Последние сутки в Италии

Кора Журавлёва
      Вернувшись домой, мы поужинали, посмотрели телепередачи и легли спать. Всё было, как и у меня дома в Бухаресте, за исключением того, что у Лучии детей не было. Район, где проживали Лучия и Марио, действительно можно было назвать «спальным». Ни одного звука не было слышно с улицы из-за окон дома. Я не слышала даже, как Марио уехал на работу в Турин, поскольку гаражи запрещено иметь рядом с жилыми домами.      
      Очень мне понравилась идея ограждения нескольких домов на одной территории, у которой была своя котельная, а на случай отключения электричества в городе или аварии, имелась территориальная подстанция, исключающая прекращение подачи электроэнергии.
      При въезде за огороженную территорию имелся домик сторожа, наблюдающего за жителями и гостями. Именно он подсказал мне, как найти дом и подъезд Лучии, когда я только приехала в Милан. Кроме того, у сторожа-консьержа была прямая связь с каждой квартирой во всех домах жилого комплекса, и он мог сообщить о приходе того или иного ожидаемого или нежелательного гостя. Очень всё это мне понравилось. Нужно будет рассказать об этом у себя на работе.
      Понедельник! Однако, Лучия была дома. Я подумала, что она не пошла на работу ради меня, но Лучи успокоила меня, сказав, что она не работает. В Милане найти работу непросто, потому что у неё нет определённой подготовки, а браться за любую работу, не хочет она сама. К тому же Марио хорошо зарабатывает, и им хватает не только на хлеб, но и на масло. Они самостоятельно, без чьей-либо помощи, взяв небольшой кредит в банке, смогли в течение года выплатить ссуду за эту удобную квартиру и купить машину. Марио очень ценят на работе и с нового года ему обещают престижное повышение по службе. Лучи собиралась стирать и я поняла, что буду предоставлена сама себе. Я попросила рассказать мне, как добраться до центра Милано на автобусе. Всё оказалось проще, чем я предполагала.

                *****

      Так же, как и утром в день приезда, так же, как и в вечернее время, город бурлил нескончаемыми потоками машин и толпами, куда-то вечно спешащих миланцев. Времени у меня было в обрез. Завтра вечером 21 сентября, я должна была покинуть Италию. Вся эта уличная спешка и озабоченность мелькающих лиц, не располагала меня к спокойному созерцанию городских достопримечательностей.
      Решив ограничится тем, что я видела ночью, я направилась к Дуомо ди Милано. Моё впечатление от собора, виденного ночью нисколько не изменилось. Просто днём я могла рассмотреть более детально то, что сумерки скрывали от моего взора. Должна признаться, однако, что ночью собор выглядел более таинственно из-за игры света и тени, этого колосса, освещённого мощными прожекторами.
      Площадь Дуомо была почти пустынна, вероятно, потому, что врата собора были закрыты для посетителей из-за внутренних реставрационных работ. А может быть потому, что миланцы не любят попусту терять время? Не везёт мне с соборами, ни в Риме, ни в Милано! Жалею, что не купила карту Милана. Побродив по центральным улицам города, и повторив вечернее путешествие по уже знакомым улицам, я неожиданно вышла к галереям Виктора-Эммануила.
      Эта группа галерей состоит из четырёхэтажных зданий, расположенных радиально по отношению друг к другу, со сквозными арочными проходами, застеклёнными вверху. Под стеклянными арками, соединяющими крыши зданий и между строениями внизу, находится проход шириной, примерно в пятнадцать метров, выложенный великолепной мозаикой из цветного мрамора и керамической плитки. Цветные фрески на стенах комплекса и искусно выполненные барельефы создают ощущение, что ты находишься не в огромном торговом комплексе, а в галерее искусств. В какой-то степени это так и было. Невозможно было осмотреть и осмыслить всё, что хотелось бы, за короткий период времени, которым я располагала.
      К тому же у меня не было гида, как в Риме, который помог бы мне разобраться в том, что я видела. Магазины, расположенные на первых этажах, этого арочного произведения архитектуры, призывно зазывали покупателей великолепием своих выставленных товаров. Предлагаемые в витринах цены на эти товары, не позволили мне даже просто войти в магазин, чтобы полюбоваться красивыми вещами, памятуя о своём конфузе в Риме на улице Корсо.
      Итальянские лиры у меня ещё оставались. Сделав некоторые подсчёты, чтобы вообще не остаться без денег, дозволенную для себя сумму я потратила в более доступных моему карману магазинах Милана.
      Мне некуда было спешить, никто меня не ждал к какому-то определённому часу, поэтому путешествие моё по улицам Милана закончилось лишь к вечеру.
      Легко преодолев расстояние до небоскрёба «Пирелли», служившее мне городским «маяком», я у вокзала села на автобус, который привёз меня почти до дома Лучии. Пройдя через территориальную охранную систему я позвонила в квартиру, где меня, оказывается, ждали и даже волновались. В то время мобильная связь ещё не появилась даже в Италии. Лучи жалела, что не пошла со мной и обещала на завтра исправить эту ошибку.      
      Завтра она действительно мне была бы более необходима, потому что нужно было компостировать билет до Белграда, а сама бы я не справилась. Вечер прошёл, как и вчера: ели, пили, разговаривали, смотрели телевизор, легли спать. Такой распорядок меня даже устраивал, после насыщенной программы на юге Италии. Легче будет вписаться в свою собственную программу по возвращении в Бухарест, где меня ждала работа, будни полные забот, но и радость встречи со своими любимыми людьми.

                *****

      Мой последний день в Италии. Утром мы с Лучией не спешно позавтракали, оделись, и она предложила мне сходить с ней в супермаркет, который находился недалеко от дома. Таких магазинов в Бухаресте тогда ещё не было. Мне впервые довелось увидеть огромное пространство, разделённое полками и прилавками, заваленными различными продуктами и товарами не только пищевыми, но и всем, что необходимо в хозяйстве, начиная от полотенец и одежды до гвоздей и цветов. Именно экзотическую лиану в маленьком горшочке мне и подарила Лучия. Забегая вперёд скажу, что три листика лианы, привезённые домой, через два года заплели всю лоджию нашей квартиры в Бухаресте.
      В этом же магазине Лучи купила сепию. До сих пор мне не только не приходилось, есть этого осьминога, но и видеть-то его я видела только на картинке.
      Лучи сказала, что это просто вкуснятина, а покупает сепию она специально в честь моего приезда. С иронией взглянув на себя самою, я подумала: «Может быть лучше сказать, в честь моего отъезда?».
      Когда Лучи пришла домой, она почистила сепию от внутренностей и положила в холодную воду с несколькими капельками уксуса.
- «Теперь мы можем ехать в город, а когда приедем, я научу тебя, как приготовить блюдо из сепии» - довольная собою сообщила Лучи.
      Шагая рядом с Лучией по городу, я не задавалась больше вопросами, где мы идём и что видим. Она сама рассказывала мне о наиболее интересных местах. Для меня лично Милан был крупным деловым центром Италии. Здесь всё подчинялось разумности и деловитости. На вокзале Лучи быстро нашла необходимую нам билетную кассу, и через несколько минут у меня не осталось и тени сомнения, что моё путешествие не только по Италии, а вообще подходит к концу. Пробежавшись ещё раз по каким-то магазинам, и совершив последние покупки, мы отправились домой готовить сепию.

(Рецепт! К исполнению – необязателен.)
Серовато-голубоватое «существо» вынули из воды, а пока оно стекало, Лучи стушила лук, морковь, какие-то коренья и грибы. Смешав готовую массу с небольшим количеством майонеза и сырым взбитым яйцом, она наполнила полость между щупальцами, освобождённую от внутренностей, положила сепию на противень, снова полила майонезом и поставила в духовой шкаф запекать это «чудище». Через какое-то время запахло рыбой. Только, пожалуйста, не принимайте примерное описание приготовления блюда за настоящий рецепт, это лишь приблизительно то, что я смогла запомнить.

      Мы с Лучией управились со всеми делами, к приезду Марио с работы. Экспансивный Марио старался сделать наш ужин праздничным и интересным. Действительно вечер удался, но неумолимо приближалось время, когда нам нужно было отправляться на вокзал. Завершив последние сборы своего багажа, я готова была к отъезду, но тут вошла Лучи в комнату и попросила меня передать своей сестре и маме письмо и небольшой пакет. Разве я могла отказать? Пришлось снова перетасовывать свои вещи, чтобы всё поместилось.
      Наконец, всё было готово к отъезду. Марио подъехал за нами к воротам на своей машине, и мы отправились на вокзал. Вокзал Милано это строгое, но красивое здание с широкой внутренней лестницей посредине, но рассматривать всё, мне уже ничего не хотелось. Впервые за две недели, я чувствовала лёгкое беспокойство, непонятное мне самой. Тепло, простившись со мной, Лучи и Марио посадили меня в вагон и не уходили, пока поезд не начал движение. Я видела их стоящими на перроне столько, сколько могла.

Прощайте, друзья!
Прощай, Италия, прощай!
           Мы снова встретимся едва ли,
                хотя для новых встреч с тобой
                везде монеты оставляли!
Прощай, Италия с бурной прошлой и современной историей! Колдовство воспоминаний об Италии будет сопровождать меня ещё много, много дней, месяцев, а, скорее всего всю жизнь!   

(продолжение следует)  Возвращение из "зазеркалья". Белград  http://www.proza.ru/2011/03/21/1866