На деревню к дедушке

Валерий Сергеев Орловский
Бабье лето. Сердце России. Маленькая станция.
Из поезда выходят два курсанта в морской форме.
- Морячки, купите что-нибудь для души, - окликает их аккуратная старушка, предлагая, разложенную на газетах, всевозможного цвета и фасона, посуду.
Стас и Олег прибыли в край, славящийся своими изделиями из стекла и хрусталя, ближе к вечеру. И вот на захудалой станции, первое, что они увидели, было ослепительно искрящееся, невообразимо изысканное, манящее и приводящее в растерянность, разнообразие посуды, кухонной утвари и прочих, скрашивающих нашу серую жизнь, поделок. К слову, будущие офицеры и сами выглядели, как начищенные медные котелки: черные фуражки, бушлаты с золотыми якорями, шевронами и пуговицами, широченные расклешенные брюки и сверкающие полуботинки. К подобной экзотике местные жители также были совершенно не готовы.
- Сколько? – дежурным голосом спрашивает Олег.
- Ты только скажи, что тебе глянулось, касатик, - напевно продолжает старушка, - очень не дорого отдам. Детям моим, вишь ли, который месяц получку на фабрике только этим и дают.
Но откуда у курсантов «лишние» деньги? И дома, как такового, тоже, пока нет. Стас, хоть и женился недавно, но обрастать хозяйством, не намерен: через год выпуск и распределение, а куда судьба забросит молодого лейтенанта, ни одна гадалка не знает. Так что, греметь в дальней дороге чашками да плошками ему не по душе. Мгновенно сориентировавшись в обстановке, он переходит в контрнаступление:
- Бабуся, а у тебя есть чайник с тремя носиками?
- Помилуй, сынок, а на что такой-то?
- Это чтобы чай сразу в три стакана наливать. На троих "соображать", - смеется Стас.
- Такого нет, - расстроилась пожилая женщина. – Может, обыкновенный возьмете?
- К сожалению, - серьезно подытожил Олег, - нам нужен именно с тремя носиками, - и ребята важно пошли дальше.
- До Пузской Слободы далеко? – спрашивают они у другого продавца.
- Километров, почитай, двадцать, - отвечает тот, пряча улыбочку в прокопченные махоркой усы.
- А как туда можно добраться?
- До Пузы-то? – «окает» мужичок. – Туда, милай, вы только на попутках и доберетесь, но ныне их уже не будет – поздно.
- Зачем я только с тобой связался?! – взрывается Олег, - «отдохнем пару дней в деревне», - передразнивает он друга, - а заночуем теперь, скорее всего, на вокзале, - кивнул он на убогое строение.
- Не-а, - вмешивается в разговор продавец, - не заночуете: его на ночь запирают.
- Тьфу, - сплюнул, не менее раздосадованный Стас. Он тоже чувствовал себя куском динамита, но с фитильком чуть-чуть подлиней. - Пошли искать транспорт.
Побродив около часа по окрестным деревенским дворам, курсанты все-таки уговорили одного из местных парней за приличные деньги и бутылку водки, предназначенную в подарок, отвезти их на мотоцикле с коляской в злополучную Пузу.
- К кому приехали? – интересовался лихой рокер, еле удерживая руль на колдобинах и ухабах.
- К деду жены-ы! - кричал ему в ухо Стас, подпрыгивая, как баскетбольный мяч. – Сама-то она не смогла-а, вот я друга и прихвати-ил, чтобы не скучно было-о-о!
В Слободу въехали, когда уже темнело. На селе, как известно, люди рано встают, но и рано ложатся. Единственная улочка была безлюдна. Только, остервенело лая, бросались на высокие заборы лютые псы. Ребята проголодались, устали и порядком продрогли. Не без труда, отыскали нужный дом, и долго стучали в запертые ворота. Наконец в окнах зажегся свет. На крыльцо вышел косматый, как домовой, дед с топором в руке.
- Кто там? – грозно крикнул он в густые сумерки.
- Это я, ваш внук, - севшим голосом ответил Стас.
- Нет у нас никакого внука! – рявкнул дед, который, к слову, на свадьбе не присутствовал, а оставался дома, чтобы присмотреть за скотиной.
- Я муж вашей внучки Оли, - растерявшись от такого приема, промямлил Стас.
Дед хлопнул дверью, но через пару минут появился вместе с бабкой. Она-то и устроила «внучку» настоящий допрос с пристрастием: кто ты, откуда, как зовут? Дотошно выяснила всю родословную. После успешной сдачи этого экзамена, старики принялись обнимать и целовать своих обескураженных гостей, повели их в дом, скоренько собрали на стол. Хозяин, кряхтя, достал из-под пола запотевшую четверть.
- Эту наливочку из черноплодной рябины я берег именно для такого случая. Угощайтесь, соколы, а чуток погодя, я сведу вас в баньку, мыслю, она еще не совсем остыла, - и разлил по стакашкам рубиновый, душистый напиток.
- Вкусно-то как! – в один голос простонали парни после первого глотка сладкой и ароматной наливки.
- Фамильный рецепт, - довольно поглаживая бороду, ворковал дед. – Пейте на здоровье, но, чур – осторожно: по ногам дюже бьет.
- Да мы крепкие, дедушка, - хорохорились курсанты, прислушиваясь к внутренней музыке и уплетая за обе щеки простую, но вкусную крестьянскую еду. Да и что может выглядеть милее и аппетитнее картошечки с грибами, огурцов и лука в сметане, каленых яиц и домашнего сала?
- Крепких - тоже бьет! – добродушно продолжала наставлять молодежь хозяйка дома.
Короче говоря, когда очередь дошла до бани, то парни, сохранившие довольно свежие головы, не смогли подняться из-за стола, и были заботливо отправлены отдыхать в просторные сени.
-Это просто «спотыкач» какой-то, - бормотал, засыпая, Олег. - Однако, до ужаса приятный…
Наступившее утро, вопреки ожиданиям, оказалось «добрым». Голова, как, впрочем, и все остальные органы и системы, функционировала нормально. Настроение было прекрасным, состояние духа – бодрым, тело – отдохнувшим. Ребята с удовольствием попили парного молочка, затем прогулялись в ближайший лесок, собрав по лукошку черных груздей, накололи для разминки поленницу дров, потренировались с лопатами в огороде. Во время обеда Стас спросил:
-Деда, до чего же нам твоя наливочка понравилась… Поделись рецептом.
-Нет, не проси, - посерьезнел старик, - ты пойми, внучок: старые мы стали, одиноко нам… Лучше приезжайте почаще: завсегда угощу. Теперь специально для тебя, ее делать стану, и ждать буду… - тут дед замолчал, отвернулся и зачем-то вышел в сени.
Когда через день на станции курсанты ожидали свой поезд, их окликнула знакомая старушка:
-Морячки, что же вы мимо-то проходите? Я ваш заказ выполнила.
-Какой заказ? – удивились ребята.
-Ну, как же, а чайник с тремя носиками кто у меня спрашивал? Вот он – сыны намедни сработали. Берите.