасение страждущих, в битве за «одеяло земной власти» патриархи под ударами варваров и вандалов разрушают не только империю, но и единый дом церкви. Теперь их два. Церковь апостола Петра и церковь апостола Павла. И шлют они друг другу анафемы, и объявляют паству друг друга еретиками, не забывая при этом по-прежнему бороться не за Царство Божье, а за власть в царстве земном. И вот уже сама паства, протестуя против алчности и неискренности патриархов церкви, создаёт свои христианские братства и церкви. Рассыпался христианский мир. Об этом ли мечтал Христос, когда просил народ свой исполнять древний Завет?

     Евангелие – воспоминания нескольких учеников Христа, отобранных через сотни лет, уже властвующим в империи синклитом кардиналов. Воспоминания других свидетелей и современников Христа названы апокрифами, не каноническими, не подлежащими изучению христианской паствой. (Догадываетесь, почему?)
     И теперь мы знаем, что сам Господь избрал жену Иосифа, девственницу Марию. И родила она Ему после непорочного зачатия сына – Христа. И послал Господь своего человеческого сына смыть кровью все прегрешения народа, чтобы воскрешением после казни, «смертью смерть поправ», (обязательно верь!) дать надежду всем, верующим в него, на вечную жизнь в Царстве Божьем после земной смерти. А символ веры – распятие – вечное напоминание о жертве Христа.

     Как, когда, кто утвердил этот жестокий символ? Или это символ больной совести предавших Христа? Ведь невозможно каждый день видеть муку боли на лице любимого, из-за твоих грехов приговорённого к страшной казни и распятого. У меня, неверующей, сердце болит от жалости к нему. Каково же жить верующему с мыслью о невинно убиенном за его грехи?..

     У христианских государств надолго закрепился союз церкви и светской власти. Сам Бог Отец, Его Сын и Святой Дух в лице святейшего Папы или православного Патриарха объявляет помазанниками Божьими земных властителей - императоров, королей, царей. Кто выступает против властей, отстаивает своё человеческое достоинство, хочет нормальной жизни здесь на Земле, тот – грешник, выступающий против самого Бога Отца, Его Сына и Его Святого Духа и никогда не попадёт в Царство Божье! Вспомните почти анафему Льву Толстому... Так власть вместе с церковью приспособила к своим нуждам извечную тоску человека о любви, прощении и справедливости, усилив рабство своих подданных. Ты раб Божий (заметьте, не чадо!), ты навечно грешен и не можешь без Божьей помощи сам себя улучшить! Твоя жизнь - вечное страдание, твой крест, как крест Христа. Смирись и будь благодарен за посланные тебе Богом страдания, как смиренно принял страдания Христос.

     Но улучшила ли религия жизнь народов на Земле? Помогла ли образумить властителей? Нет... Появилась ещё большая опасность.
     Мир раскололся. Растащив обломки скрижали Законов по конфессиям, сменяющие друг друга раввины, Папы, Патриархи и, появившиеся проповедники новой религии "примирения" – ислама - Аятоллы, муллы и имамы - тысячелетия проповедуют в своих храмах нормы поведения человека, этику Ветхого Завета. Все призывают к смирению перед властью, которая от Бога, и говорят о любви к человеку, но... только к своему единоверцу, к своему единомышленнику. Разделив человечество на своих и чужих, они ежедневно поносят друг друга, сеют раздор, ненависть и посылают своих приверженцев убивать еретиков, сектантов, язычников, гяуров, инородцев - убивать людей.
     Крестовые походы, костры инквизиций, мировые войны, джихад и терроризм – это явления борьбы за политическую и экономическую власть «начальников» всех конфессий и светских «государей», пользующихся их покровительством. Собственную алчность они прикрывают именами своих Богов и множат горе своих рабов, граждан-простолюдинов...

     Когда я слышу об «особом, миссионерском пути» русского народа, о котором так громко кричат сегодня хорошо прикормленные властью патриоты, я вспоминаю о трагической судьбе израильтян. Потеря Земли Обетованной, два тысячелетия жизни в рассеянии по миру, Катастрофа, уничтожившая почти половину народа, потом обретение государства на части Земли Обетованной, в котором они вновь подвергаются опасности уничтожения. Отовсюду гонимые, они пытаются сохранить свои традиции, свою веру в избранность и в единого Бога, каются, плачут у Стены, оставшейся от священного храма, о потерянном Царстве Божьем, но Господь их не слышит. И молитвенное чтение священных книг, передача из уст в уста древнего предания, соблюдение субботы им не помогает – не отвечает Господь. Боюсь, что тоже произойдёт и с нами - "особенными".

     Когда мы поймём, что на каждом из нас лежит ответственность за свою судьбу и за судьбу страны? Когда поймём, что нет больше избранных и не избранных, хороших или плохих народов. Все народы примерно одинаково порочны и слабы. Ведь так трудно следовать заповедям Божьим! Трудно пожалеть и простить обидчика и врага, принять и понять чужого, отдавать долги свои! Как трудно не желать ни дома, ни жены, ни добра ближнего и работать в поте лица своего! Трудно не отчаиваться от неудач и никого, кроме самого себя, не винить в них! Трудно спасать свою семью и самого себя, не надеясь, что твой порок и грех искуплен кровью без вины распятого, лучшего из людей - Христа. Наконец, трудно благодарить и славить Господа за жизнь, потому что Каинова печать зависти и неблагодарности стоит на наших рабских душах.
     Зачем я об этом пишу? Ведь я так же слаба, как и окружающие меня люди. Но, несмотря на это, я мечтаю... Наступит время, когда единственной национальной идеей всех властей на Земле будет идея сохранения жизни каждого человека и ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле. Мне кажется, что только такая идея угодна Богу. Только тогда мы будем достойны Его царствия.