Часть 4 Последняя стоянка

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/18/847

Итак, ровно через месяц после выхода из Петербурга, 28-го августа 1912 года на шхуне закончили погрузку припасов, воды и угля. Можно было отправляться дальше. Брусилов, учитывая, что часть команды поменялась, заключил новое соглашение со всем экипажем.

Это был очень важный юридический момент, теперь командира никто не мог обвинить в том, что он нарушил условия договора. На следующий день отправились в море. В плавание вышли с экипажем в 24 человека вместо 30 по штатному расписанию.

С одной стороны, это было даже неплохо: с управлением судна экипаж справлялся, а запас продовольствия взяли на полтора года из расчета 30 человек – можно даже просить добавку за обедом.

Путь к Новой Земле из Александровска занял  несколько дней. Шли под парусами и парами. В проливе Югорский шар передали почту на шхуну «Нимрод», которая была зафрахтована экспедицией беспроволочного телеграфа, и двинулись дальше, в Карское море.

Эта почта оказалась последней, которую получили от путешественников их близкие и друзья. Брусилов, видимо одумавшись, сделал попытку нанять в экспедицию вместо Жданко студента-медика, который, после окончания строительства радиотелеграфной станции на острове Сокольничий ожидал прибытия парохода.

Но студент отказался: ему предстояло сдать на ожидавшийся пароход «Иоанн Богослов» материальные ценности.

С непроходимым льдом «Святая Анна» встретилась сразу на выходе из пролива. Повернули, спасаясь от него, в Байдарацкую губу. Некоторое время еще продвигались вперед, ломая лёд длинными шестами и маневрируя с помощью парусов и машины, пока окончательно не вмерзли в береговой припай, милях в восьми от берега.

Находились в постоянном напряжении. Провизию из трюма перенесли в большую рубку на верхней палубе, чтобы в случае гибели судна можно было захватить её с собой. Командир с частью экипажа по некрепкому льду направился на берег.

Заночевали на льду, поставив палатку. Температура была минус 15 градусов. Несколько дней участники экспедиции расчищали дорогу во льдах, чтобы перетащить на судно найденный на берегу плавник и таким образом сэкономить топливо.

Питался экипаж двумя группами. Комсостав: Брусилов, Жданко, Альбанов и два гарпунера – в офицерской кают-компании, в которой раньше кормили пассажиров. Гарпунеры, по традиции, считались элитой на зверобойных судах.

Остальные ели в помещении для команды. Совместные трапезы объединяли людей. За столом кают-компании всегда было весело, сидели у самовара, подшучивали над смущением Ерминии, когда ее называли хозяйкой и просили налить чая.

Играли в домино, читали: Брусилов перед отправлением купил для шхуны небольшую библиотеку. Слушали граммофонные пластинки. На льду, рядом с судном, построили баню.

Командир организовал соревнования на лыжах и коньках, после которых в палатке угощали участников и зрителей горячим шоколадом, печеньем, сладостями.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/18/867

На фотографии: штурман Валериан Иванович Альбанов