Чем дальше М 88 улетал в космос , тем чаще Андрей вспоминал…полигон .
Это было последнее что он видел на Земле и поэтому сильнее всего и запомнилось ,да и проработал и прожил он на нем почти полтора года …
Все чаще возникало ощущение что … Полигон … живой ? Была в нем - какая то своя неповторимая атмосфера . Хоть все многочисленные объекты ,воинские части , стартовые площадки – были окружены тайгой и отъехав на несколько километров , ну а от некоторых частей и метров на сто-двести…ты оказывался - абсолютно один ! Кругом была только тайга и тишина …
Но ты чувствовал – что вокруг тебя еще кто-то есть… и их много – десятки тысяч работающих на полигоне военных и гражданских …и среди бесконечного количества стоящих вокруг тебя молчаливых деревьев – ощущалось незримое присутствие людей – объединенных одной целью .
По множеству дорог связывающих между собой почти 2 000 объектов разбросанных по всему полигону практически круглосуточно ездили машины и автобусы всех типов и размеров , cтроительная и военная техника …проезжающая мимо тебя машина возвращала ощущение что ты здесь не один …машина удалялась и одиночество снова окружало со всех сторон …
Атмосфера полигона – была абсолютно неповторимая и непередаваемая …наверное такое может быть только на наших – немногочисленных земных космодромах . Над каждой ракетой и ее многочисленными компонентами , узлами , приборами , системами , материалами – работали сотни КБ , НИИ , тысячи предприятий и сотни тысяч людей – разбросанных по всей необъятной стране …
И все это стекалось доставлялось привозилось – на полигон . Полигон все это доводил до конечной готовности , многократно проверял и испытывал по многочисленным технологиям и регламентам …и последняя и пожалуй самая главная стадия - запуск ракеты – то для чего собственно сам Полигон и был предназначен …
Но полигон это ведь не только сотни тысяч тонн бетона ,стали ,монтажно-испытательных корпусов и стартовых площадок и всего огромного перечня составляющих его частей – все это только средства …главное люди на нем работающие и значит полигон действительно – живой …
Учитывая самый напряженный на Земле график запусков – здесь была и самая напряженная рабочая обстановка всего многотысячного коллектива полигона …наверное это и отразилось на окружающей его северной природе и возникла – атмосфера не похожая на любой другой космодром на Земле …
За время пока они летят – полигон наверное уже запустил еще добрую сотню ракет со спутниками , исследовательскими аппаратами к Луне , Венере , тому же Марсу .
Часть ракет находится пока в МИК , какие-то уже стоят на стартовых площадках , какие-то изделия в дороге , что-то еще только начали собирать на заводах …но рано или поздно – все это встретится там …откуда они и улетели – на полигоне .
Слово космодром тогда еще не было входу , у ракетчиков были свои термины и обозначения у остальных воинских частей – свои . Большинство же просто все это в целом называло просто – полигон .
Наверное … какая то часть его - Андрея да и всего экипажа …осталась там , и какую-то частичку атмосферы они забрали с собой …
На нем – можно было встретить представителей практически всех видов и родов войск входящих в состав Вооруженных Сил СССР . Не встречал Андрей – пожалуй только моряков и десантников …но может и они там были ? Просто не попадались на глаза …да и допуск был не в любой уголок полигона – а только те что связаны со своими прямыми обязанностями .
Да и частенько исходя из специфики очередной программы или проекта - офицеры носили погоны и петлицы тех родов войск к которым практически не имели никого отношения . Чем конкретно они занимались на полигоне – знали единицы ,да и любопытство было как то не в ходу .
Больше всего « любили » да и скорее по службе просто были вынуждены и обязаны переодеваться – коллеги по цеху Андрея…из КГБ . Представители Особого отдела полигона . Частей было много и такое же многообразие по количеству личного состава – были небольшие части связистов в несколько десятков человек и отдельные батальоны – полки -бригады , где солдат и офицеров были тысячи …
Штатную форму офицера КГБ – практически никто и нигде не носил … прикомандирован к ракетчикам – значит и форма такая же – в общем любая кроме настоящей .
Почему то Андрею больше всего нравилось бывать на аэродроме …он находился немного на отшибе от большинства остальных воинских частей полигона и жил какой-то своей особенной жизнью , часть ее конечно была подчинена всему полигону в целом …
Контрольно-пропускной пункт находился прямо у расположения авиаполка , штаб казармы клуб столовая – утопали среди березок …в тайге конечно больше всего было чего-то вечно-зеленого , много смешанного , и березовые рощицы попадались не так часто . Может поэтому полк и казался таким уютным и домашним …и поэтому сюда тянуло ?
Летчики были далеко не самой секретной частью полигона – поэтому и ограждения не было никакого вокруг всей части . Сам летный состав жил вообще-то в главном городке космодрома . В полку в казармах жили солдаты из двух приданных отдельных батальонов обеспечения , ну и те солдаты что относились непосредственно к отдельному авиаполку …
Был вполне уютный клуб с большим зрительным залом и приличным экраном где по выходным показывали кино . В другой части клуба – неплохой спортзал ,где солдаты из полка и батальонов периодически играли друг с другом в волейбол .
Знакомство с жизнью таежных летчиков – началось как то случайно…до встречи очередного борта было еще время и Андрей оставив обычный армейский уазик рядом с КПП ,вышел побродить между березок . Дорога сразу раздваивалась к казармам и штабу полка … на небольшом плацу в строю стояли с десяток солдат и несколько офицеров – обычный развод на работы или перед
заступлением в наряд .
Cолдат в авиационном полку одевали , пожалуй ,лучше всех на полигоне . В обычной форме их можно было увидеть редко . Летом они ходили в летней технической форме одежды : темно-синий берет ,такого же цвета удобная и легкая куртка с карманами и cвободные брюки , самое главное – вместо кирзовых сапог с непременными портянками – удобные и легкие полуботинки на пружинящей и удобной подошве …ну почти как кроссовки .
Осенью правда приходилось все таки одевать сапоги , утепленный полукомбинезон ,
демисезонную куртку с убирающемся на спине в карман немного утепленном капюшоне . Все это уже было почти черного цвета …
Зимой , c ее частыми тогда для полигона - 30 – 40 С …валенки ,толстый и теплый ,длинный до самой шеи – комбинезон . Сверху толстенная куртка из очень плотной материи с при шнурованной подкладкой из настоящей , хорошо выделанной овчины. Был еще огромный воротник из цигейки – поднимающейся выше головы с надетой на нее шапкой и застегивающейся на крючок …
Сверху еще надевался толстый и теплый капюшон с собачьей опушкой , в особо сильные морозы одевался еще вязаный шлем – с прорезью для глаз . Да – надевалось все это поверх двух комплектов нательного белья – холодного ( летнего ) и теплого ( зимнего ) потом еще ПШ – полу шерстяные брюки голифе с кителем , ну а потом все остальное …
Это конечно не рыцарские доспехи – но тяжеловато , зато тепло и ветрами не продувается . Были еще теплые и толстые варежки из той же – натуральной овчины , с кожаными вставками на ладони – варежки были длинными и с разноцветными отворотами …белыми – синими – и даже оранжевыми . Солдаты любили их засунуть в карманы куртки или на комбинезоне – так чтобы эти яркие отвороты видны были на фоне всего остального – иссиня черного обмундирования …
Все смены времен года и формы одежды солдат из приданного полигону авиаполка – как -то сами откладывались в памяти …
Сейчас было лето , и солдаты были в самой легкой – летней технической форме .
В сторонке ото всех , прохаживался старший лейтенант – вроде бы совершенно случайно здесь оказавшийся и не имеющий никакого отношения к происходящему ?
В руках он крутил длинную цепочку с ключами и в виде брелка – на ней висело с пяток патронов от АКМ , но все они блестели как хромированные ?
Андрей - почувствовал коллегу по ведомству … подошел и просто поздоровался за руку . Странноватые брелки для ключей у летчиков пошли …Коллега засмеялся – да это дембеля местные , ерундой занимаются . Находят где то патроны и в свободное время наждачкой их шлифуют , в оружейных комнатах все патроны по счету сходятся – где эти берут все никак не найду .
Разговорились , Игорь оказался земляком ну и плавно перешли на ты …
Скоро у летчиков и техников рабочая смена заканчивается – в волейбол будут играть – может присоединимся ? – спросил Игорь .
Попробуем – ответил Андрей – а где площадка ? Да рядом с аэродромом – срежем через лес …тут солдаты к каждой стоянке своих тропинок натоптали –ответил Игорь .
Тропинок от заасфальтированной части городка авиаполка – расходилось не меньше десятка во все стороны света . Кругом была тайга – и в десятке метров от отдельных зданий городка вполне можно было заблудится . Правда было видно возвышающуюся вышку КДП … командно –диспетчерского пункта аэродрома.
Игорь пошел по тропинке уходящей левее …и вскоре они пересекли асфальтированную дорогу идущую , почти параллельно аэродрому - с нее были видны массивные транспортники АН-12 .
Тропинка опять расходилась на три – но уже было видно площадку с выстроившимися в ряд домиками на колесах ( кунгами ) , навесом с почти не нужными громоздкими и видать списанными деталями от самолетов , курилкой в виде большой восьмиугольной крытой беседки …недалеко от нее и находилась волейбольная площадка .
Все было выкрашено в зеленый цвет - только немного бросалась в глаза белая волейбольная сетка . Из сливавшихся с лесом кунгов изредка выходил кто-нибудь из техников …издалека могло показаться что это какие то лешие берутся неизвестно откуда …
К концу рабочего дня – потянулись солдаты из разных групп обслуживания, нагруженные проверочной аппаратурой и инструментом . Весь самолет –все его узлы и системы были расписаны по трем-четырем наземным группам – у каждой был свой отдельный кунг на колесах – где хранились запчасти ,была небольшая мастерская для мелкого и оперативного ремонта
Отношение к инструменту в авиации особенное , забытая отвертка или пассатижи – могли во время взлета и набора высоты попасть в элементы системы управления рулями высоты или элеронами , попасть в стойку шасси , да куда угодно от крена и вибрации могла закатиться какая-нибудь забытая отвертка – что могло привести к катастрофе самолета .
Поэтому уходя из своего кунга на обслуживание самолетов – техники и механики проверяли наличие всего комплекта инструментов полностью …после работ на технике – проверяли еще раз и вернувшись в кунг – опять проверяли .
Если обнаруживалась недостача – почти вся эскадрилья целиком начинала искать пропавший инструмент …Ни один самолет не поднялся бы в воздух до тех пор пока бы не нашли – эту отвертку . Случаи конечно были – но очень редко и находили быстро . Виновник – в лучшем случае отделывался несколькими нарядами вне очереди …
Правда один из молодых солдат – умудрился раз забыть на самолете весь инструмент сразу , железный такой чемоданчик . Нашли меньше чем за пять минут …но вся эскадрилья – где это случилось – выпала в полный осадок ! Такого на своей памяти никто не помнил – чтоб все и сразу …
Да и инструмент весь был с клеймами – восемь или десять цифр …первые две – это последние две цифры из номера части …еще две номер группы обслуживания …далее номер инструмента в описи и еще что-то там . Если это были например пассатижи или кусачки – то клеймо ставилось на обеих частях …
На эту тему иногда и шутили . На каждом из АН-12 - помимо кучи всякого снаряжения была еще и обычная метла c длинной ручкой … ей обметали от снега самолет – там где могли достать и в самом самолете тоже подметали еще и веник был . Метлой все таки пользовались чаще …
Как то раз – в просторной курилке после обеда сидело несколько техников …зашел в курилку и начальник штаба полка - подполковник . Должность не летная -больше бюрократическая да и бумаг-планов-отчетов в полку было много . Начштаба был вечно озадачен и закурив беломорину думал о чем то своем –служебном …
Тут один из техников решил видно пошутить : товарищ подполковник – а метла клеймить надо ? Начштаба удивленно : а Вы разве их еще не про клеймили ?
У всех техников в курилке – отвисли челюсти ! Пытавшийся пошутить техник уточнил : а куда там клеймо ставить – на ручку ? Подполковник ответил :конечно на ручку и на каждый прутик отдельно …
Вообще в авиаполку -офицеры и прапорщики были в основном молодыми ребятами от 20 до 35 лет …за сорок и старше было наверное от силы десятой части всего личного состава . Поэтому в небольшие промежутки свободного времени – дурачились на полную …
Особенно зимой - любили макнуть кого-нибудь в сугроб ,просто кидались снежками . Убирали небольшой входной трап в кунг соседней группы обслуживания и вместо него насыпали быстренько холмик из снега …Выходящий из кунга , ничего не подозревающий техник делал шаг – и… ощущал себя немного десантником во время своего самого первого прыжка …
Отряхнувшись от снега и наругавшись матом , подавал клич – наших бьют ! Из кунга – десантировались другие члены его группы и на них накидывались те ,кто и убрал трап ! Получалась веселая , почти как в детстве – куча мала …из офицеров – прапорщиков и солдат …
На шум выходил из своего отдельного кунга – инженер эскадрильи …самый старший по возрасту , из всех валяющихся в снегу подчиненных …усатый и суровый майор : хорош дураков в снегу валять !
К делению на команды летчики и техники подходили тоже своеобразно : играли женатые против холостых …почему-то … холостые чаще все-таки обыгрывали женатых . Усатые против безусых …ну и реже всего летный состав против наземного – технического …
Да и играли редко …выходной был один – воскресенье , да и то не у всех сразу .
Самолет а тем более летчик должны летать …летал весь полк практически через день . Один день – первая и четвертая эскадрилья ,на следующий вторая и третья эскадрильи …дневные и ночные полеты ,тренировочные и учебно-боевые . Часть полка постоянно была в командировках по заданию полигона – летали по всей стране , иногда борт возвращался через два-три дня иногда и через две недели .
Порой стоянки самолетов – пустели на половину …потом полк собирался опять – почти но никогда полностью . Дни учебно-боевых полетов –были всегда самыми напряженными . Техники и механики готовили почти двадцать самолетов к вылету , летчики проходили предполетные занятия , изучали план полетов …
Все группы технического обслуживания - работали на разных самолетах каждый по своей специальности , иногда почти все собирались на одном – который должен был вылететь раньше всех ,и тогда десятки техников и механиков копошился во всех частях самолета сразу …Подготовив этот –срочный , брались за остальные .
Предполетная подготовка , предварительная , подготовка к повторному вылету и послеполетная а еще плановые регламентные работы по отдельным узлам и всему самолету в целом …каких их только не было . Наконец самолеты готовы , экипажи начинают проверку и запуск двигателей …
На АН-12 их четыре - и каждый почти по 4 000 лошадиных сил …аэродром покрывается мощным гулом и самолеты по одному уходят на рулевые дорожки , потом на взлетно-посадочную полосу и растворяются над тайгой …аэродром пустеет и техники могут немного передохнуть .
Вот возвращается первый борт и заруливает на свою стоянку , техники опять идут на него – подготовка к повторному вылету . Возвращается еще один – теперь идем на этот и так со всеми бортами что в этот день или ночь летают . Выполнив полетное задание – самолет окончательно заруливает на свою стоянку … техники выполняют послеполетную подготовку , самолет заправляется полностью топливом и остается “отдыхать”…
И так с каждым самолетом что в этот день летает . Наконец все слетелись на свои стоянки обратно , все проверены и заправлены …и аэродром затихает . Уставшие летчики и наземный технический персонал возвращаются кто домой – кто в казармы . Аэродром закрыт – с сдан под караул роте охраны …
И так через день …правда во время полетов – иногда появлялись небольшие окна … на час другой – самолеты садились на свой родной аэродром – чтобы уступить место в небе для старта очередной ракеты …
Летом хорошо , и одет легко и самолеты не надо сначала расчехлять , а после полета зачехлять обратно …