Совет важнейший - Сцены-кирпичи романа

Сабир Сабуров
Любая художественная проза - роман, рассказ, - должна состоять из сцен.
 
Если ситуация с наличием сюжета в наших произведениях - еще куда ни шло, то, что касается сцен - это повальное бедствие начинающих (и не только) писателей.

Вместе с тем, проза без сцен не может называться художественной - это будет изложение, эссе, школьное сочинение и т.п. И, конечно же, такая проза не будет коммерческой.

Сцена может содержать чуть-чуть описания или фоновой информации, но основное в ней - события (действия героев и диалог). Читатель должен "видеть" череду событий в твоем романе, как если бы он смотрел кинофильм.

Сцена должна иметь следующие 3 компонента:
     1) Цель (Goal) персонажа
     2) Конфликт (Conflict), который этот персонаж должен преодолеть для достижения своей цели
     3) Поражение (Disaster) персонажа в достижении своей цели, что ведет еще к бОльшему конфликту. Если же персонаж в данной сцене добивается данной цели, сразу должна возникать новая проблема, новый (лучше - еще более серьезный) конфликт.

И, конечно же, каждая сцена должна иметь "декорацию" и POV (должна быть описана с точки зрения только одного персонажа).

Т.о., сцена в некотором смысле - это отдельная история, отдельный рассказ, только в романе сцены должны быть взаимосвязаны. А вот рассказы часто состоят из одной сцены.

Как кирпичи разделяются цементом, так и в романе сцены разделяются так называемыми Sequel (англ. - "последствие"), чтобы дать и герою романа и читателю передохнуть, "переварить" случившееся и собраться с мыслями. Говоря короче, цель Sequel - превратить "Поражение" в "Новая цель".

Методика создания художественного сюжета так и называется: Scene and Sequel.
 
Каждая Sequel тоже состоит из 3-х частей:
     1) Эмоция - немедленная реакция персонажа на свое поражение
     2) Дилемма - поиск главным героем решения проблемы
     3) Решение - новая цель персонажа, с которой он вступает в следующую сцену.

Т.е., роман должен выглядеть как непрерывная цепочка:

Сцена - Sequel - Сцена - Sequel - Сцена - Sequel - Сцена - Sequel - Сцена - Sequel

Как пример правильного применения этого метода, из того, что я читал, я могу назвать "Ромашку" Дэвида Висмана (http://proza.ru/2010/10/12/273). Потому она и имеет такой большой читательский успех.

А вообще на "Прозе.Ру" редко можно встретить произведение, представленное в виде сцен.

За примерами далеко ходить не надо. Первая часть моего "Любить в муравейнике", которую я назвал "Взгляды", практически не содержит сцен.