Телевизор-то смотришь...

Саша Тумп
          Иду. Дядя Витя сидит на лавочке. Присел и я. Мне не к спеху, а ему – новый человек.
          – Здоров будь, дядя Витя. Как жизнь молодая?
          Вроде, как шучу, я.
          – Здоров. Ты-то, сам как? Батька как? Дома-то ладно всё?
          – Да, вроде – «слава Богу». Живем.
          – Вот и я… Живу… Весна. Солнышко вишь разохотилось. Морду жгёт, а по спине мурашки… Вроде, как девка, руки греть засунула… Девки… Да. Бокогрей…
          Бокогрей, март-то, говорю…
          – Бокогрей, дядя Витя…
          – А я вот, сижу и что-то мне в голову так – «тюк»… Думаю, а почему, вот, у нас ни одной путной вещи не назвали на букву –«хэ».
          Вот сижу, перебираю слова, нет… И так посмотрю, и этак… Нет у нас ни одной вещи-то путной на «хэ»! На «хэ» – только хрень в голову и лезет всякая… Да!
          – Ну, чтой-то… А «хомут» – на «хэ». Вещь нужная.
          – «Хомут», говоришь?..  Нужная. Да!
          Ты вот сказал – «хомут», а я сразу вспомнил анекдот,  любимый Александра Васильевича…
          – Какого, Александра Васильевича?
          –  Сказал, что? Или показалось?
          – Какого Александра Васильевича? Говорю…
          – Как какого? Суворова. Старики баяли, что анекдот у него любимый был. Про солдатскую смекалку, значит. Всегда его рассказывал…
          Вроде, как идет он однажды –  посты проверял.  Видит,– солдат на часах у конюшни спит. Прижался к ружью и спит.  Думает:–Разбужу,– скажет, паршивец, что не спал ведь…  Снял он хомут и тихонько одел на шею солдата, да как гаркнет: – Спишь, служивый, на посту-то?..
          А тот встрепенулся и отвечает по форме:– Никак нет, ваш броть, глаз не сомкнул, вот хомут чиню…
          Дядя Витя довольный, хрипло засмеялся.
          – Да, не сразу маршалами становятся… Тоже походишь тут… Глаз да глаз нужен…
          Он опять хохотнул.
          – Ты телевизор-то смотришь? – повернулся ко мне.
          – Смотрю. Батя воткнёт его с утра, тот и распинается…
          – А я вот нет,  – смотрю.
          И знаешь, что я понял?
          Что вот про эти убивства, про безобразия, про хрень всякую,  не даром кажный день говорят…
          Я понял, что, значит, они так тебе говорят, чтоб ты радовался, что это не с тобой приключилось. Чтоб ты видел, что у других похуже будет. Чтоб ты, значит, сидел и молчал в тряпочку, а то спугнёшь... накликаешь  на себя беду-то… Вот!..
          …А ведь, страсть, что только не говорят!
          Решил, вот, посчитать, что хорошего скажут. Засек время, думаю – «буду пальцы загибать».
          Один говорит, холеный такой, мы, говорит, детсадики строим… Я загнул палец, а сам думаю:"Это ты то строишь?.. Кирпич, чай, только на картинке видел, или у себя на катедже, или каком, прости Господи… Строят они! Народ строит, а они только кирпичи воруют…"
          Пока думал, – забыл про них, про пальцы-то.
          Так и сидел с загнутым. Потом смотрю – палец загнулся – думал, всё дожился… Нет, сам распрямил,палец-то. Напугался было… Вот еще не хватало, чтоб пальцы скрючило…
          … Слушай!.. Мне кажется или нет, что дикторы теперь только половину слов говорят? И вроде, как все,– картавят?.. Говорят, а вроде,– как во рту конфетку держат или пуговицу… Вроде, как через губу с нами разговор ведут... Вроде, как они - "О-о-о-о...", а мы хрен на блюде...
          Ой, сёк я своих за это… Сёк… бывало. Не давал язык ломать-то.
          ...Или бегать и верещать начнут... Верещат, как поросята малые... Руками машут... Как молодка, что мужика с соседкой на сеновале своём застукала....
          ...Да... застукала...
          …Про чё это я?.. А…
          "Страсти кругом", – говорю… Вот послушаешь их … «ЖКХ»!..  Ведь ужас, что творят… Ужас. Как народ там, в городе… Виданное ли дело, чтоб за твоим домом, кто другой приглядывал… Ужас!..
          … А?!.. Про слова-то на букву «хэ»…
          Вот про «ЖКХ»-то и вспомнил… Нет добрых вещей-то, чтоб на букву «хэ» начинались… Вот, как думаю!..
          Да! «ЖКХ» – страсть, что делают-то с людьми… Ужас слушать-то… А жить там людям как?
          Дядя Витя задумался.
          – Ну, ты зря так, дядя Витя. А – «хронометр»! Нужная, полезная  вещь. На «хэ»! – привёл я пример.
          – Оп..п..п..па... Во, начудил! Во, сказал! Ну, хохмач – ты…! Надо же придумали… С вами от скуки не умрешь!..  Надо же такое придумать?.. Не слышал… Не слышал!..
          Дядя Витя смеялся, как простуженный ворон на березе.
          – Во… Ну, насмешил… Ну, порадовал…. Чёрти чё!..
          Он согнутым пальцем убрал навернувшуюся слезу.
          – Во, порадовал!.. Не смеялся так давно… Иди уж… Балабол!
          Мне было радостно за него. Я встал и стал прощаться.
          – Ты, это…  Слушай… Будешь идти в другораз, занес бы посмотреть, что за «хренометр» такой… Не видел… Не видел…
          ...Как работат-то?.. Принципу-то какого?..  Хэ–хэ–хэ… «Хренометр»!..  Железный поди... холодный… Брр!
          Ой,  и далеко  же народ-то зашел в глупости своей…
          Прости их, Господи, дураков-то этих!.. Хрен им мерить по кой-то хрен понадобилось…
          Дядя Витя опять раскаркался… заскрипел, глухой чёрт, как калитка на рассвете…