Ушки бегемота

Ольга Ракитянская
Все, наверное, слышали выражение «это только верхушка айсберга»: так говорят, когда хотят показать, что некая проблема гораздо шире и глубже, чем кажется на первый взгляд. Ведь, как известно, айсберги, эти плавучие ледяные горы, почти полностью погружены в воду, и на поверхности торчит лишь десятая их часть.

А встречалось ли вам когда-нибудь выражение «ушки бегемота»?

Так говорят в Южной Африке, где айсбергов нет, а лед можно увидеть только в холодильнике или высоко-высоко в горах, куда взберется лишь бывалый альпинист. Конечно, Антарктида от нас не так уж и далеко – ведь живем мы на Крайнем Юге! – но этого совсем не замечаешь. Лишь зимой, в июне-июле, когда задуют с юга пронзительно-холодные ветра, южноафриканцы кутаются в свитера и куртки и недобрым словом поминают самый южный континент. Но в прибрежные воды айсберги все равно не заплывают: даже зимой здесь для них слишком тепло, они и доплыть не успеют – растают по дороге. Поэтому и выражение про верхушку айсберга чуждо сердцу и слуху рядового южноафриканца.

Зато бегемотов в Южной Африке сколько угодно! Каждый их видел, и каждый знает, что днем бегемоты на берег почти не выходят. Сидят себе в реке или озере, в приятной прохладной водичке, а на поверхности торчат только ноздри – чтобы дышать – да смешные маленькие ушки – чтобы слышать, что происходит вокруг.

Пасутся бегемоты по ночам, в светлое же время их можно увидеть на берегу лишь в нежаркие дождливые дни, а такие дни в Южной Африке выдаются редко. Бывает, выходят бегемоты на берег и зимой, чтобы погреться на солнышке: вода в озерах за ночь остывает, а южное солнце и в зимние месяцы жаркое. Но долго загорать бегемотам нельзя, ведь кожа у них хоть и толстая, но нежная, так вместо загара и солнечный ожог получить недолго. И ближе к полудню, когда солнце достаточно нагреет воду, бегемоты снова уходят на глубину, выставив на поверхность волосатые ушки.

По этим ушкам только и можно догадаться, где спрятался бегемот. Впрочем, и сами ушки заметить непросто: издали их легко принять то за отростки коряги, то за пучки водяной травы, каких всегда много торчит у берегов африканских рек и озер. Бывает, даже глядя в бинокль, долго не можешь понять, что перед тобой – бегемочье ухо или коряга, пока «деревяшка» вдруг не шевельнется…

Спрятавшихся бегемотих иногда выдают малыши-бегемотики. Они ведь дети, им скучно целый день сидеть в воде на одном месте, хочется поиграть. И вот сидит толстая мамаша в воде, а вокруг нее бегемотик плавает, то погружаясь в воду, то выныривая – совсем как подводная лодка! А то вдруг устанет плавать – и уляжется прямо маме на шею, а то и на морду, спокойно дышать мешает, приятные сны смотреть. Стряхнет бегемотиха непоседливое дитя, и весело скатится бегемотик в воду, как с горки, сверкнув детским розовым брюшком и задрав вверх толстые столбики-ножки… Далеко уплывать от мамы бегемотикам нельзя: ведь они еще маленькие, их может схватить крокодил, а ночью на суше – лев. А взрослых бегемотов крокодилы и львы сами боятся.

…Интересно наблюдать за этими «речными лошадьми» (именно так переводится на русский язык греческое слово «гиппопотам») или «озерными коровами» (как называют их буры), а лучше всего сказать, водяными свиньями – на свиней бегемоты и правда похожи, да и сродни они хрюшкам. И много, много еще интересного и необычного можно о них рассказать: как потеют они розовым потом – будто кровью обливаются! – как громоподобно ревут, широко разевая рот с огромными зубами-бутылками, как сами удобряют свой личный огород на берегу и под водой… Но об этом – как-нибудь в другой раз. А может быть, вы захотите и сами разузнать о бегемотах побольше. Ведь то, что я здесь рассказала – всего лишь вершина айсберга… То есть, простите, лишь ушки бегемота!