Отверженные. Виктор Гюго. Мои коллекции

Раев Анатолий Михайлович
      Мне трудно сейчас припомнить то время, когда я пристрастился к чтению книг. В детстве оных наклонностей не имел. Юность моя подобное исключала полностью. Ну, а зрелость... Видимо, да. Отсчёт, пожалуй, начинать надо отсюда и по одной простой причине: откуда же ещё? Сейчас в моём "арсенале" чуть более 1000 печатных изданий. "Печатные издания" я пишу вполне осознанно: читаю я всё подряд не взирая художественная ли литература, беллетристика, периодика ли. Да и научной не брезгую. К этому могу добавить, что если взял в руки издание - понравилось, не понравилось ли читаю до конца. И этому есть причины. Я обратил внимание на то, что во всех, даже глупых или мало понятных для моего разума произведениях всегда найдутся изречения, высказывания, обороты очень даже интересные. А в некоторых случаях и восхитительные. Ну разве не замечательно М. Горький в своём рассказе "Проходимец" подметил, что "... человек всегда немножко рисуется, кто бы он ни был." Опровергните это? Или вот у Толстого: "Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света." Это "Анна Каренина". Оборот такой как вам: "В три часа я приехал в Английский клуб, названный так потому, что вряд ли хоть один англичанин принадлежит к нему", - К. Фрэнкленд. Из книги "Жизнь Пушкина рассказанная им самим и его современниками". Ну, а вот Виктор Гюго в своих "Отверженных" рассказывает: "Ей предлагали такое же удовлетворение, как той арабской женщине, которая получив пощёчину от мужа, пошла жаловаться своему отцу, требуя отмщения. "- Отец! - сказала. - Ты должен воздать моему мужу оскорблением за оскорбление". Отец спросил: "В какую щеку он ударил тебя?" - "В левую". Отец ударил её в правую и сказал: "Теперь ты можешь быть довольна. Поди скажи своему мужу, что если он дал пощёчину моей дочери, то я дал пощёчину его жене". Не остроумно ли? А какое поучение!
      Таких выписок у меня много. Я бы и далее продолжил свои изыскания, однако, увы, жизнь ограничена, а это занятие отнимает очень много времени. Да и интересами теперь владею я другими.
      Как вам известно, всякое количество переходит в качество. Кажется момент такой у меня наступил. Я готов с вами поделиться кое-какими своими познаниями в этой области. В основном выписывал всё так, как и было. Единственно жалею о чём - почти не указывал на героя, коему принадлежит то или иное высказывание, та или иная характеристика. Но и то успокоительно, что какой бы герой чего не говорил, да уста-то его вещают устами автора, то бишь человеком написавшим эту книгу или статью.
      Я не буду делать каких-либо пространных анализов, пояснений или комментариев к выписанной цитате, речевому обороту или характеристике кого в целом. Не в этом моя задача. Я просто решил вас ознакомить с тем, что меня заинтересовало в той или иной книге.
      Для начала возьмём к примеру того же Виктора Гюго. Его "Отверженные". Вот в томе первом его десятитомника Собрания сочинений редактируемого М. Ваксмахером и корректируемыми Б. Тумяном и Т. Филипповой и выпущенном издательством "Художественная литература" в 1987 году есть такое:

      стр. 20. ... Мириэлю (здесь вот указан герой) пришлось испытать судьбу всякого нового человека, попавшего в маленький городок, где много языков, которые болтают, и очень мало голов, которые думают...

      Стр. 21. ... Это была девственница, более того - это была сама душа. Она казалась сотканной из тени; ровно столько плоти, сколько нужно, чтобы слегка наметить пол; комочек материи, светящийся изнутри; большие глаза, всегда опущенные долу, словно душа её искала предлога для своего пребывания на земле.

      Стр. 30. Быть святым - исключение; быть справедливым - правило.

      Стр. 30. Как можно меньше грешить - вот закон для человека. Совсем не грешить - это мечта ангела. Всё земное подвластно греху. Грех обладает силой притяжения.

      Стр. 31. Когда душа полна мрака, в ней зреет грех.

      Стр. 33. Самые высокие побуждения чаще всего остаются непонятыми.

      Стр. 34. По какому праву люди посягают на то, что непостижимо?

      Здесь же. ... Но, зная, когда надо молчать, он знал также, когда надо говорить.

      Стр. 40. Прекрасное столь же полезно, как и полезное.

      Здесь же. Дверь врача никогда не должна запираться, дверь священника должна быть всегда отпёрта.

      Стр. 43-44. Никогда не надо бояться ни воров, ни убийц. Это опасность внешняя, она невелика. Бояться надо самих себя. Предрассудки - вот истинные воры; пороки - вот истинные убийцы. Величайшая опасность скрывается в нас самих. Стоит ли думать о том, что угрожает нашей жизни и нашему кошельку? Будем думать о том, что угрожает нашей душе.

      Стр. 44. ... он пробил себе дорогу с прямолинейностью, не считающейся с препятствиями, вроде так называемой совести, присяги, справедливости или долга, и шёл к намеченной цели, ни разу не оступившись на пути преуспеяния и выгоды.

      Стр. 45. Какова у человека философия, такова и жизнь.

      Здесь же. Для чего стоять наверху, если не видишь дальше кончика носа своего ближнего?

      Стр. 46. У меня есть выбор: страдать или наслаждаться. Куда меня приведёт страдание? В ничто. Но я приду туда настрадавшись. Куда меня приведёт наслаждение? В ничто. Но я приду туда насладившись.

      Стр. 47. У кого нет ничего, у того есть Бог.

      Здесь же. Люди, которым удалось обзавестись этой превосходной философией (материализм), испытывают приятное чувство полнейшей безответственности.

      Стр. 50. Порой заботливость может только стеснять.

      Стр. 54. У человека есть только один тиран - невежество.

      Стр. 55. Крушение предрассудков и заблуждений порождает свет.

      Здесь же. ... Мельницы уже нет, но ветер остался.

      Здесь же. Разрушение может оказаться полезным.

      Стр. 58. У самых великих умов есть свои кумиры.

      Стр. 59. Грубые проявления прогресса носят название революций. После того как они закончены, становится ясно, что человечество получило жёсткую встряску, но сделало шаг вперёд.

      Стр. 59. У добра не может быть нечестивых слуг.

      Стр. 62. Можно ли представить себе человека, который, находясь у пылающего костра, не ощущал бы его жара?

      Стр. 63. То, что похвально по отношению к восходящему светилу, далеко не так похвально по отношению к светилу нисходящему.

      Стр. 66. Как охотно честолюбие именует себя призванием.

      Стр. 67. Какая, в сущности, гнусная вещь - успех. Его мнимое сходство с заслугой вводит людей в заблуждение.

      Здесь же. Удача - это для толпы почти по же, что превосходство.

      Здесь же. Благосостояние предполагает способности.

      Здесь же. Будьте удачливы - всё остальное приложится.

      Здесь же. Все восторги современников объясняются только близорукостью.

      Стр. 68. ... Он был снисходителен ко всякому творению Божию.

      Здесь же. В душе каждого человека, даже самого хорошего, таится бессознательная жестокость.

      Стр. 72. Человеческая мысль не знает границ. На свой страх и риск она исследует и изучает даже собственное заблуждение.

      Здесь же. Как любовь, так и молитвы никогда не могут быть чрезмерны.

      Стр. 77. Те, кто удручён горем, не оглядываются назад. Они слишком хорошо знают, что их злая участь идёт за ними следом.

      Стр. 90. Опозоренные жаждут уважения.

      Здесь же. ... это дом Иисуса Христа. У того, кто входит в эту дверь, спрашивают не о том, есть ли у него имя, а о том, нет ли у него горя...

      Здесь же. Залитое слезами лицо одного раскаявшегося грешника доставляет небесам больше радости, чем незапятнанные одежды ста праведников.

      Стр. 101. Гнев может быть безрассуден и слеп; раздражение бывает неоправданным; негодование же всегда внутреннее обоснование так или иначе.

      Вот всего лишь сто страниц из этой книги, а сколь интересного!
      Это Виктор Гюго. Очень богаты его произведения подобным.
      Ну, а что же наши классики? Возьмём к примеру Фёдора Михайловича Достоевского, его знаменитый роман "Униженные и оскорблённые" из Собрания сочинений изданных в Москве издательством Лексика - Lexica в 1996 году под редакцией С. К. Шумеева. Коррекор С. Б. Шапошникова.

      Стр. 7. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно.

      Стр. 8. Новые взгляды, новые мысли...

      Здесь же. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!      

      Стр. 9. Глядя на неё, вы бы тотчас бы согласились, что, наверное, прошло уже лет двадцать, как она в последний раз ела.   

      Стр. 21. ... Князь приехал на Васильевское, чтоб прогнать своего управляющего, одного блудного немца, человека амбициозного, агронома, одарённого почтенной сединой, очками и горбатым носом, но, при всех этих преимуществах, кравшего без стыда и цензуры и, сверх того, замучившего несколько мужиков.

      Стр. 30. Анна Андреевна не любила желать вполовину.

      Стр. 31. Самый забитый, последний человек есть тоже человек.

      Стр. 47. ... Он был не по летам наивен и почти ничего не понимал из действительной жизни; впрочем, и в сорок лет ничего бы, кажется, в ней не узнал. Такие люди как бы осуждены на вечное несовершеннолетие.

      Стр. 53. Только к вечеру, на одно мгновение, проглянуло солнце и какой-то заблудившийся луч, верно из любопытства, заглянул в мою комнату.

      Стр. 70-71. У женщины, например, бывает иногда потребность чувствовать себя несчастною, обиженною, хотя бы не было ни обид, ни несчастий.

      Стр. 80. Безвозвратного не воротишь.

      Стр. 81. Страданием всё очищается.

      Стр. 82. ... проговорила она наконец, смотря на меня таким взглядом, которым не ждала ответа.

      Стр. 99. Особенно останавливали ваше внимание его прекрасные с виду глаза, серые, открытые. Они одни как будто не могли вполне подчиняться его воли.

      Стр. 100. ... Я склонен подозревать дурное прежде хорошего - черта несчастная, свойственная сухому сердцу.

      Стр. 104. ... Проговорил он свою речь холодно, с некоторыми притязаниями на диалектику.

      Стр. 125. ... правда, в свободное, то есть трезвое, время ...

      Стр. 127. Так всегда бывает, что вот если сначала человек не понравится, то уж это почти признак, что он непременно понравится потом.

      Стр. 170-171. В женском характере есть такая черта, что если, например, женщина в чём виновата, то скорей она согласится потом, впоследствии, загладить свою вину тысячью ласк, чем в настоящую минуту, во время самой очевидной улики в проступке, сознаться в нём и попросить прощения.

      Стр. 176. Не ум главное, а то, что направляет его, - натура, сердце, благородные свойства, развитие.

      Здесь же. Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак!

      Стр. 177. Только откровенность, только прямота могут достигнуть цели.

      Здесь же. Коли ты хочешь, чтоб тебя уважали... уважай сам себя; только этим, только самоуважением ты заставишь и других уважать себя.

      Стр. 179. Сколько зла можно устранить откровенностью!

      Стр. 218. ... По первому впечатлению она мне как-то нехотя понравилась.

      Стр. 220. ... Князь улыбнулся ему с отвратительным сочувствием.

      Стр. 225. Великодушное сердце может полюбить из жалости ...

      Стр. 234. Может быть, самый великий подвиг человека в том, если он сумеет ограничиться в жизни ролью второго лица.

      Стр. 240. Если ещё есть на свете что-нибудь хорошенькое и сладенькое, так это женщины.

      Стр. 244. Нет ничего приятнее, как жить с дураками и поддакивать им: выгодно!

      Стр. 267. ... - Говорят, сытый голодного не разумеет; а я, Ваня, прибавлю, что и голодный голодного не всегда поймёт.

      Стр. 292. ... Но он ненавидел Наташу и, догадавшись, что дело не пошло на лад, тотчас же переменил тон и с злою радостию поспешил оскорбить её, чтоб не уходить по крайней мере даром.

      Стр. 328. Приятные волнения даже излечить могут, на здоровье подействовать.

      Стр. 329. На всякое дело надо смотреть обыкновенными глазами.

      Вот что я почерпнул у Достоевского. А теперь хотелось бы мне привести высказывания более тематические. Обратимся к вечной загадке человечества: любви.
      И так:
      Виктор Гюго. "Отверженные": том второй. Часть IV и V.

      Стр. 41. Душа любящая и страдающая возвышенна.

      Стр. 71. Как это ни странно, первый признак истинной любви у молодого человека - робость, у молодой девушки - смелость.

      Здесь же. Два пола, стремясь сблизиться, заимствуют недостающие им свойства друг у друга.

      Стр. 78. Вместе с любовью рождаются доброта и мягкость.

      Стр. 100. Сосредоточение Вселенной в одном существе, претворение одного существа в божество - это и есть любовь.

      Здесь же. Любить живое существо значит проникнуть в его душу.

      Здесь же. Все творения Божии созданы для того, чтобы служить любви.

      Стр. 101. Бог ничего не может прибавить к счастью тех, кто любит друг друга, кроме бесконечной длительности этого счастья.

      Здесь же. Любовь - это полнота человеческого существа.

      Здесь же. У всех нас, кто бы мы ни были, есть существо, которым мы дышим. Лишённые его, мы лишены воздуха, мы задыхаемся. И тогда - смерть. Умереть из-за отсутствия - ужасно. Это смерть от удушья.

      Здесь же. В тот день, когда вам покажется, что от проходящей мимо вас женщины исходит свет, вы погибли, вы любите.

      Здесь же. То, что начинает любовь, может быть завершено только Богом.

      Здесь же. Любовь слагается одновременно из бесконечно великого и из бесконечно малого.

      Стр. 102. Любовь ничем не удовлетворяется.

      Здесь же. Любовь обладает тем же, что и небо, - созерцание, и большим, чем небо, - наслаждением.

      Здесь же. Любви свойственна ребячливость, другим страстям - мелочность.

      Здесь же. Умирать от любви - значит жить ею.
      
      Здесь же. Любовь - божественное вдыхание воздуха рая.

      Стр. 103. Не найдись на свете хоть один любящий, солнце погасло бы.

      Стр. 161. Часто (женщина нам) отдаёт сердце, мы же берём тело.

      Здесь же. Любовь не знает середины: она или губит, или спасает.

      Стр. 164. "Говорить комплименты" той, которую любишь, - это первая форма ласки, робко испытывающее себя дерзновение.

      Стр. 166. Потребуй-ка логики у страсти!

      Стр. 167. У людей странное притязание: они хотят, чтобы любовь вела их куда-нибудь.

      Стр. 168. Истинная любовь лучиста, как заря, и безмолвна, как могила.

      Стр. 177. В пору первой любви душой овладевают гораздо раньше, чем телом; позднее телом овладевают гораздо раньше, чем душой, иногда же о душе и вовсе забывают.

      Стр. 179. Улыбка любимой женщины сияет во тьме.

      Стр. 183. Сердечную пустоту не заткнёшь затычкой.

      Стр. 294. Подчас любовь страшней отравы!

      Стр. 317. Откуда может раздаться голос любви, если не с высот самопожертвования?

      Стр. 328. В одной восточной сказке говорится, что Бог создал розу белой, но Адам взглянул на неё, когда она распустилась, и она застыдилась и заалела.

      Стр. 335. Всеми героическими подвигами мы обязаны женщинам.

      Стр. 403. Женщина, чем она приманчивей, тем опасней.

      Стр. 449. Любовь - это глупость человеческая и мудрость Божия.

      Стр. 454. Полдень - час солнца, полночь - час любви.

      Стр. 459. Тот, кто никогда не обращает взора к исчезнувшим картинам минувшего, не способен ни мыслить, ни любить.

      Стр. 465. ... В этот день шёл дождь, но в небе всегда найдётся кусочек лазури, которого довольно для счастья влюблённых, - он виден им одним даже тогда, когда прочие смертные прячутся под зонтом.

      Стр. 476. Нет в природе никого мудрее, чем влюблённые.

      Здесь же. Разве можно любить чрезмерно?

      Здесь же. Кто говорит "любовь", тот говорит "женщина".

      Стр. 477. Чтобы там не случилось, во все времена придётся любить женщин.

      Здесь же. Любовь имеет полное право на длинную седую бороду.

      Здесь же. Дьявол лукав, он возненавидел человека; человек ещё лукавее - он возлюбил женщину. Это принесло ему больше добра, чем дьявол причинил ему зла. Такая хитрость изобретена ещё во времена земного рая.

      Стр. 478. Рази меня гром, если не лучший способ чтить Бога - любить свою жену!

      Здесь же. Кто любит, тот благочестив.

      Здесь же. Обожать, ухаживать, ворковать голубком, петь петухом, целоваться и обниматься с утра до ночи, охорашиваться перед своей жёнкой, гордиться, ликовать, распускать хвост - вот цель жизни.

      Здесь же. Если не любить друг друга, то я, право, не понимаю, зачем, собственно, наступала бы весна.

      Стр. 478. Душа предаётся размышлениям перед святилищем, где совершается торжественное таинство любви.

      Стр. 479. Любовь - вот единственное счастье на земле.