Отъезд из Костромы

Павлова Вера Калиновна
На фото Смольный Собор, в левом здании подъезд №9 -
Управление культуры Леноблисполкома в 1982 году.
               
      Начался 1981-82 учебный год – последний год моей работы в Костроме, также весьма насыщенный событиями, разнообразной деятельностью. Продолжались мои контакты с вокалистами. Я продолжала работать над своим голосом.

      В концертах оперно-вокальной студии мы с Абрамовой Л.Н. стали петь дуэтом и в составе вокального трио: альт, тенор и сопрано. Мы пели трехголосные ансамбли Моцарта, Шуберта, дуэты компрзиторов-классиков.

      Продолжалась моя дружба с замечательным, большой души человеком – Ниной Петровной и её семьей.

      Пришел ответ из Криворожского музыкального училища, где была высказана заинтересованность моей творческой биографией, а также сообщалось о перспективе предоставления квартиры через год-два в результате смены поколений на хоровом отделении училища и возникновения вакансий.

      Летом 1982 года я предприняла поездку в Ленинград  с целью выяснения наличия вакансий и социальных перспектив в Ленинградском областном управлении культуры.

      Мой послужной список был таков, что смело можно было конкурировать при наличии альтернативы. Была определенная усталость от одиночества в городах без роду, без племени.

      Я решила попробовать вновь переехать к Марии, чтобы хотя бы иногда иметь возможность общения с родным человеком. На место преподавателя в Ленинградских музыкальных училищах я рассчитывать не могла: имело место перепроизводство собственных кадров.

      Должность директора детской музыкальной школы. – наименьшее, на что я могла бы согласиться.

      Для начала я решила встретиться с ректором Ленинградской консерватории в то время Чернушенко Владиславом Александровичем. После Курсов повышения квалификации в 1980 году мы не встречались.

      Он и раньше высказывал мысль о возможности и необходимости моего приезда в связи с обстоятельствами в училище и просил ставить его в известность об этом. Это та возможность, которую я не использовала в своей жизни. Меня можно обвинить только в робости и стеснении.

      Насколько упорная и настойчивая в достижении профессиональных дел, позднее и в должности директора ДШИ, настолько робка и даже беспомощна в решении личных вопросов, чего-то лично для себя.

      …  Изложив ситуацию, как она есть, я предложила возможную для себя должность. Владислав Александрович набрал номер кабинета управления культуры Леноблисполкома. Там работала в должности заместителя начальника управления его бывшая однокурсница.

  -  Да – да, консерватория.
  -  В Костромском музыкальном училище, - продолжал он отвечать на вопросы визави на другом конце провода.
  -  Член партии, да.
  -  Главное, человек хороший, - заключил он.

      Он написал записку с адресом, куда и к кому обратиться, и подал её мне. И снова напутствие.
   -  Будете в Ленинграде, заходите сюда или в капеллу. Мне интересно, как у  Вас всё будет (сложится). И в Управлении чаще бывайте…

      Но за множеством дел я и забывала об этом, и далеко не всегда была возможность во времени у меня, окунувшейся с головой в проблемы школы, выезжать в Ленинград. Кроме того, считала, что можно показываться после достижения каких-то результатов работы, деятельности своей или школы…
А  на достижение результата уходило время…

      …Затем разговор состоялся в кабинете заместителя начальника управления культуры  Леноблисполкома  Можейко Л.Д. Она осталась удовлетворенной моим профессиональным прошлым и сразу предупредила, что перевода не будет, так как её не поймут в обкоме КПСС, если она таким образом будет «устраивать» специалистов из периферии.

       -  Школа в полутора часах езды от города, школа трудная,- сказала она. В ДМШ я не поехала, но была на августовском областном педагогическом совете, где эту школу ругали по всем статьям.

     О перспективе получения квартиры речь могла идти только по результатам работы. Я согласилась: мне ли привыкать к трудностям? Я их не боялась.

     Примечательно то, что за тысячи километров я ездила знакомиться с возможным новым местом работы, а будучи здесь, в Ленинграде, приехать в Любань не догадалась… Мы договорились созвониться перед началом учебного года.

       - И не жаль Вам Вашего училища? – воскликнула  Любовь Дмитриевна в последнем состоявшемся между нами телефонном разговоре перед моим отъездом в Ленинград. Смысл его дошел до меня гораздо позже...
               
     Когда весть о моём отъезде из училища стала всеобщим достоянием, как-то, будучи в библиотеке, Дима Сазонов – студент теперь уже четвертого курса, увидев меня, выразился: «Бледнеет наше училище», имея ввиду мой отъезд. Мне было приятно смелое и зрелое суждение Димы, в професиональном развитии которого имелся и мой вклад.

     В училище был дефицит с классами, не было концертного зала. Все общие мероприятия проходили в находившемся неподалеку дворце Текстильщиков. Газета «Северная правда» переезжала в новое, выстроенное для неё здание. Городским советом было принято решение о передаче бывшего здания газеты находившемуся рядом музыкальному училищу.

     По этому случаю в нём был объявлен капитальный ремонт. Кроме внутреннего ремонта предполагалось строительство зимнего перехода между зданиями на уровне второго этажа.

     Два года продолжался ремонт, проходивший и в учебное время. Училище, практически,  решило проблему с классами.
 
     Блуждал слух о каких-то злоупотреблениях…, но через полтора года после моего отъезда слух обрёл свою плоть и имел неприятные последствия для директора…

     Новым директором училища был назначен Шурыгин Виталий Александрович, бывший заведующий кафедрой музыкального факультета Костромского педагогического института (позднее – университета).

     Бывший однокурсник Чернушенко В.А. по Ленинградской консерватории, Шурыгин В.А. - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, - человек весьма грамотный, располагавший к себе доброжелательностью и уважительным отношением к людям.

     Примерно, в это же время сменилось руководство и на хоровом отделении. Заведующей  дирижерско-хоровым отделением стала Волкова Л.А. 
       
     Заявление мое Константиновым В.М было подписано без промедления. Сожалела секретарь партийной организации на том основании, что в последующем прочила меня на пост секретаря вместо себя и надеялась, наконец, отдохнуть от партийных забот.

           -  Если бы Жанодарова, секретарь райкома, не была сейчас в отпуске, вряд ли она Вас отпустила, - сказала Инесса Евгеньевна. 
Отправлен контейнер, куплен билет...

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/03/25/406