О кладах. Мистика поисков

Валерий Шпинев
Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О кладах. Мистика поисков.

За всю историю цивилизации люди зарыли в землю почти 400 тысяч тонн золота и 2,5 миллиона тонн серебра. Найти клад мечтают тысячи, реализовать мечту удается единицам. (7).
 
Закапывание сокровищ в землю, с целью скрыть их от посторонних людей, существовало у всех народов с давних времен. По еврейскому преданию, появление проказы на стенах домов означало, что на том месте зарыт клад.          
В средневековых легендах много различных преданий о кладах, например, о сокровище, найденном римским императором Филиппом, которого легенды делают первым христианином на престоле императоров. Во время сна Филиппа из него вышла душа и направилась в какую-то пещеру, куда ее проследил спутник Филиппа. В пещере потом и найден был клад, пожертвованный Филиппом престолу апостола Петра.
Легенды о нахождении клада во сне встречаются у самых различных народов.
В России особенно много преданий и рассказов о кладах, что объясняется множеством действительно зарытых в давние времена и потом найденных сокровищ. Чаще всего их находили в южной России, так как этот край в продолжение многих столетий был ареной непрерывных войн и восстаний, во время которых жители, спасаясь бегством, зарывали свои сокровища в землю.
В Приволжском крае, в прежнее время покрытом непроходимыми лесами, разбойники прятали награбленные сокровища.
Есть предания о кладах Разина, разбойника Кудеяра и др. В старину даже цари, князья и духовенство занимались отыскиванием кладов.

Найденные клады:
- царь Иван Грозный открыл клад в новгородской Софийской церкви;
- царевна Екатерина Алексеевна, сестра Петра I, отличалась особенной любовью к кладоискательству; царевна в этих целях обращалась даже к помощи своего астролога, который пытался определить местонахождение кладов по «планетным тетрадям». Царевна посылала своих приближенных в поисках сокровищ разрывать в полночь могилы на московских кладбищах. Не раз и сама она отправлялась на раскопки сокровищ в дальнее Подмосковье, но экспедиции эти были безуспешны, а лица, указывавшие царевне места схоронения кладов, оказывались, по словам Петра, обманщиками.
- при Петре I дважды приезжал в Россию из Венгрии Михаил Иванов с сыном; он под величайшим секретом передавал, что в венгерской земле, близ города "Девы", находится гора, в которой зарыты несметные сокровища царями Дарием и Траяном во время их войны с Александром Македонским. Петр Великий послал надежного человека для исследования дела; но все кончилось тем, что сын Михаила, с товарищами, напал на царского посланного и ограбил его.
Царское правительство рассматривало зарытые в землю сокровища, как важные в научном отношении, находимые вещи - как принадлежность казны и обещало награду за находку.
При императрице Екатерине II право собственности владельца земли было распространено на все сокрытое в ее недрах.
Бывало, сокровища открывались случайным людям, не кладоискателям, при пахоте, прокладке дорог, строительстве и иных работах.
Участник Полтавской битвы, знаменитый историк, автор многотомной «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Татищев в специальной инструкции «Господам воеводам и прочим управителям» разъяснял важность сбора находок, «колико история в мире пользы приносит».
По мере составления обширных коллекций (монет, оружия, драгоценностей, предметов искусства, найденных в различных кладах началась их научная систематизация, затем появились музеи, выставки, а часть ценностей осела в частных коллекциях.
 
В языческие времена вера русского народа в существование кладов находилась в связи с мифическими воззрениями. В народных былинах и сказках говорится о кладах, сокрытых в лесах, оврагах, горах и охраняемых злыми существами. После принятия христианства хранителем кладов является бес, соблазняющий неопытных людей на погибель души христианской.
Клады в основном зарывают разбойники, произнося при этом заклятия, на определенное время или навсегда. Бывает такое заклятие: клад должен достаться такой-то (по счету) голове, например третьей или пятой, т.е. чтобы два или четыре человека погибли при попытке овладеть кладом, а достался бы он следующему по счету искателю.
Вырыть клады, зарытые на вечные времена (или положенные на срок — до срока), невозможно, так как они не даются.
Все вообще клады выходят из земли весной под большие праздники: раскрываются горы и обнаруживаются большие пещеры, где зарыты клады. Тогда, имея разрыв-траву, можно достать всякий клад, сказав только: "аминь, аминь, рассыпься".
По другим рассказам, кладоискатели вступают в переговоры с хранителем клада (бесом, чертом) и, дав в залог свою душу, берут на известный срок любую сумму денег.
По преданиям, когда кончается время срочного клада, он выходит на поверхность земли, принимая иногда вид старика, иногда петуха или других животных, которые от прикосновения к ним рассыпаются в серебро или золото.
Очень часто на том месте, где зарыт клад, горит огонек. Клад можно взять только с молитвой; он достается тому, кто "не обманет Бога", а именно, кто, заприметив клад, скажет трижды: «Чур, мой клад, с Богом пополам» (обет пожертвовать половину в пользу церкви). Кто скажет эти слова не искренне, тому клад никак не достанется.
Добывание клада без знания условий заклятья, особенно же охраняемых нечистой силой, нередко сопряжено с большими опасностями; самое главное — не бояться: испугался — все пропало.
Человек, хранящий у себя за кожей левой ладони цветок папоротника, может узнать, где находится клад; поэтому черти всячески пугают смельчаков, отправляющихся в ночь под Ивана Купала за цветком папоротника. Если, несмотря на все страшные видения, храбрец сорвет цветок, то черти прибегают к обману, хитрости и обыкновенно отнимают у него цветок.
Рассказывали, что для открытия и завладения кладом необходимо прежде всего отслужить молебен св. Иоанну Новгородскому, затем, открыв клад, окурить ладаном и окропить святой богоявленской водой.
У кладоискателей имеются "вызывные книги", заключающие в себе заклинания и молитвы, иногда также особые записи и чертежи, составленные под влиянием устных преданий о кладе.
«Вера в клады, поддерживаемая действительно случающимися находками, так велика, что часто встречаются страстные кладоискатели, увлекающиеся поисками до расстройства хозяйства, а иногда плачевно оканчивающие жизнь» - предупреждает «Энциклопедия Брокгауза и Ефрона».

Обратимся к мистике поисков кладов.  По мнению профессиональных магов, далеко не все люди обладают способностью совершать магические действия. Для этого необходимы определенные моральные качества и соответствующее интеллектуальное развитие.

Некоторые магические приемы для поисков кладов:

- колдуны делают свечи из сала повешенных, чтобы составить руку славы. Магическая свеча для отыскания кладов делается из человеческого сала, и ее вставляют в черную чашку орехового дерева, что будет изображать букву W – символ первоначального огня или пламени шабаша между рогов Метра Леонарда. Когда держащий чашу приближается к месту, где зарыто сокровище, свеча начинает трещать. Это явление указывает еще и постепенное уменьшение пламени, которое тускнеет, когда дотрагиваешься до сокровища (Папюс).
- вызвать в свою комнату трех мужчин (женщине) или трех женщин (мужчине).
Приготовления. Надо провести три дня, соблюдая пост и целомудрие, на четвертый начать чистить и готовить свою комнату с утра. Одеться, ничего не есть, вычистить и вымести комнату, выдернуть гвозди, чтобы не висело ни занавесок, ни платья, ни шляп и пр., а на кровати постелить чистое белье. Уходя, тщательно запереть, чтобы никто не вошел.
Церемония. Поужинав и войдя в свою комнату, зажечь свечи, развести огонь, накрыть стол чистой белой скатертью и поставить около стола три стула, а против каждого стула поставить по стакану чистой свежей воды, и положить по пшеничному хлебцу. Затем, поставив стул около своей кровати, лечь и произнести:
Заклинание. «Besticirum, consolatio veni ad me vertu Crion, Creon, Creon, cantor laudem omnipotentis et non commentur. Star superior certa bient laudem omviestra principiem de montem et inimicos meos o prostantis vobis et mihi dantes guo passium fieri suc casibilis».
Три появившиеся особы усядутся около огня, будут пить и есть, затем поблагодарят того или ту, кто их угощал. Они бросят жребий, кому из них сесть на стул около кровати, он и будет беседовать до полуночи, после чего уйдет вместе с другими. В продолжение вашего разговора две другие особы будут сидеть около огня. Можно спросить о скрытых сокровищах, и тебе укажут местность и время, когда их можно взять, и даже все три особы будут там, чтобы защитить от нападения злых духов, владельцев клада. Уходя, он (или она) даст тебе кольцо, для счастливой игры. Если же наденешь это кольцо женщине или девушке, то немедленно будешь обладать ею (Папюс).
- палочка гадательная (имеет форму вилы). В момент солнечного восхода, возьмите левой рукой вилообразную ветвь дикого орешника, на которой еще не было орехов, и срежьте ее в три удара, произнося: «Я срезаю тебя во имя Элоима, Меттатрона, Адонаия и Шемамфораша, так как ты обладаешь свойствами жезла Моисея и посоха Иакова, чтобы отыскать все, что я желаю открыть». Чтобы заставить ее вертеться, надо, держа за концы, представляющие вилку, сказать: «Я тебе приказываю, во имя Элоима, Меттатрона, Адонаия и Шемамфораша мне показать… (или то, что хотите сделать). Для рукомании берется прутик орехового дерева, свежий; срезать надо в полнолуние в истечении лета, сук, разделенный вилкой, с одной стороны фута полтора длины, толщиной в палец, без молодых отпрысков. Его надо взять за концы объема руками, на выворот оные; посредством его можно отыскать руду, кровь, деньги, держа параллельно с горизонтом. (Папюс).
- талисман для обладания сокровищами.
 
Употребляется для вызова духов Юпитера и, главным образом, тех, имена которых на нем написаны. Из их числа Сарахиель и Сеньор – властители сокровищ, и указывают способ обладания местом, где они находятся. Он должен быть награвирован на стали или написан на девственном пергаменте синими чернилами. (Папюс).
- царица мух Velue, указывающая место нахождения клада. Любит садиться на водяное растение, называемое Fluteau plantagine и произрастающее по берегам морей, озер и рек. Посадите ее в прозрачный ящичек. Ее помещение надо освежать 2 раза в день и давать ей растение, на котором ее поймали. Она может жить при таких условиях почти месяц. Чтобы узнать направление скрытых на известной глубине сокровищ, надо, чтобы стояла хорошо установившаяся погода. Тогда, взяв ящичек с мухой, отправляйтесь в путь, постоянно посматривая и подмечая ее движения. Когда вы будете находиться над местом, содержащим золото или серебро, муха замахает крыльями, и чем ближе вы будете, тем сильнее будут ее движения. Если в недрах сокрыты драгоценные камни, вы заметите содрогание в лапках и усиках. Если там находятся лишь неблагородные металлы, как медь, железо, свинец и пр., муха будет ходить спокойно, но тем быстрее, чем ближе к поверхности они находятся. (Папюс).

- папоротник черный. Собирается под Иванов день. По поверью, обладает властью над нечистой силой, повелевает над землей, водами и открытием кладов, при этом его бросают вверх, и если где есть клад, то он будет носиться над этим местом, как звезда, и прямо упадет над ним. «Есть трава, Черная папороть, растет в лесах около болот, в мокрых местах, в лугах. Стебель растет в аршин и выше, а на стебле маленькие листочки, с испода большие листы. А цветет он накануне Иванова дня в полночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти. А брать тот цвет не просто – с надобностями и, очертя кругом, говорить: «Талан Божий, суд твой, да воскреснет Бог». Папоротник в изобилии насыщен магнетизмом, достигающим наибольшей напряженности к Иванову дню – времени созревания растения. До полуночи 24 июня, найдя куст черного папоротника и очертив обожженной палкой магический круг, с произнесением заклинания, надо поместиться так, чтобы быть с северной стороны от растения и чтобы тень ни в коем случае не падала на него. К полуночи над растением сформируется клубок астрального света, величиной с яичный желток; его надлежит схватить быстро обеими горстями и проглотить, что помогает развитию ясновидения. (Папюс).

Клад:

1. На заранее определенное место нахождения сокровищ придя, сжечь курение данного дня; посадить правой рукой лавровую ветку, а левой – ветку железняка и между ними рыть яму; когда будет в человеческий рост, сделать из обеих веток венок и надеть его на голову, прикрепив нему талисман. Если копают несколько дней, каждый день перед началом работы надо сжигать соответственное курение. Курение из: каменной мяты, диоскорита, квасной мяты, пиона и клещевины обыкновенной - пригодно, чтобы отогнать злых духов и привидений (Папюс).   

2. Сделать свечку из воска и человечьего сала и вставить в подсвечник, вырезанный из орехового дерева в виде подковы. Придя на    указанное место, зажечь свечку, и чем ближе будет клад, тем она сильнее мерцает; когда она внезапно потухнет, вы находитесь на месте, где лежит клад. Чтобы осветить работу, надо иметь три фонаря с освещенными восковыми свечами. Если не будет твердого намерения отдать десятую часть бедным, операция не удастся (Папюс).

3.Когда покажется в ночное время или днем одному какое животное или теплящаяся свеча, то должно по той вещи легонько ударить и сказать: «Аминь, аминь, рассыпься», которая и оборотится котлом или кубышкой с деньгами, а это называется клад; котлы обыкновенно находят по    явлению какого-нибудь животного в поле, в лесу или в саду, и такая  экспедиция бывает опасна и сопряжена со многим страхом; ибо в то  время, как вынимают котел, выбегают из лесу черти и кричат : «Режь, бей, губи»; при таком случае берут всегда в помощь колдуна. Клады полагают такие суеверы и не объявляют иных и при самой своей смерти, которые верят, что и на том свете пользоваться этим имением могут.

4. Придя на место, где предполагается клад, скажите, стукая три раза левым каблуком о землю и делая круг влево: «Sadies satani agir fons foribus; приди ко мне Saradon, который будет назван Sarietur». Произнесите это три раза подряд. Если вблизи действительно находится клад, то вам его место будет сообщено на ухо чьим-то неизвестным голосом. Когда покажется клад, должно проговорить: «Чур, чур, наше место свято, чур Божье да мое» или Чур, мой клад, с Богом напополам». Затем накинуть на место клада шапку с головы, что значит оставить в залог голову и никому не открыть тайны, и, наконец, проговорить: «Аминь, аминь, аминь! Рассыпься». (Папюс).

Из поколения в поколение передавались на Руси не только устные поверья и легенды, но и особые документы, служившие указателями и руководством при отыскании кладов. Сокровища искали по «записям», составленным в форме завещания на чье-либо имя, с детальным перечислением зарытых вещей, с подробным указанием места. Порой такие «записи» сопровождались планами и чертежами.
Веками простые люди испытывали тяжелую нужду и понимали невозможность разбогатеть своим трудом. Поэтому с глубокой древности началось на Руси кладоискательство, несмотря на опасность поисков, исходившую не столько от нечистой силы, охраняющей сокровища, сколько от реальных людей – власть имущих.
Жар-птица – являлась целью исканий героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светиться и своим блеском поражают зрение человека. Помимо яркого света, от оперения жар-птицы исходит тепло. Если прикоснуться к ее перу, то можно сильно обжечься. Если перо выпадет, то еще очень долго сможет давать свет и тепло, а когда начнет остывать, то непременно превратится в кусок золота. Согласно былинам и легендам, жар-птица живет в дремучих лесах, там, где растут папоротники. В ночь на Ивана Купалу, когда по поверью папоротник начинает распускаться и цвести, жар-птица охраняет цветки от человеческого взора.
В народе издавна считалось, что ночами над зарытыми кладами светят огни.
Уже в одном из древнейших русских сказаний «Чтение о Борисе и Глебе», составленном в ХI веке, говорится: «Аще бо или сребро или злато скровено будет под землею, то мнози видять огнь горящь на том месте, то и то же дьяволу показующю сребро – любых ради».
По преданию, искателю такого светящегося клада нужно было прежде всего разрушить заклятие, уничтожить «чарование», для чего требовалось непременно отыскать разрыв-траву, затвердить сказанный знахарем заговор, найти «крепь записную», сорвать цветок папоротника, распускающийся лишь раз в году – в ночь под праздник Ивана Купалы.
Среди других «верных» средств назывались также плакун- и спрын-трава, растение Петров крест.
Считалось, что «крепь записная» расскажет, где спрятан клад: на пепелище, в дубраве или в ином месте. Цветок папоротника стоит только подбросить вверх – и полетит он в небеса, упадет горящей звездочкой над самым кладом. Заговоры уничтожат «чарование», а разрыв-трава сотворит чудо: стоит приложить ее даже к железным дверям – ни замков, ни самой двери не останется, все разорвет чудесная трава на мелкие кусочки.
Правда, бывало, что и не давались клады в руки кладоискателей. Бывало даже, подобные истории оканчивались трагически.
Колдунов – охотников за сокровищами – большинство из них были мужчинами – использовали также и в горном деле: они помогали искать скрытые от глаз рудные жилы.
В канун дня святого Иоанна колдуны срезали с орехового дерева раздвоенную ветку и с ее помощью вели поиск руды. Месторасположение сокровища можно было определить при помощи золотого кольца, подвешенного над буквами алфавита. Слова, образуемые буквами, на которые указывало кольцо, считались ключом к определению места, где надо было начинать раскопки. В этом месте охотники за сокровищами рисовали на поверхности земли магический круг диаметром примерно тридцать футов. Колдун становился в центр круга и волшебной палочкой писал на земле имя демона, охраняющего сокровище. Во время обряда приносили в жертву животное – собаку, кошку или, чаще всего, черного петуха, и тогда демон позволял взять сокровище. В средневековье это была самая модная теория, ее придерживались практически все охотники за сокровищами, и, вне всякого сомнения, она приносила смельчакам, а также священникам, которые благословляли найденное золото, впечатляющие плоды.
В самом начале церковь относилась к колдунам весьма благосклонно, если они не злоупотребляли долготерпением священников (то есть не связывались с демонами). Колдуны выполняли в обществе «социальные» и «медицинские» функции – разгоняли бури и ураганы, излечивали женщин от бесплодия и т.д. Подобное отношение сохранялось вплоть до ХVI века. Это же касалось и охотников за сокровищами. Однако не все власти были столь мягкими к колдунам.
В 1466 году Роберт Бейкер, известный колдун – охотник за сокровищами из города Эли, лишился практически всей библиотеки магических книг – их предали на рыночной площади огню.
Зафиксированы случаи с владельцем золотых, серебряных и прочих подземных богатств – горным, домовым, бабкой-огневицей, банником, что во всякой бане есть, овинницей, мельничником, гуменником… А водяной мог и кладом одарить, хотя потом оказывалось, что это рыбья чешуя в кошелке. Не каждому давался клад… Как и не каждому дано было увидеть леших, домовых и других владельцев богатств. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).
 
Считалось, что в тьюмалаях, или могильных холмах, в которых покоятся древние полководцы англичан, спрятаны несметные сокровища. Их охраняли злые демоны, убивавшие любого охотника за кладами, осмелившегося осквернить захоронение лопатой. Иногда защитником могил был призрак или страшный дракон, реже – гигантская змея. Церковь не поощряла кладоискательство, утверждая, что все сокровища из могил осквернены и для очищения их от скверны требовалось благословение священника. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

Существует легенда, что на поле близ города Сомерсет были спрятаны несметные сокровища, но как только в землю вонзали лопату, воздух наполнялся стонами и визгами подземных демонов. Однако страсть к богатству обычно оказывалась сильнее страха перед дьяволами, но те, кто планировал набег на тьюмалай, обычно в качестве меры предосторожности заручались помощью колдуна. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

Сказания об эльфах, карликах и тому подобных темных силах иногда связываются с бесчисленными рассказами о страшных домах, которые хозяева и жильцы покидают из-за того, что в них заводится нечистая сила.
Эта история случилась 15 декабря 1558 года. Однажды колдун указал, что видит какую-то даму, очень богато одетую и разукрашенную золотом и драгоценностями, и что дама эта держит в руке факел и стоит она около какой-то колонны. После этого колдун посоветовал, чтобы сделали раскопки в погребе этого дома, около поставленного там столба, и что там непременно отыщут в том месте клад. Когда начали рыть, вдруг поднялся жестокий вихрь, который вырвался через отверстие погреба, ударил в соседний дом и сорвал с него часть кровли, которая и обрушилась в погреб. На следующий день колдун, которого известили о происшествии, объяснил, что клада больше на том месте уже нет, что этот вихрь был не что иное, как злой дух, уносивший клад. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

Однажды в Магдебурге компания из 10 человек узнала о том, что в некоторой башне зарыт клад. Кладоискатели заручились подробными сведениями, в каком именно месте зарыто сокровище, где и как, и в какое время надо его откапывать. И вот когда кладоискатели принялись за работу, башня обрушилась и всех их задавила насмерть. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).
Капеллан собора Богоматери в Париже в компании с несколькими знакомыми посредством каких-то волшебных операций узнал о местонахождении клада в одной местности близ Парижа. Но когда они начали рыть этот клад, поднялся страшный вихрь, обрушил какую-то стену, и их всех передавило и перекалечило. Сам почтенный капеллан был так изувечен, что на всю жизнь остался хромым.
Какой-то патер в Нюрнберге отыскал клад, то есть его местонахождение, «при помощи сатаны». С этим вышла та же самая история. Как только он дорылся до ящика, содержащего клад, страшный вихрь развалил дом – и кладоискатель был задавлен развалинами. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

Иногда черти пускают в ход и разные другие способы запугивания кладоискателей.
Однажды компания кладоискателей только что было приступила к рытью клада, как вдруг раздался страшный вопль, как бы исходящий из уст человека, подвергаемого колесованию. Кладоискатели были так перепуганы, что побросали свои лопаты и пустились в бегство, а за ними по пятам гнались все время черти и нещадно били их, провожая таким образом до дома, где они жили. Черти ворвались даже в самый дом и подняли там такой рев и грохот, который жильцами дома и соседями был принят за грозу.
В Неаполе около города есть пещера короля Салара. Проводники обычно доводят путешественников до какого-то рва, а дальше идти отказываются, объясняя это тем, что кто идет дальше этого рва, тот уже назад не возвращается. Однажды до этого рва довели местного аббата, француза и немца. Проводник предупредил их, но они стали над ним насмехаться, взяли каждый по зажженному факелу и начали спускаться в тот ров. Проводник не пошел с ними, а сказал, что останется там, где был, и будет ждать их возвращения. Он очень долго ждал их, но так и не дождался. Через несколько дней после этого было дознано, что три погибшие путешественника были колдуны, что они спускались за кладом и погибли жертвами своей жадности, которая побудила их войти в связь с нечистою силою. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

Известна история кладоискателя, тоже духовного лица, которого дьявол соблазнил искать клад, указав место, где он зарыт. Кладоискатель дорылся до какого-то сундука, около которого лежала страшная черная собака. Но едва нечестивый патер подошел к этому сундуку, как немедленно вместе с ним провалился сквозь землю. Свидетелем этого происшествия был один из друзей погибшего кладоискателя, которого он пригласил с собою, но который не принимал прямого участия в деле и потому был пощажен при катастрофе. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

В одной эльзасской деревне в саду одного из местных жителей проявился клад и проявился весьма странным и чудесным образом. Хозяева того сада видели, как из земли выступал какой-то сундучок. Хозяева сразу догадались, что в этом сундучке должен быть клад. Но как только они подходили к таинственной шкатулке и протягивали к ней руки, она тотчас же опять уходила в землю. И эта проделка повторялась несколько раз. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

На острове Мальте был один человек, из рабов, который утверждал, что владеет силою вызывать демонов и заставлять их открывать и указывать самые сокровеннейшие вещи. Двое мальтийских рыцарей, узнав об этом рабе, взяли его с собою и повели в какой-то замок, где, по их сведениям, должен был находиться клад. Раб-колдун произвел заклинания. Демон явился, раскрыл какой-то камень, и из отверстия его выступил большой сундук. Но едва раб протянул к нему руки, как сундук снова спрятался в скалу, и эта проделка повторилась несколько раз. Колдун, наконец, оставил свои попытки и откровенно признался своим спутникам, что он совершенно ослаб и обессилел и что ему нужно бы чего-нибудь выпить, чтобы подкрепить силы. Ему дали чего-то, и он вновь приступил к тому камню. А рыцари оставались в некотором отдалении и ждали, что будет. Через несколько времени им послышался какой-то подозрительный шум. Они бросились к тому месту, где был заклинатель: они нашли его мертвым и распростертым на земле, а все тело его было сплошь покрыто крестообразными надрезами, как бы сделанными ножом. Рыцари отнесли его на берег моря, привязали к его ногам тяжелый камень и бросили его в море. Тем их приключение и окончилось.
На той же Мальте было еще несколько подобных приключений с кладами. Тогдашние жители острова, мальтийские рыцари, вели беспрестанные войны с неверными, и у них скоплялось великое множество всяких сокровищ, кроме того, они очень охотно предавались изучению тайных наук, то есть, другими словами, более или менее входили в сношение с темными силами. При таких условиях среди населения острова, разумеется, могло возникнуть множество сказаний о кладах, и притом заклятых по всем правилам искусства. Отсюда и множество легенд о кладоискателях и их приключениях.
Одну старуху какой-то дух уведомил о кладе, зарытом в погребе в ее собственном доме. Клад же этот, по словам духа, принадлежал какому-то важному рыцарю. Дух и внушил старухе, чтобы она отправилась к тому рыцарю и его известила об этом кладе. Старуха пошла к рыцарю, но не смогла добиться, чтобы он ее принял и выслушал. Тогда она и вернулась от него ни с чем. На следующую ночь дух снова явился к ней и настаивал, чтобы она известила рыцаря. Старуха начала было отказываться, ссылаясь на то, что рыцарь не желает ее принимать, но дух-известитель начал ее мучить и истязать, и заставил снова пойти к рыцарю. На этот раз испуганная старуха добилась аудиенции и рассказала рыцарю обо всем. Рыцарь ей поверил, захватил с собой людей с кирками и лопатами и отправился к ней в дом. Начали рыть, но в скором времени из вырытой ямы хлынуло такое громадное количество воды, что работу пришлось бросить. Рыцарь после того рассказал обо всем этом великому инквизитору, и тот, хотя взглянул на его попытку, как на великий грех, но все же дал грешнику свое пастырское отпущение, а историю эту повелел занести в летописи инквизиции.                Много лет спустя после того было решено расширить площадь пред соборною церковью. С этой целью были приобретены дома окрестных жителей, и в их число попал дом той старухи, где рыцарь искал свой клад. Когда сносили этот дом и рыли землю, то как раз и нашли тот самый клад, которого искал рыцарь. Тогда из-за этого клада начался спор между главою мальтийского ордена и монахами, владевшими собором. Каждая сторона предъявляла свои законные права на этот клад. Рыцари опирались на то, что весь остров принадлежит им, значит, им же принадлежат и все сокровища, скрытые в недрах земли; монахи, в свою очередь, утверждали, что клад, найденный на их участке земли, им и принадлежит.. Обратились к суду папы, и тот присудил клад рыцарям. А тем временем в дело вступился еще и тот рыцарь, которому клад принадлежал первоначально, как уверял дух, явившийся к той женщине, владелице дома с кладом. Он сослался на запись о своем кладоискательстве, и хотя этим не доказал своих прав на клад, но зато этим было доказано, что демон знал о том сокровище и стерег его. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

В ХVII в. офицер португальского королевского флота Хуан Сандрес нашел древнее индейское захоронение. Оно располагалось в районе Де Прадо (20 км южнее современного Буэнос-Айреса). Почти все ценности, поднятые из земли, были конфискованы государством, и только один кубок офицер смог оставить себе. С этого момента проклятие пришло с неба к его обладателю. Когда кубок оказался в доме Хуана Сандреса, вскоре умерли родители офицера, затем его жена, потом все семеро детей. Пожар превратил в прах дом Сандреса, а сам мореплаватель по ложному доносу оказался в тюрьме. Через 16 лет он вышел на свободу глубоким и больным стариком. Своего обладателя дождался только дорогой, искусной работы кубок. Хуан Сандрес не долго думал и без сожаления избавился от него. (А. Чикин «Хотите найти клад?», М., 2008 г.).


В начале ХVIII столетия в Страсбурге произошла история, которая в свое время наделала много шума. В то время там жил очень известный музыкант Каваллари, родом венецианец. В один прекрасный день Каваллари попросил у начальства разрешения произвести раскопки в старинном монастыре, разрушенном еще во время войн, возникших при Реформации. Музыкант объяснял свое желание тем, что в этих развалинах надеялся найти клад. Узнал же он об этом кладе от одной женщины, которая много раз видела в тех развалинах призрак старого патера, весьма почтенной наружности, в богатой, расшитой золотом одежде, который бросал перед собою целую груду камней. Женщина эта пришла к убеждению, что в развалинах непременно должен скрываться клад, и сумела заразить этою своею уверенностью итальянского музыканта. Разрешение производить раскопки ему было дано. Он произвел эти раскопки, и они увенчались полным успехом: нашли много глиняных горшков, наполненных монетою ХIV и ХV столетий. (М. Орлов «История сношений человека с дьяволом»).

Примеры поисков сокровищ из литературных произведений.
У Н. Гоголя читаем: «… собрался он в дорогу и бережно спустился густым лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. Басаврюк уже поджидал там. Темно, хоть в глаза выстрели. Рука об руку пробирались они по топким болотам, цепляясь за густо разросшийся терновник и спотыкаясь почти на каждом шагу. Вот и ровное место. Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось.  Петро хотел было спросить… глядь – и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.                «Теперь пора!» – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец…
Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью. Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули. «Насилу воротилась, яга! – проворчал он сквозь зубы. – Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай все, что ни прикажет, не то пропал навеки!» Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не бесись, не бесись, старая чертовка!» – проговорил Басаврюк… Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. Ведьма вырвала у Петра цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. «Бросай!» – сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и что за чудо? – цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. «Здесь!» – глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, промолвил: «Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось». Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз… что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и все, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипением. «Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!» – сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку!..  Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из земли; середина ее вся осветилась и стала как будто из хрусталя вылита; и все, что ни было под землею, сделалось видимо как на ладони. Червонцы, дорогие камни, в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись… ум помутился… Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи… Дьявольский хохот загремел со всех сторон. Безобразные чудища стаями скакали перед ним. Ведьма, вцепившись руками в обезглавленный труп, как волк, пила из него кровь… Все пошло кругом в голове его! Собравши все силы, бросился бежать он. Все покрылось перед ним красным цветом. Деревья, все в крови, казалось, горели и стонали. Небо, раскалившись, дрожало… Огненные пятна, что молнии, мерещились в его глазах. Выбившись из сил, вбежал он в свою лачужку и, как сноп, повалился на землю. Мертвый сон охватил его. Два дни и две ночи спал Петро без просыпу. Очнувшись на третий день, долго осматривал он углы своей хаты; но напрасно старался что-нибудь припомнить: память его была как карман старого скряги, из которого полушки не выманишь. Потянувшись немного, услышал он, что в ногах брякнуло. Смотрит: два мешка с золотом. Тут только, будто сквозь сон, вспомнил он, что искал какого-то клада, что было ему одному страшно в лесу… Но за какую цену, как достался он, этого никаким образом не мог понять…                «От черта не будет добра, - поговаривали все в один голос. – Откуда, как не от искусителя люда православного пришло к нему богатство? Где ему было взять такую кучу золота? В самом деле, не прошло месяца, Петруся никто узнать не мог. Отчего, что с ним сделалось, бог знает. Сидит на одном месте и хоть бы слово с кем. Все думает и как будто бы хочет что-то припомнить…
А Петро все тот же, и чем далее, тем еще суровее. Как будто прикованный, сидит посреди хаты, поставив себе в ноги мешки с золотом. Одичал, оброс волосами, стал страшен… 
Пришла колдунья, живущая в Медвежьем овраге. «Вспомнил, вспомнил» – закричал Петро в страшном веселье, и, размахнувши топор, пустил им со всей силы в старуху. Топор на два вершка вбежал в дубовую дверь. Старуха пропала, и дитя лет семи, в белой рубашке, с накрытою головою, стало посреди хаты… Простыня слетела. «Ивась!» – закричала Пидорка и бросилась к нему; но привидение все с ног до головы покрылось кровью и осветило всю хату красным светом… В испуге выбежала она в сени… Дверь захлопнулась за нею так крепко, что не под силу было отпереть. Сбежались люди; принялись стучать; высадили дверь; хоть бы душа одна. Вся хата полна дыма, и посредине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался еще пар. Кинулись к мешкам; одни битые черепки лежали вместо червонцев. (Н. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»).

«Дошел до этого места… - не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Ноги как деревянные стали!   «Вишь, дьявольское место, вишь, сатанинское наваждение; впутается же ирод, враг рода человеческого!»… Сзади кто-то засмеялся. Оглянулся: ни баштану, ни чумаков, ничего; назади, впереди по сторонам – гладкое поле. Начал прищуривать глаза – место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся далеко в небе… Вот куда затащила нечистая сила! Поколесивши кругом, наткнулся он на дорожку… Глядь, в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка… Глядит: свечка потухла; вдали и немного подале загорелась другая. – Клад! – закричал дед… Перетянувши сломленную ветку дерева, навалил он ее на ту могилку, где горела свечка, и пошел по дорожке… Поздненько пришел он домой…               
На другой день, чуть только стало смеркаться в поле, дед надел свитку, подпоясался, взял под мышку заступ и лопату… и пошел прямо… но не нашел того места… На другой день… ввечеру… дед пошел с заступом перекопать новую грядку… Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел… взошел на середину… и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно… Вот и дорожка, мот и могилка стоит. Вон и ветка навалена, вон горит и свечка. Как бы только не ошибиться… Остановился перед могилкою. Свечка погасла; на могиле лежал камень, заросший травою. «Этот камень нужно поднять» – подумал дед и начал обкапывать его со всех сторон. Велик проклятый камень! Вот, однако ж, упершись крепко ногами в землю, пихнул он его с могилы. «Гу!» – пошло по долине. «Туда тебе и дорога! Теперь живее пойдет дело». Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головою его «чихи!» – чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало все лицо.               
- Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! – проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся – никого нет. – Нет, не любит, видно, черт табаку! – продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ… Стал копать – земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звякнуло. Выкидавши землю, увидел он котел.               
- А, голубчик, вот где ты! – вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.               
- А, голубчик, вот где ты! – запищал птичий нос, клюнувши котел. Посторонился дед и выпустил заступ.               
- А, голубчик, вот где ты! – заблеяла баранья голова с верхушки дерева.                - А, голубчик, вот где ты! – заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло.
Дрожь проняла деда.
- Да тут страшно слово сказать! – проворчал он про себя.
- Тут страшно слово сказать! – пискнул птичий нос.
- Страшно слово сказать! – заблеяла баранья голова.
- Слово сказать! – ревнул медведь…

Со страхом оборотился дед: боже ты мой, какая ночь! Ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!
И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя…               
- Черт с тобою! – сказал дед, бросив котел. – На тебе и клад твой! Экая мерзостная рожа! – и уже ударился было бежать, да огляделся и стал, увидевши, что все было по-прежнему. – Это только пугает нечистая сила». Принялся снова за котел – нет, тяжел! Что делать? Тут же не оставить! Вот, собравши все силы, ухватился он за него руками… и вытащил… Схватил скорее котел и давай бежать, сколько доставало духу…               
-Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес! – сказал дед и открыл котел. Что ж бы вы думали такое там было?.. Золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг… стыдно сказать, что такое. Плюнул дед, кинул котел и руки после того вымыл. И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту. (Н. Гоголь «Заколдованное место»).

Ценные вещи, драгоценные камни и отдельные предметы из кладов могут обладать невероятными свойствами. Существуют легенды о том, что бывают проклятые клады, которые несут на себе кровь и смерть. Плата за подобные находки может оказаться жестокой.
Проклятие клада подписывает смертный приговор его обладателю.               

История обнаружения особо ценных кладов сопряжена со многими трагедиями. Известны случаи, когда найденные клады убивали своих первооткрывателей или делали их жизнь невыносимой.
Настораживает неизменно грустный конец кладоискателей, в чьи руки попали вещи большой ценности. Подобные находки опасны для людей. Они связаны с миром мертвых. И тянут кладоискателя за собой…
Поднимая из земли клад, помните, что на вас может перейти его проклятие. Опытные люди, наслышанные о подобных фактах, советуют поднятые из земли и воды клады никогда не повреждать, не присваивать и не дарить – условия невыполнимые.
Взятый из богатого клада и надетый на палец перстень может стать причиной «неожиданно» начавшейся цепи трагедий…
Психологическая зависимость кладоискателей от находок возникает постепенно. Достаточно найти одну ценную вещь, как человек уже не может оторваться от поисков.

Продолжение: http://proza.ru/2011/03/19/439.