Серый 5-6

Анатолий Муравский
5.
               
     Продолжение.  гл. 1,2    http://www.proza.ru/2011/03/12/792;
                главы 3,4   http://www.proza.ru/2011/03/14/338


               
      Сезон окончен, бригада горняков выехала на базу партии, а Михалыч со своим отрядом снова отправился по своим зимовкам. Как всегда он запасался пропитанием на зиму с таким расчетом, чтобы можно было самые холодные дни не ходить на охоту или рыбалку. Хотя на рыбалку зимой он ходил только тогда, когда к нему в зимовье приходили рыбаки с базы партии. И тогда он составлял им компанию.

      Если же мороз до 50-ти или чуть более, Михалыч бродил по тайге. Проверял капканы, ставил петли на коз и баранов. Серый всегда находился рядом и днем и ночью. Иногда, правда, в морозы, когда на небе светило Северное Сияние он отходил от зимовья на берег речки и выл задрав морду к небу. В остальном он ничем не отличался от Тайги и Тумана.

     Один раз в месяц он ходил на базу партии, где сдавал добытые шкурки  на склад; закупал продукты и снова уходил в тайгу. Его совсем не интересовало, кому и куда потом сдаются его шкурки, а тем более по какой цене.

     После очередного посещения базы, Михалыч отправился на дальнее зимовье, в районе которого он охотился на соболя и песца. Собаки, как всегда убежали вперед, а Серый крутился недалеко от хозяина. Когда идти оставалось километра три – четыре, Михалыч услышал выстрел со стороны зимовья. Он насторожился, а Серый оскалив пасть, рванул вперед. Через некоторое время Михалыч услышал, как загудел двигатель машины.

     Подойдя к зимовью, он увидел на снегу окровавленное тело Тумана. Рядом сидела Тайга и жалобно скулила. Серого нигде не было видно. Осмотрев Тумана, Михалыч тяжело вздохнул и проговорил:- Ты честно служил мне все эти годы. Прости, что не защитил тебя.

   Потом он прошел под навес, взял ломик с лопатой и, подойдя к ближайшей лиственнице очистил от снега небольшой участок и стал долбить могилку для своего верного пса. Когда могилка уже практически была готова, возле зимовья появился Серый. Он тяжело
дышал. Язык был высунут, чуть ли не до земли, а от шкуры валил пар, как от парового котла.

- Выследил, куда уехала машина,- сделал вывод Михалыч.
Он перетащил я яму тело Тумана и закопал его. Затем пошел в зимовье, задавая себе вопрос:
- Кто же тут появился? Кому мои собаки стали мешать? Что ему тут нужно было?

     Когда Михалыч открыл дверь, то опешил. В зимовье творился полный погром. Все вещи были раскиданы и перевернуты. Ватные подушка, матрас и одеяло были распороты на мелкие кусочки. Из банок высыпаны на пол все крупы, сахар, соль.
- Что же это такое? Что здесь искали? Неужели золото?- разговаривал Михалыч сам с собой, - Здесь явно появился чужак. Наши все знают, что я равнодушен к деньгам и золоту. Нужно будет вернуться назад на базу и предупредить начальника. Пусть свяжется с кем надо.

    Затем он навел порядок в зимовье. На нары постелил разорванную постель, накрыл байковым одеялом, которое он принес с базы. Затем затопил печь и стал варить себе еду.
- Хорошо, что я сначала сюда зашел,- подумал он,- а то сейчас бы пришлось есть свои заготовки, да остаться без чифиря.
     Он достал из рюкзака продукты, и рассыпал все по банкам. Затем поел, включил свой приемник и стал слушать его. В эфире слышны были хрипы и шипение, изредка прорывались отдельные слова. Покрутив рукоятку настройки, Михалыч махнул рукой, выключил приемник, задул свечку и лег спать, накрывшись полушубком.
    Он спал спокойно, уверенный в том, что Тайга и Серый его надежная охрана…

Это было преддверие лихих девяностых...
   
               
6.
     Всю зиму Михалыч охотился, переходя с одного участка на другой. Его нисколько не пугали лютые морозы, бескрайнее белое безмолвие. Переходя от одного капкана или петли к другому, он постоянно что-то бормотал себе под нос. А если рядом семенил Серый, то он беседовал с ним как с человеком.

    Однажды когда Михалыч собрав свою добычу, направился в поселок, с ним произошел несчастный случай. Дело было так. Тайга, как всегда убежала далеко вперед, а Серый погнался за лисой. Михалыч поторопился за Серым и, огибая небольшой пригорок его левая лыжина неожиданно попала между валунов. Михалыч потерял равновесие и упал, при падении его нога оказалась вывернута в сторону и сломалась. От боли он вскрикнул и потерял сознание.

    Серый бросил преследование лисицы, как только услышал крик хозяина. Он подбежал к нему и потянул за рукав, лежащего Михалыча. Михалыч не шевелился, тогда Серый позвал на помощь Тайгу.  Когда с громким лаем вернулась Тайга, Михалыч пришел в себя. Ему с трудом удалось высвободить свою травмированную ногу. Он попытался встать, но дикая боль пронзила его ногу, и он снова потерял сознание. Когда к Михалычу вернулось сознание, он подозвал Серого и Тайгу.

- Видите, какая беда приключилась со мной,- обратился он к верным своим спутникам,- Идти я не могу. Ты, Серый, останься со мной. А ты, Тайга, беги в поселок за помощью, вперед.
И он подтолкнул Тайгу в направлении поселка.
- Сейчас я попробую сесть на лыжи,- разговаривал он с Серым,- а ты поможешь мне добраться до той листвянки, и я разведу небольшой костер.

     Он с большим трудом снял лыжи и, поставив их рядом с собой, перекатился на них. Несколько минут полежал, набираясь сил, затем подозвал Серого.
- Давай, Серый, помоги мне добраться до дерева,- просил он волка.
     Серый подошел к хозяину. Михалыч набросил на грудь Серого ремень от карабина. Карабин подложил себе под грудь, и обхватил руками.
- Вперед, Серый, поехали.
Серый уперся лапами, и медленно потащил Михалыча к дереву. Михалыч пытался помогать Серому здоровой ногой, но зацепил сломанную и потерял сознание.

     Серый дотащил хозяина до лиственницы, затем повернулся к нему, как бы спрашивая: «Что дальше делать, хозяин?», но хозяин молчал. Он был без сознания. И тогда Серый принял самостоятельно решение. Он развернулся и, напрягая все силы, потащил Михалыча в сторону поселка.

     В это время Тайга добежала до поселка и сразу же направилась к домику Павлова. Тайфун увидел свою мать и стал радостно прыгать вокруг, допытываясь где Серый и Туман. Но Тайга не обращала внимания на Тайфуна, а громко лаяла и призывала на помощь Петровича. Борис Петрович вышел из дома и спросил:
96
- Что случилось, Тайга, где хозяин?
Но увидев, что Тайга лает и бросается по направлению к лесу, понял, что она зовет на помощь. Он быстро оделся, взял ружье, лыжи и последовал за Тайгой. На окраине поселка он остановился, и зашел в домик Забелина.
- Быстро собирайся, Егор,- сказал он,- Что-то с Михалычем приключилось. Тайга одна прибежала и зовет на помощь.

     Егор без лишних вопросов оделся, взял ружье, и вскоре небольшая группа из двух мужчин и трех собак отправилась в тайгу на помощь Михалычу. Примерно через час, они увидели удивительную картину. Навстречу им, упираясь изо всех сил, медленно двигался Серый. От него валил пар, язык тащился по снегу. Тайга, Тайфун и Белка с радостным лаем бросились навстречу Серому. Он остановился и тяжело дышал.

     Подошли мужчины. Павлов наклонился над Михалычем, прислушался к дыханию.
- Живой, только без сознания. А неплохо придумал. Давай, Егор отцепляем ремни от ружей, и запрягаем собак. Если один Серый тащил Михалыча, то три собаки его легко повезут.

     Примерно через час вся команда добралась до поселка, и направилась прямиком в медпункт. Михалыча занесли на руках. Он стонал, но не приходил в сознание. Фельдшер Игнатий, которого в партии называли «коновалом», поднес к носу Михалыча ватку с нашатырным спиртом. Михалыч дернул головой и открыл глаза.
- Ногааа,- простонал он,- кажется сломааал.

     Петрович с Егором раздели Михалыча, при этом валенок на сломанной ноге пришлось разрезать, иначе никак нельзя было его снять. Игнатий ощупал и осмотрел раненную ногу.

- Закрытый перелом,- сказал он,- сейчас наложу шину, а вы отправляйтесь к начальнику,
- нужен санрейс. Возможно, потребуется операция.
     Петрович пошел к начальнику, а Егор отправился домой.
- Точно пишут о преданности волков,- рассуждал он,- собака тоже преданная, но она бы сидела рядом с хозяином, или просто убежала за помощью. А Серый ведь догадался, что на морозе человек долго не протянет, и поволок раненого хозяина.

     На следующий день, как по заказу отпустил мороз, и санитарный рейс вертолета уже до обеда забрал Михалыча в районную больницу, где он пролежал целый месяц.
     Его Тайга и Серый все это время жили возле избушки хозяина. Петрович их там и кормил…




               
окончание  http://www.proza.ru/2011/03/14/351


                рисунок автора