Мильтон

Константин Рыжов
Джон Мильтон родился  в декабре 1608 г. в Лондоне, в семье состоятельного нотариуса. В молодости он получил великолепное образование. Окончив одну из лучших лондонских школ, Мильтон в 1625 г. поступил в Кембриджский университет. В 1629 г. он получил степень бакалавра, а еще три года спустя  - магистра искусств. Последующие шесть лет   молодой человек провел в поместье отца   в Хортоне, всецело посвятив себя  поэзии и  религиозным штудиям. Он в совершенстве овладел латынью и итальянским, читал в подлиннике древнегреческих авторов, хорошо знал литературу античности, средневековья  и Ренессанса. В 1638-1639 гг. Мильтон совершил путешествие в Италию. В эти годы он написал большое количество прекрасных стихов в духе поэзии Ренессанса и несколько аллегорических  пьес-масок.

Английская революция заставила Мильтона забыть о поэзии. Поселившись в Лондоне,  он выступает в 1640-1650-е гг. прежде всего как писатель-публицист. Из-под его пера выходят десятки памфлетов на различные темы текущей политической жизни и религии. Особое место среди них занимает «Ареопагитика» (1644) – блистательная речь в защиту свободы слова и печати. («Убить книгу, писал Мильтон, - все равно, что убить человека… Тот, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум…»). Он выпускает несколько исторических сочинений (в том числе небольшую «Историю Московии»).

После провозглашения в 1649 г. Республики Мильтона назначают латинским секретарем Государственного совета. На этом посту в течение нескольких лет он ведет переписку с иноземными державами, служит переводчиком на встречах с послами, излагает по-английски латинскую корреспонденцию, приходящую из-за моря, и переводит на этот международный язык декларации,  указы и другие документы. От напряженного труда зрение Мильтона быстро слабеет и вскоре наступает полная слепота. Тем не менее, он продолжает деятельно трудиться на благо Республики. В 1652 г. вышла его книга «Защита английского народа», получившая огромный резонанс и принесшая Мильтону всеевропейскую известность. В короткий срок трактат был переиздан семнадцать раз, переведен на французский и голландский языки. Говорили, что этот труд сделал для защиты Английской Республики столько же, сколько Кромвель на поле брани.  Вновь свою приверженность республиканским идеалам Мильтон подтвердил в тяжелом 1660 году, когда поднялось мощное движение за реставрацию монархии. Ряды республиканцев таяли на глазах. И только Мильтон упорно публиковал одну статью за другой, призывая соотечественников одуматься  и не губить дело революции. Одинокий, изнуренный болезнью, слепой, он готов был до конца защищать свои убеждения. Этого ему, разумеется, не простили.

После реставрации Стюартов  Мильтон подвергся злобным преследованиям роялистов. Его революционные памфлеты были публично сожжены рукой палача, а самого автора заставили выплатить  большой штраф. Материальное благополучие Мильтона пошатнулось, и последние годы он прожил очень скромно. Тем не менее, когда посланец Карла II предложил ему вернуться к своим прежним обязанностям  латинского секретаря, Милтон отказался наотрез. «Это не соответствовало  бы моему поведению в прошлом и моим убеждениям, - отвечал он. – Мое перо никогда не служило тому, что противно моей совести». Удалившись от политической жизни, Мильтон вновь обратился к поэтическому творчеству и создал в последние годы жизни свои самые великие произведения: поэмы «Потерянный Рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671), а также  трагедию «Самсон-борец» (1671).

«ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ». Замысел «Потерянного рая» всеобъемлющ. Эта поэма должна была стать  универсальным,  пригодным для всех времен  обобщенно-символическим и философским повествованием о том, что было, есть и будет  в истории Бога, Сатаны и человека. Она должна была поведать об изначальной и вечной  борьбе между Добром и Злом – как в небесном мире, так и в истории рода людского и в душе каждого отдельного человека. Уже на самых первых страницах ставится главный вопрос:

Что побудить могло Адама с Евой
От Господа отпасть и  преступить
Единственный запрет Его? Кто первый
Их соблазнил на гнусное восстание?

Воплощая свой замысел в стихи, Мильтон создал вещь дотоле небывалую - библейский эпос о борьбе Сатаны против Бога. Все это обусловило космическую грандиозность поэмы. События «Потерянного рая» разыгрываются  на фоне необозримых просторов вселенной. Сатана, падший ангел из числа наиболее  приближенных к Богу, собирает вокруг себя силы Ада и предлагает им перетянуть на свою сторону только что созданного Богом первочеловека. Дьявольский совет  одобряет его намерение, и он летит через хаос к Земле – прекрасно сотворенному новому миру. Бог видит замысел Сатаны и предрекает ему победу над человеком, которому дарована свободная воля. Человек за ослушание будет наказан смертью. Сын, сидящий одесную Отца, вступается за человека и предлагает себя в качестве искупительной жертвы, дабы спасти род людской ценою своей мучительной смерти. Тем временем Сатана достигает Земли. Приняв облик ворона, он проникает в Рай, садится на Древо жизни и подслушивает разговор Адама с Евой о единственном запрете, данном им Творцом: им нельзя вкушать плоды с Древа познания Добра и Зла. Когда Адам и Ева засыпают, Сатана, превратившись в жабу, нашептывает Еве искусительный сон, но ангел Гавриил обнаруживает его и прогоняет прочь.

На  следующее утро Ева  рассказывает Адаму  свой сон: некто крылатый и благоухающий амброзией предлагал ей вкусить от  Древа познания и приобщиться  к божественной сущности. Адам ее успокаивает, и после молитвы они начинают  работу в саду. Бог посылает к ним архангела  Рафаила, дабы предупредить о грозящей опасности. Рафаил рассказывает Адаму о том, как светоносный архангел  Люцифер воспылал завистью к Богу и Его Сыну и подбил других ангелов на бунт; о трехдневной страшной войне в Небесах, увенчавшейся победой Сына над мятежниками.
Тем временем Сатана, обернувшись Змием, соблазняет Еву  съесть плод с Древа познания. Ева поддается на его уговоры. Адам, узнав об этом и, понимая, что Ева погибла, решает сделать  то же, ибо не представляет себе жизни в Раю без любимой. Вслед затем оба ощущают свою наготу и ищут, чем бы прикрыть ее. Они ссорятся, обвиняя друг друга в содеянном. Бог посылает на Землю Сына для объявления приговора. Сатана изгоняется обратно в Ад. Адам и Ева примиряются; им дается надежда на то, что среди потомков Евы появится человек, который сокрушит главу Змия. Архангел Михаил, архистратиг небесного воинства, является им по знаку  Божию, дабы поведать будущую историю их рода - сначала до потопа, потом, уже в последней книге, - после потопа. Он рассказывает о Спасителе, который будет рожден от земной женщины, о Его жизни, учении, смерти и воскресении, об истории Его церкви – вплоть до Второго пришествия. Наконец, он выводит их из Рая.

Такова сюжетная канва поэмы. Это – новая Книга Бытия, новый Апокалипсис, запечатленный  в высоких поэтических образах. Но одной Библией ее источники не исчерпываются. Поэма вместила в себя  всю современную Мильтону науку, включая открытия Коперника и Галилея, теологию, философию, мифологию, тайнознание, литературу (прежде всего, Гомера и Данте), этику. Недаром в течение  двух последующих веков она была так же хорошо известна в Европе, как Библия. Впрочем, отношение к поэме Мильтона всегда оставалось неоднозначным.  С самого начала многих читателей смущал образ Главного богоборца, вылепленный с поистине титанической мощью.

Страстная натура Сатаны, его гордый и непокорный дух, свободолюбие, твердая воля, мужество и стоицизм возбуждают к нему невольное сочувствие. (Недаром в эпоху романтизма поэты стали воспевать бунт Сатаны против деспотической власти небесного Владыки). Сатана красив, величественен, полон чувства собственного достоинства. В его непреклонности, непокорности,  цельности и величии, которое он сохраняет даже в поражении, видится тайное одобрение, тайное сочувствие, испытываемое автором к своему герою. Но это  далеко не так. Мильтон постоянно дает понять,  что за призывом Сатаны к свободе, к разрыву «оков рабства» стоят самые низкие побуждения – зависть, тщеславие, любовь к власти, мстительность и жестокость. Сатана – творец зла и лжи, тиран и раб одновременно, искуситель, льстец и обманщик, выдающий себя за поборника свободы. В обаянии Сатаны как раз и заключается его главное оружие в деле искушения.

Окончание «Потерянного Рая»  стало важнейшим событием в жизни Мильтона. Создав его, он выполнил то главное дело, к которому чувствовал себя предназначенным с детства, ради которого жил. Поэма была с воодушевлением встречена публикой. Вскоре ее прочли все книжные и читающие люди Лондона. Грандиозные картины творения мира, борьба Сатаны против Бога и Его ангелов, дебаты дьяволов в Аду, чарующий Рай и драматическое отступничество  прародителей захватывали и поражали воображение. Мильтона сравнивали с Гомером и Вергилием. Интерес к его творчеству вспыхнул с новой силой, так что сильно стесненный в средствах поэт смог переиздать все свои неполитические сочинения.

В то время, как англичане (а за ними и многие европейцы) с воодушевлением зачитывались «Потерянным Раем», воображением Мильтона владел уже другой замысел. В 1665 г. он начал диктовать новую поэму. Она называлась «Возвращенный Рай» и увидела свет в 1671 г. В основу поэмы  положена евангелическая легенда об искушении Христа Сатаной, согласно которой поединок между героями завершается поражением Сатаны. Сюжетом  избран всего лишь один краткий  эпизод из Евангелия от Луки, где говорится о том, как Христос после крещения был приведен Святым Духом в пустыню и как Сатана искушал Его там. Христос без колебаний отвергает почести, власть и богатство, которые сулит ему искуситель. То, что в Евангелии занимало всего несколько строк, стало сюжетом большой поэмы. Однако за ее пределами осталось все, что связывают обычно с именем Христа: мистическая сторона искупительной жертвы, учение, притчи, чудеса и сама Голгофа. Мильтон пошел на это сознательно. Он показал, как надо противостоять искушению и добиваться победы над Сатаной не с помощью чудесных сил, а «в себе самом», путем моральной стойкости.  Немощь торжествует над силой, простосердечие над коварством, добро над злом. Любой человек в силах вернуть себе внутренний рай – чистую совесть и незамутненный разум. Впрочем, идеи автора не произвели на читателей особого впечатления. Многие находили вторую поэму Мильтона бесцветной и слабой. Ей и в самом деле было далеко до эпической мощи «Потерянного Рая». Но это не являлось следствием упадка таланта. Одновременно с «Возвращенным Раем» появилось другое великое творение Мильтона - драматическая поэма «Самсон-борец».

История богатыря Самсона, одного из главных героев библейской Книги Судий всю жизнь глубоко волновала Мильтона.  Не следует, разумеется, безусловно  отождествлять автора с Самсоном, однако перипетии  жизни Мильтона нигде не отразились столь непосредственно, как в этой трагедии: разрыв с первой женой, слепота, физическая немощь, бессилие перед лицом врагов после реставрации монархии, арест, нищета, вынужденное бездействие после долгих лет славы, побед и упорной борьбы – все это было пережито Мильтоном и потому глубоко прочувствованно им. Может быть поэтому «Самсон» гораздо сильнее трогает  сердце современного читателя, чем прославленный, но несколько многословный и потому скучноватый «Потерянный рай»?

Действие трагедии развертывается в Гизе. Она открывается монологом Самсона. Он уже побежден, предан женою в руки врагов, ослеплен; его волосы, источник необычайной силы, острижены. Он сидит на пригорке перед тюрьмой, где вынужден весь день крутить огромный жернов, непосильно трудясь по приказу врагов. Сегодня – праздник Дагона, божества филистимлян, и никто не работает. Праздность, однако, рождает  тяжелые мысли. Самсон вспоминает об ангеле, который дважды явился его матери и отцу, предрекая им рождение сына. Не была ли  обещана ему великая судьба освободителя народа Израиля от ига филистимлян? «Так неужель я, Божий назорей, - сетует он, -
Для подвига предызбранный с пеленок,
Взращен был лишь затем, чтоб умереть
Слепым рабом и жертвою обмана,
Вращая жернов  под насмешки  вражьи
И силу, что Творец мне даровал,
Как подъяремный скот, на это тратя?»

И он сам виновен в своих бедствиях!  Уступая мольбам и  слезам жены, он открыл ей, что сила его заключена в волосах, и эта откровенность послужила причиной всех его несчастий, из которых худшее – слепота.

Появляется хор. Это сочувствующие  Самсону  израильтяне. Они вспоминают прославленные битвы Самсона с филистимлянами, когда он бесстрашно выходил один против полчищ врагов.  Теперь, увы, настали другие времена. Самсон вздыхает:

«…Чем могу я, ослепший,
Поруганный, раздавленный, бессильный,
Полезен быть народу своему
И делу, мне порученному небом?»

Сетования и вздохи прерывает гонец, посланный правителями филистимлян. Они призывают Самсона на свой праздник, так как хотят позабавиться его силой. Самсона уводят, а в последней сцене трагедии мы узнаем, что случилось  на празднестве в Дагоновом храме. Самсон уперся своими могучими руками в два столба, служивших опорой для крыши, и, расшатав их,  обрушил купол на головы филистимской знати. Сам он так же погиб, погребенный под обломками. Трагедия заканчивается словами, перекликающимися  с печальными стихами «Потерянного Рая»: мы иногда не верим Провиденью, говорит хор, но оно всегда приводит нас к благой цели.


Последние годы после выхода «Самсона» Мильтон наслаждался домашним покоем и уютом, которым окружила его третья жена Элизабет Миншелл (она была на тридцать лет моложе мужа, глубоко почитала его талант, была ему преданным и любящим другом). Умер Мильтон в ноябре 1674 г.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220