О смирении

Марк Олдворчун
                О  СМИРЕНИИ.

    В «Письмах» схиигумена Иоанна (Алексеева), есть такие слова: «Св. отцы советуют: Св. Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости».
    Мне ли, неофиту с мизерным духовным опытом, оспаривать такие авторитеты. Но как воспользоваться этим советом?  Реально и конкретно?

     Если мои «очи мысленные» видят нечто, вызывающее недоумение, и в «церковной литературе», (включая Св. Писание), и в церковном «укладе», (включая  Службу), что же мне делать – зажмуриться?
    Но много ли увидишь из такой позиции!  Ведь через св. Писание Господь говорит с нами.
 Тексты Св. Писания – не мантры,  не заклинания,  душа может воспринять их с помощью Божьей, но лишь через разумение, через знание, –  а как иначе?
 Мы молимся: «…разумети заповеди Твоя», а уж потом «...творити  волю Твою», –  а как   иначе?

     А в наше время, когда появилось  особенно много сект, в том числе псевдохристианских, «толкующих» Библию по-своему, нужда в знании и понимании Св. Писания приобретает ещё одну грань.
   
 Недавно по телевизору показали документальный фильм о том, как группа инвалидов, мужчины и женщины, прошла трудный даже для  «нормального» человека поход по Никарагуа. Они шли через джунгли, поднимались на вулкан. Среди них были колясочники, одноногие на протезах, один слепой. Прилагали запредельные усилия, терпели запредельные муки, единственно, чтобы доказать, главным образом себе, что не смирились со своей судьбой, со уделом «неполноценного». С привычной, «мирской» точки зрения, они – герои: «Человек – это звучит гордо». И они вправе гордиться своей победой.

  А как их подвиг выглядит с позиций христианской доктрины, один из краеугольных камней которой – смирение?  Ведь написано в апостольских посланиях: «Похоть очей, похоть тела и гордость человеческая – не от Бога», «Каждый довольствуйся своим положением!» И даже: «Рабы, повинуйтесь своим господам».
Церковь утверждает: «Если Господь посылает, (попускает) скорби человеку, так это лишь на пользу для его души, и надо не пытаться избежать их, но благодарно принимать, без страдания нет Спасения …»,  и т.п.

Но лишь от недовольства своим положением произошла смена общественных формаций, (или кто-то и  теперь предпочёл бы рабовладельческий стой?), географические открытия, вакцина от «божьего наказания» – чумы и холеры. И самолёт. (Смерд, прикрепивший к телу крылья и прыгнувший с колокольни, был бит батогами не за осквернение культового строения, а потому, что негоже человеку летать, как птицы: –  все были сотворены Господом по роду их, и быть по сему. Аминь).
 
  Не откажись  однажды от смирения рабы Божьи  Александр Невский и Дмитрий Донской, - что было бы с Россией?

Ну, а если «несмирение»  не отечества и веры ради, а ради  достоинства своего, личного? Или просто благоустройства житейского?  Это уже Богу и вовсе  неугодно?

А  как смиренно принять то, что творится в стране и мире, даже, если не можешь никак повлиять на «двойные стандарты», цинизм, вандализм, терроризм – как, узнав, не возмутиться, вознегодовав – не осудить?  Слова-то разные, но смысл настолько близок, что грань  исчезает. Как отделить грех от его "носителя" - человека, охарактеризовать которого можно лишь словом: "нелюдь"?

  Поэтому так непостижимо: «Не противься злому». «Если кто станет судиться с тобой, требуя (твою!) рубашку, (увы, типичная ситуация в сегодняшней России), –  «отдай ему и верхнюю одежду». Куда уж конкретнее!  А, не отдавши, -  согрешишь?
 Поэтому так непредставимо: «Благословляйте врагов своих». «Лелеять» и растравливать свою обиду неполезно прежде всего  для собственного духа, а также и тела. Говорят, от этого язва бывает.  Но ведь не об одной лишь обиде речь!
«Семижды семьдесят раз прости брата твоего». Но если кто-то не только упорно продолжает  нарушать заповедь «Не пожелай…», но, желая, достаточно активно пытается отнять?  Смириться и отдать? Или заведомо согрешить, заповеди нарушить?
Согрешив, – покаешься, … но ведь Исповедь – не «отчёт» о грехах, она предусматривает решимость с Божьей помощью не повторять их. Значит – не отдав мерзавцу по фальшивому ордеру свою квартиру («рубашку»)  вчера, – сегодня покайся, и отдай завтра? И дачу («пальто»)  впридачу?

Да и вообще – мы ведь запираем двери на замок, уходя из дома. Не говоря уж об «охранной сигнализации», камерах наблюдения, и пр.  «Противимся злому»!  Поскольку живём в реальном городе, а не в «идеальном» горном селе.

 (Я не утрирую – в  Евангелии, действительно,  нет полутонов, «нюансов» и компромиссов.  Я не опровергаю – лишь пытаюсь понять внутреннюю логику православной доктрины).

А на войне?  «Если враг твой голоден, накорми его…».  Накорми пленного, лечи раненного. Прости побеждённого. Не мсти. Уважай могилы.
Но кормить и поить голодного врага – «стратегически» неоправданно. Ненависть к врагу увеличивает  «эффективность» солдата в бою, и она «стратегически»  необходима, пока ещё не сбылось пророчество Исайи, пока ещё поднимает народ на народ меч, пока ещё не собираясь перековать его на орало.

Как применить сии заповеди к подонкам, стрелявшим в спины детям в Беслане? И к  матерям  тех детей?

      Есть две антитезы: «Зло побеждается добром» и «Добро должно быть с кулаками». Второе утверждение «идеологи» Церкви  опровергают, но первое применимо только для «внутренней» жизни, и для немногих отдельных случаев межличностных отношений. Или для масштабов всей Вечности.
    Реалии же повседневной «внешней» жизни, условия взаимодействия с нашим  социумом  сегодня пока  таковы, что добро должно быть не только с кулаками, но и с мечом. Иначе миром станут безраздельно править всевозможные Варравы, – того ли хочет Бог? Действительно хочет? Вспомним ещё раз про Норд-Ост и Беслан.
   « Взявший меч от меча  погибнет», - но это может  означать: – взявший меч первым должен знать, что у его жертвы тоже может быть свой меч. Должен быть!

 Однако Святые  Борис и Глеб,  образцы христианской добродетели, были князьями и воинами, и без сопротивления позволили злодею Святополку умертвить себя. За это и были причислены к Лику.
 Христианину надо стремиться по мере сил следовать высоким образцам человеческого духа. Это – бесспорно?
 Так  что же – стремиться следовать названным Святым? Следовать всем нам?  Следовать всегда?

В  Евангелии нет полутонов, «нюансов» и компромиссов.  Если же самому, по своему разумению, вводить «коррективы», добавлять «подзаконные акты», если искать и находить в разных  местах Св. Писания  подходящие «противоположные статьи», – не будет ли это похоже на игры с законом, в которых любят упражняться адвокаты? Но они делают это не Истины ради, а в интересах клиента. Здесь же – сам себе клиент, и адвокат, и прокурор; сам стоишь перед Судом, a priori виновный.  Но, если непонятен Закон, - как покаяться? Надлежит ли каяться митрополиту, освящающему новый авианосец?  Следует ли каяться на исповеди отцу, защитившему от насильника свою дочь всеми доступными средствами?
А свою собственную жизнь? А свой дом? А свой автомобиль, наконец?

  Вспомним, какие бедствия призывает кроткий Давид в Пс.108 не только на своих «личных» врагов, но и на семьи их и на семьи потомков их!  И никакая это не пророческая аллегория, как изображают «толкователи», а страстное воззвание к Богу об отмщении. 
« Возрадуется праведник, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника». (Пс.57). Картина не для человека с образным мышлением.
А ведь эту Псалтирь Православная Церковь традиционно читает по новопреставленным.

     Юристы пытаются, (пока малоуспешно), создать пригодный для практического применения «Закон о Пределах Необходимой Самообороны».
  А какое руководство по практическому применению «Пределов  Необходимого Смирения» для нас, грешных,  предлагает  Церковь?  В Великий Пост, да и в другие дни?

  Евангелия, по-видимому, недостаточно…