Ах, душка, граф Невзоров!

Андрей Новоселов
   И да простит меня Александр Глебович за панибратский заголовок, но некое право на такое обращение я имею. Во-первых, с легкой руки Алексея Толстого, фамилия Невзоров без титула и приключений для меня не существует, а, во-вторых, как активный пользователь быдлоящика я, воленс-неволенс, становлюсь носителем быдлокультуры со всеми вытекающими из меня хамством и непосредственностью. И я даже не требую снисхождения к этому факту, а просто ставлю всех перед ним.

   Вы знаете, господа, умный человек в быдлопространстве подобен красивой женщине. Ведь что бы ни делала красивая женщина, в частности на TV, лишь бы мелькала. Так и умный человек, что бы ни говорил он – лишь бы вещал. Эффект доброй радости достигается в обоих случаях.
  Но, поскольку, умные люди встречаются на российском телевидении намного реже, чем даже красивые женщины, то появление Александра Глебовича в студии 5 канала СПб на дискуссии «Осторожно: богохульство» обнадежило меня, что время, проведенное в этот вечер у телевизора, не уйдет в бездну под названием «Убитое понапрасну». Так оно и случилось.
  Редкий дар Александра Невзорова разбираться в людях позволил буквально в первые минуты программы разбить стройный фронт апологетов современной церкви на отдельно кувыркающихся солдатиков. Невзоров - прекрасный провокатор в лучшем смысле этого слова, если у слова «провокатор» такой смысл найдется. Александр Глебович так формулировал свои вопросы, что ревнителям современного благочестия пришлось открыть свои настоящие лица. И вместо монолитного коллектива адептов мы увидели достаточно разношерстную компанию: «быкующий» «правильный пацан», живущий «по православным понятиям»; восторженная телка, еще не подозревающая о страстях, бурлящих в собственной душе; воинствующий схизматик, готовый ради сохранения купели, пожертвовать младенцем, ну и обычный российский чиновник (правда, в рясе) с мудрым отеческим взором, несмотря на малость лет своих уже познавший мерзость бытия, и даже от него упитанный.
  Стало ясно, что, несмотря на то, что слово «богохульство» адепты понимают по-разному, а то и вообще не понимают, защищаться от Невзорова они готовы сообща даже в таком разноцветном коллективе. Все же, в течение передачи стало ясно, что богохульством не может являться строительство дорогостоящих особняков и дач чиновниками МП РПЦ. Наличие джипов у клира, равно как и наплевательское отношение к пастве также не подпадает под понятие богохульства. Вскоре остановились на формулировке «оскорбление чувств верующих». Это, я считаю, очень  удачная и перспективная формула. Во всяком случае, КПСС, при организации своих акций, прикрывалась позывом «чаяния трудящихся». «Чувства верующих» и «чаяния трудящихся» - не один ли черт, - спрошу я у вас? И сам же и отвечу: один черт, впрочем, очень работоспособный и практически непотопляемый.
 Поговорили еще и на тему передачи музейных ценностей и недвижимости в собственность РПЦ. На мой взгляд, проблема не стоит выеденного яйца. Держаться за старый табурет в квартире, из которой уже вывезли всю мебель – акт чисто театральный, хоть и отчаяния. Отвоевывать столетние руины в стране, где все уже и так украдено – тот же театр.
  Один святой отшельник, не помню имени, однажды вернулся домой и застал разбойника, грузившего на верблюда все имущества отшельника. Подвижник, не долго думая, стал ему помогать. Когда все до последней вилки было благополучно упаковано, выяснилось, что верблюд не желает идти. Разбойник с отшельником были сильно озадачены этим внезапно открывшимся обстоятельством. Потом подвижника осенило. Он бросился в хижину, отыскал завалившуюся куда-то старую лопатку и торжественно вручил разбойнику. Только после этого верблюд спокойно отправился в путь. И если русский народ считает себя православным, то почему эта притча его ни чему не учит? Наше общее имущество - имущество русского народа уже погружено на чужого верблюда. И если не отдать сейчас лопатку, то есть церковный скарб, то этот верблюд никогда не свалит с нашего двора и его еще придется кормить.
  Александру Глебовичу, было видно, не жалко этой старой лопатки. Но, видимо из-за какого-то потаенного упрямства, он все спрашивал: «А что сделала такого хорошего для страны Русская Православная Церковь, чтобы ей отдавать то, что не всегда ей принадлежало?»
  Помилосердствуйте, Александр Глебович! Ни один олигарх, ни один правитель, ни одно воровское сообщество ничего не сделало для нашей страны, а, тем не менее, все получило. Почему МП РПЦ – то должно быть исключением из общего правила?
  Но Невзоров не желает, почему-то, ставить РПЦ в один ряд со всеми желающими лучшей доли.
  Он заявляет: Московская Патриархия – коммерческая структура, занимается бизнесом. Пусть тогда платит налоги  на имущество и прибыль. (От себя добавлю – и НДС).
  Но, любезный граф, кто в России ныне платит налоги в полном объеме? В России платят в полном объеме только взятки, откаты и другие «внутрикорпоративные сборы». И МП не исключение, поскольку «внутрикорпоративные сборы» имеют в ней место, и они с успехом заменяют любые сборы и налоги. А взятки, то есть пожертвования – это часть любого приходского бюджета.
Невзоров говорит: МП активно вмешивается в светскую жизнь, навязывая свои правила поведения.
  Но, ваше сиятельство, ведь мы не можем отказать РПЦ в том, чем занимаются абсолютно все подвижные организации России. Вы же привыкли к рекламе тампонов и пива? Вы же не возражаете против прослушки ваших телефонных разговоров потому-то и компетентных органов? Вас же не выводит из себя повальная вакцинизация детей и назойливость проблем ЖКХ? Абсолютно все лезут в вашу личную жизнь без разрешения. Почему РПЦ-то нельзя? Что, неужели не найдется места в нашей жизни преподаванию православной культуры, ну, где-нибудь между декларированием доходов  и обязательной чипизацией младенцев? Все же для вашего блага, граф, а вы, упрямец эдакий, упираетесь! 
   Полагаю, что негативное отношение Невзорова к РПЦ кроется гораздо глубже, чем в простом неприятии удалого хамства. И, смею догадываться, что Александру Глебовичу не нравится в православии два, на его взгляд, серьезных момента:
1. В основе православного учения – история еврейского народа, от которого в реальной жизни не только правильной буквы «р» не добьешься, но и элементарной правды.
2. Установка отношений внутри православной Церкви между старшими и младшими, как пастырь и овца. А, проще сказать, если я – начальник, то ты – баран.

   В программе «Осторожно: богохульство» Александр Глебович, отвечая на выпад оппонента, сказал, что он не знает никакого Фоменко. Видимо, Невзоров, имел ввиду, что он не знает академика Фоменко, автора «Новой хронологии».  И напрасно граф не знает Анатолия Тимофеевича, поскольку тот достаточно убедительно, на мой взгляд, доказал, что в Библии как раз описана история русского народа, как бы его ни называли.
  Еврейской русская библейская история стала во времена патриарха Никона, обладателя большого носа и черных глаз. «Да как же вы допустили?!!!!» - кричал в таких случаях Иван Васильевич Бунша и стучал посохом. Да правильно все допустили.
  Видите ли, господа, в Евангелии богоизбранный народ, если помните, в конце-концов, проклинается на вечные времена: «Кровь Его на нас и на детях наших», что согласитесь, может вызвать душевный дискомфорт не только у неофита, но и у монстров православия. Поэтому, пользуясь случаем замены царствующего дома, наши предки решили подреформировать и церковную историю. Для этого привлекли новообращенных хасидов, которые согласились подставить под вечное проклятие евреев, коим уже в ту пору терять было нечего.
  Поэтому граф и другие сомневающиеся в национальной чистоте православия могут быть совершенно спокойны – славянее нашего православия просто некуда!

  По второму моменту отношения пастырей церкви к пастве как к стаду овец, неразумно и невпопад блеющих можно тоже кое-что сказать. Но прежде я бы хотел еще больше огорчить Александра Глебовича, сказав, что в православии можно быть лишь овцой либо козлом. Других вариантов просто не существует.
  Чем, господа, по-вашему, отличается наука от религии? А, по-моему, ничем.
И то, и другое включает в себя некое учение. И это учение начинается с принятия на веру, безо всякого критического осмысления, неких основополагающих аксиом. Все основные понятия науки ли, религии ли, то есть «азы», принимаются новообращенными на веру. А затем уже начинается изучение всевозможных законов взаимодействия этих основных начал между собой. Наука и религия могут отличаться лишь соотношением количества «азов», принимаемых без критики, на веру. У религии таких моментов на порядок больше, и только.
  Православие – это всего лишь наука, наука о вечной жизни. Искусство жить за гробом.
Согласитесь, если существует на свете много курсов, обучающих жить за границей, на кухне, в любви и согласии и т.п., то, почему бы не существовать курсам, обучающим жить на том свете? Это было бы недемократично и неправильно, потому что законом разрешены любые курсы, если они не обучают плохому.
   Таким образом, церковные пастыри – это, прежде всего, учителя. А паства – ученики.
А как должен относиться настоящий педагог к ученикам, если он хочет, чтобы его предмет был насмерть усвоен подопечными? Только как к баранам и никак иначе.
  А как должны себя чувствовать ученики, если они действительно хотят усвоить преподанную им науку? Только глупыми, ничего не соображающими овцами. Какое либо другое чувство у школяров способно перечеркнуть все усилия преподавателя.
  Александр Глебович, как и всякий умный человек, любит учиться. И если бы он не ставил сам себя в положение кроткой овцы, отправляясь на занятия латыни или французского языка, он бы никогда не смог в совершенстве овладеть ни тем, ни этим. И вряд ли из Александра Глебовича вышел бы хороший педагог, если бы на собственных занятиях, он относился к ученикам не иначе, как к овцам.
  И пару лишь слов о козлищах – альтернативе овец. Козел никогда не сможет стать настоящим педагогом, потому что у него нет для этого достаточных знаний, а есть только гонор.  А знаний у козла не хватает потому, что он не способен хотя бы временно побыть овцой для собственного блага, опять же из-за своего гонора. Козлов не любит никто: ни пастыри, ни овцы, ни братья по разуму, то есть по гонору.
  К слову, идеальный образ учителя создал в сериале «Интерны» «бывый ерей» Иван Охлобыстин, обращающийся со своими учениками исключительно как с баранами, впрочем, не давая им возможности стать козлищами. А это уже не только профессиональное, но и нравственное обучение, согласитесь.

  Вот, собственно, все пустяковые замечания, которыми бы я хотел украсить чудное выступление Александра Невзорова по питерскому телевидению. Но хочу добавить следующее, возможно, уже сказанное: надоел до смерти весь этот восточный базар, что в стране, что на телевидении. Хочется слушать умных людей, пусть даже если они говорят спорные вещи. Спокойный разум всегда облагораживает слушателя.
  Любезный граф Александр Глебович, ваше сиятельство! Не уходите далеко, не скрывайтесь. Не затворяйтесь с вашими гуигнгнмами вдали от нашего болотца. Возвращайтесь! На худой конец, у нас тут свои ГУИНы есть, не глупее свифтовских.
Поговорите еще с нами. А то, право слово, скучно-с.